2 cloud
Не легенда, к сожалению. И движок и его макет сам лично щупал и видел году в 86 у Манжелевского младшего в квартире. И отец его Михаил Ефимович был тогда ещё жив. С ним общались, он вспоминал как у Василия Каменского (пермского поэта-футуриста, друга Маяковского, попутно - первого авиатора Перми) он ещё пацаном в авиатехниках на Блерио начинал в авиации работать.
По поводу "без права публикации" - так это было стандартное правило советских времён, что более-менее стоящие разработки изначально уходили под этот гриф. Лет на 25 как минимум. Авторское давали, но не более того. А если начнёшь шуметь и требовать - окажешься если не в шарашке, то в доме сумасшедших.
Движок этот с тороидальным цилиндром и 6-ю (8-ю, 12-ти и более) поршнями в форме сосиски в нём. Впервые упоминание о таком движке я нашёл в журнале "Самолёт" за 23-24 годы. там он назывался движком немца по фамилии Бек.
Проблема движка была в механизме связи взаимного ступенчатого перемещения поршней по радиусу и обеспечению равномерного вращения выходного вала при этом. Всякий решал эту проблему по своему. У Бека был параллелограммный механизм связи, у Манжелевского - в основу его был положен планетарный редуктор с принципом, аналогичным механизму баландинского движка. Всё было конструктивно очень грамотно оформлено - оба Манжелевских на "Пермских моторах" конструкторами всю жизнь отработали, знали что к чему. Только вот ни при Швецове, ни при Соловьёве их движок на заводе никому не был нужен. Впрочем - как и движок того же Полякова В.В. - лучшего сталинского рационализатора того же завода.
Сегодня примерно аналогичный движок рекламирует один американский ветеран вьетнамской войны. Тут на форуме ссылку на его сайт уже не раз давали. Поищите, посмотрите...
И удельные параметры у него ничуть не хуже получаются, чем Манжелевский Борис Михайлович на свой движок просчитывал.
Но...
Как мне в своё время сказали заводские спецы с МКБ, движок это более всего подходит для очень крупных транспортных средств. Потому как у него местные напряжения, возникающие при работе, выше, чем физические характеристики большинства применяемых ныне в двигателестроении металлов.
С наилучшими!