17 апреля 2013 года
О своем самолете. Небольшой ликбез для тех, кто думает что летать нереально и запредельно дорого.
Давно я не писал в журнал. Все держат дела, которых к началу летного сезона становится больше и больше. Затянувшийся ремонт-апгрейд самолета подходит к завершению. На выходных погонял мотор после зимнего перерыва. Сначала он заводиться не захотел, но получив порцию «наркотика» (специальной смеси, которую в небольшом количестве прыскают на воздушный фильтр) резво заработал. А там подошел опытнейший Андрей Кареткин (кто не знает — многократный чемпион мира и лучший в России дельтлетный инструктор), прочистил жиклеры холостого хода, и мотор стал заводиться вообще без единого писка 🙂. Работает ровно, гудит деловито. А самолет аж весь бьется в руках — так рвется в небо! Играет рулями, жаждет сорваться с удерживающей на земле привязи и полететь. И как я его понимаю…
Ладно, чтобы не грузить вас своими моторами-жиклерами, предложу-ка я поговорить о… выборе своего летательного аппарата. Готов ответить на почти любые вопросы 🙂. Говорить будем о сверхлегкой технике, поскольку она самая доступная.
А сподвиг меня заговорить об этом вопрос в ЖЖ Андрея Семенова о стоимости самолета. Андрей предложил читателям своего журнала высказать предположение сколько, по их мнению, может стоить собственный летательный аппарат.
Многие считают, что авиация — мало кому доступная роскошь. Так вот, я хочу развенчать этот миф. Хочу рассказать о том, что авиация бывает доступной, при этом может приносить как удовольствие от того, что можешь в принципе летать, так и практическую пользу.
И начну, пожалуй, с вопроса покупки воздушного судна и стоимости владения им. Летательный аппарат с налетом — лучший выход для любого, у кого немного денег, но много желания летать.
Основная бытующая ошибка далекого от авиации человека — «б/у самолет это ненадежно». Обычно, ЛА пытаются сравнивать с машиной.
Так вот, это в корне неверно! Всем, кто хотя бы краешком мозга задумывается о полетах и о возможном приобретении ЛА надо твердо понимать, что у любого воздушного судна есть ресурс. Точнее, ресурс каждого узла и агрегата. Летательный аппарат в течение всего срока своей жизни может не раз обновиться чуть ли не полностью. Поэтому высматривать свою птичку следует не по критерию «новый-старый», а по остаточному ресурсу его частей и механизмов. Например, мой самолет аж 1993 года рождения 🙂. Но когда я его выбирал, я смотрел не на это, а, как было сказано выше, на то, сколько и какого ресурса у него осталось. Самое дорогое у меня — это двигатель и тканевая обшивка. В моем случае, самолет за полгода до продажи его мне был весь переобшит новой тканью. Т.е., считайте, мне досталось «новое крыло». Двигатель у меня двухтактный, Rotax-582. Назначенный ресурс у него 900 часов, из которых 180 он уже налетал до меня. Межремонтный ресурс 300 часов. Это означает, что каждые 300 часов я должен отвезти мотор дилеру фирмы, они его осмотрят и либо продлят на определенное время ресурс до капитального ремонта, либо проведут ремонт сразу, если выяснится необходимость этого. Собственно, самое важное для покупателя техники — это быть уверенным в том, что предыдущий владелец следовал всем этим ресурсным требованиям. Если это есть, и если аппарат вас устраивает по летным характеристикам — можете смело покупать. А вот если владелец относился к птичке халатно, не следил и не заботился о ней — следует обходить такого человека и его технику стороной. Проверяется все это очень легко: производители, обычно фиксируют номера деталей и механизмов, и все работы по ним. Т.е по номеру мотора видно что и когда по нему делалось, по документам воздушного судна видна его история и ремонты.
И вот такую птичку в хорошем состоянии в Европе можно сейчас купить от 8.000 €. В нижней границе, как видите, это стоимость средней руки иномарки. И неплохие аппараты за эти деньги реально продаются.
Теперь о стоимости владения. Тоже пугающая многих вещь: «такой дикий уход за воздушным судном, бумаги, стоянки — это будет стоить запредельно дорого», скажете вы. И опять окажетесь неправы 🙂. Не так страшен Бил, как его Клинтон 🙂.
Если мы говорим о самой недорогой летающей технике, то это, конечно, сверхлегкая авиация, т.е такая, где взлетный вес воздушного судна не превышает 495 кг. В эту категорию попадает целая куча одно- и двухместной (крайне редко — трех) летающей техники. Самые простые и недорогие модели позволят вам и вашим друзьям полетать в свое удовольствие «вокруг дачного поля», те, что дороже — достаточно быстро переместят по воздуху одно-два бренных тела и пару небольших сумок на расстояние 200-300 км. на одной заправке. Первая категория — это паралеты, парамоторы, аэрошюты и небыстрые дельталеты. Вторая — мощные дельталеты, самолеты и даже некоторые вертолеты. Но вертолет это запредельно дорого, так что о них говорить не буду. Из оставшегося, самолеты, в целом, дороже всего, быстрее и комфортнее. Паралеты и дельталеты же дадут фору любому ЛА в удобстве и дешевизне хранения. Если на аэродроме за хранение с вас возьмут от 3 до 15 т.р. (в зависимости от того, будете ли вы ставить птичку «на улице» под чехлами или в теплом ангаре с необходимым инструментарием), то хранение паралета, дельталета и даже некоторых самолетов со съемными крыльями может не стоить вообще ни копейки: паралет, зачастую, разбирается за 20 мин. и помещается в легковушку, у дельталета складывается крыло и вся птичка возится на прицепе, самолет тоже пакуется на прицеп. Дельталет, на мой личный вкус, в этом вопросе оптимальнее всего: он позволяет и летать более-менее серьезно, и места в хранении занимает немного.
Моторы для сверхлегкой техники не требуют какого-то особенного ухода по сравнению с автомобильными или лодочными. Правда, они и не потерпят владельца, который не знает что такое свечи и зачем их менять. Но это — к вопросу ресурса. Да, вам придется научиться менять масло, прогревать двигатель перед полетом, менять свечи, охлаждающую жидкость, следить за уровнями жидкостей и т.д. Но это не так сложно как может показаться. Во всяком случае, я, гуманитарий с руками из задницы, оказался, в целом, на это способен 🙂. Можно нанять техника, но это уже серьезные затраты. А нам же надо недорого? Вот с учетом вышесказанного, тратиться вы будете немногим больше, чем на личный автомобиль.
Вот, в целом, как выглядит та самая «страшно дорогая авиация». Сверхлегкая — это доступно. Так что учитесь, покупайте и летайте 🙂. В конце концов, когда-то наша страна была великой авиационной державой, а сейчас своих пилотов выпускают от силы сотню в год. Между тем, как во всем мире путь в большую авиацию часто начинается отсюда, с травяного аэродрома и яркого крошечного самолетика на нем.