Немного инфо по [highlight]ЛЯМБДА ЗОНДу[/highlight].
Замена на Хондах датчика остаточного кислорода в выпускной системе (ака ЛЯМБДА-ЗОНД).
(Что такое лямбда-зонд, для чего сделан, из чего сделан и по какому принципу работает - подразумевается известным читателю)
По принципу работы лямбда-зонды делятся на группы, и внутри каждой группы сама работа датчика идентична у всех авто-производителей, в т.ч. и Honda.
Из специфики лямбда-зондов, устанавливаемых на Honda, стоит отметить 3 момента:
1) количество проводов, идущих от штекера к датчику,
2) длину проводов
3) сопротивление нагревающего элемента.
по п.1 - на старых автомобилях часто установлен 1-проводный лямбда-зонд без нагревателя. Чтобы не покупать оригинал, можно приобрести универсальный. Например NGK OZA624-E1. Равно как и любого другого производителя - Ceradex OS-4000, Tomco, Meat&Doria и т.д.
на автомобилях второй половины 90-x и далее чаще всего установлены 4-проводные лямбда-зонды, на которых 2 провода используются для самого датчика (сигнал и земля), а 2 других - для пропускания тока через нагревательный элемент внутри корпуса датчика (типа ТЭН).
по п.2 - особенность хондовских зондов - в подавляющем большинстве штекер одинаков, сопротивление нагревателя одинаково, количество проводов одинаково, но неодинакова только длина проводов зонда. Причем данная ситуация характерна для многих моделей - Odyssey, Accord, Civic, CR-V и т.д.
по п.3 - С нагревателем связана особенность - для правильной работы датчика его сопротивление должно соответствовать номиналу оригинального зонда - как правило 14 Ом.
В природе существуют неоригинальные дешевые универсальные зонды с таким сопротивлением (например, Ceradex OS2-4000), но на российском рынке они плохо представлены.
Решение:
Оригинал дорог и разнообразие номеров очень велико. Напрашивается мысль найти совместимый датчик с проводом подлиннее и таким же штекером и ставить его на любой автомобиль Honda. Такой датчик от Civic есть - 36531-P9L-E02 (около 4000р. на 2007г.) и он дешевле многих других оригиналов. Но у него есть неоригинальные заменители - NGK 0148, Meat&Doria 81022, Beru 0824010156 и т.д. У них сопротивление нагревателя тоже ~14 Ом (!).
Таким образом, алгоритм действий следующий:
1) проверяем, не закипел ли зонд на выхлопе/коллекторе, пытаясь его открутить. если идет плохо, то полезно хорошо прогреть мотор поездкой.
2) смотрим сколько проводов. берем, если 1 провод - универсал с 1 проводом, если 4 провода и длина проводов не больше 42 см - например, NGK 0148 (следует убедиться тестером, что сопротивление нагревателя Вашего датчика 14 Ом - одна из 2-х пар даст вам искомое сопротивление в диапазоне 4-30 Ом, если конечно, нагреватель Вашего зонда не сгорел совсем; впрочем, на указанных моделях нагреватель обычно имеет искомое сопротивление 14 Ом)
3) меняем лямбду. В случае 1 проводной универсальной ничего измерять не нужно - придется только отрезать провод со штекером и скрутить его с проводом универсального зонда, закрыв скрутку термоусадкой из комплекта. При этом сохраняется оригинальный штекер и установка займет несколько минут.
В случае 4-проводного (оригинал или неоригинал) вся процедура еще проще, так как зонд идет абсолютно готовым, и единственное, что нужно сделать - замотать лишнюю часть провода, чтобы длина провода стала 1:1 с Вашим оригиналом. Впрочем, это на Ваше усмотрение.
p.s.
Многие пытаются использовать дешевые универсальные 4-проводные зонды NGK OZA624-E4 stock no. 1952 с сопротивлением ~4 Ом. После установки такого датчика (с разрезанием проводов оригнала и присоединения оригинального штекера к универсальному зонду) машина не покажет ошибок. И может работать лучше, чем с умершим старым зондом. Но по многим сообщениям - может и не изменить ничего. В любом случае, на низких и средних оборотах (до 3500) зонд не будет как следует прогреваться до рабочей температуры, особенно если установлен не в выпускном коллекторе, а у катализатора. Следовательно, мотор чаще будет работать на неоптимальной смеси, со всеми вытекающими последствиями.
Мастерить схемы подачи значительно большего тока на нагреватель универсальной 4-омной лямбды не каждый способен. ЗНАЧИТЕЛЬНО проще и правильнее использовать указанный заменитель оригинала (с правильным сопротивлением) или любой подходящий дешевый оригинал - см. выше.
p.s. 2
На автомобилях с середины 90-х устанавливались еще вторые датчики кислорода - сразу после катализатора (они указывают насколько хорошо работает катализатор и контролируют показания основного зонда. Внимание! - не путайте этот датчик как с основным зондом (который никогда не стоит после катализатора), так и с устанавливаемым ранее 1-проводным датчиком температуры катализатора, который зажигает красную лампу "перегрев катализатора" в случае проблем с катализатором.
Вопросы замены вторичного зонда в данной статье не описываются, хотя, вероятно, принцип поиска замены аналогичен первичному зонду.
p.s. 3
Проверить работу старого или установленного зонда можно на совместимом с хондовским компьютером сканере по протоколу OBD-II (или более современному), либо подключив к сигнальным проводам зонда осциллограф. Но устанавливая оригинал или 100%-совместимый не оригинал, Вы можете быть практически уверенными, что зонд работает как надо.
p.s. 4
Надеюсь, что данная информация поможет Вам быстро и правильно сориентироваться в выборе дешевого зонда и самостоятельно его заменить за несколько минут.