DAR Solo 115 - "солнечный" самолет за полярным кругом.

Чёрт.... когда же это всё прекратится.
Уже лет 5 просят Юрия не цитировать большие сообщения, не несущие своим объемом никакого смысла.
Когда же это прекратиться - риторический вопрос.

Меня всегда поражает этакая бестактность умников влезающих в чужой разговор.   Не способные уловить смысловое значение диалога.
Объясняю..... смысл моего ответа, в вежливости. Человек ответил и я не могу оставить без внимания его ответ. Диалог остаётся без окончания. Как бы сказав а мне плевать на твой ответ. Мой же ответ является концовкой да я прочитал и всё понял. Ваш же выпад  сродни хамству. Как у Василия  Алибабаевича...... заткнитесь пожалуйста.
 
Летом на Таймыре  красотища жил в Норильске там до 95 года 
В Дудинке ловил корюшку ну да ладно   
Совет 1 ставьте обязательно спасс систему ,   
Зимой в условии полярной ночи , метели не летайте
Дальние полеты не планируйте
Александру Данилину привет и напоминание не забывай закрывать свой ангар )))
 
Алексей, привет! Спасибо за фотки " СеверкА", жаль смазано немного.

Очень рад, что продвигается твоя сборка самолета. А по поводу выбранной модели, поддерживаю полностью. Самолетик простой для самостоятельной сборки, легкий в деталях, чтобы тягать одному и несложный в управлении, для начинающего пилота самый раз.
Вот, еще немного из наших с тобой полетов  :~)
 

Вложения

  • Aleksej_001.JPG
    Aleksej_001.JPG
    114,7 КБ · Просмотры: 242
  • Zimnik_enisej.JPG
    Zimnik_enisej.JPG
    87 КБ · Просмотры: 229
urii
Чёрт.... когда же это всё прекратится.
мир
....просветительская  работа  в  этом  плане  в  МВД  хромает.  Не  редко  многие  смотрят  на  доки  как  баран  на  новые ворота.
Будем больше летать-привыкнут.  И нормативные акты изучат, если полеты частников станут постоянными. Это все-таки был у нас первый случай такой посадки самолета-вне аэродрома. А совсем оставлять без контроля тоже нельзя. Ведь можно и в преступных целях использовать такое свободное перемещение в пространстве.  Если быть справедливым, все же стоит сказать, что отношение к нам было настороженным, но благожелательным, только все очень хотели сфотографироваться.
  🙂
Курьезный случай- тогда двое рыбаков на снегоходе остановились поглазеть на самолет и неожиданно попали сразу на всех представителей местной власти- в санках лежал браконьерский улов.

aviatlt.ru
Летом на Таймыре  красотища жил в Норильске там до 95 года В Дудинке ловил корюшку ну да ладно   
Последние годы корюшка ловится плохо- стоит она в магазине дороже семги, вот и перегородили коммерсанты весь Енисей сетями. А у сетевой-вы должны помнить-совсем не тот вкус. На удочку мало что поймаешь, разве что случайно повезет. А когда сети снимают- уже забереги появляются и на реку не выйдешь. Так что теперь в окрестностях Норильска зимняя рыболовная жизнь интереснее. вот тут можно почитать
Возвращаясь к авиационной теме: все ваши советы справедливы, а возможность установки спассистемы мне сразу понравилась-тем более скорость и вес Соло делает ее стоимость вполне доступной. 
Присматриваюсь к МВЕНовской Кобре Но возможна и покупка б/у импортной, рекомендуемой производителем- у такой новой уж больно цена в евро кусачая.

Vi-kTo-R
Алексей, привет! Спасибо за фотки " СеверкА", жаль смазано немного.
Виктор, здравствуй! Качество конечно не очень получилось,на телефон. Фотик дома забыл-торопился на площадку. Но фото памятные- сделаны сразу после посадки в Дудинке. Часто пересматриваю и другие, жалею что не догадались взять с собой хотя бы авторегистратор-было бы и видео моего первого полета на память.  А эту я называю- "он улетел. но обещал вернуться." Сделана вечером, когда СевероК ушел дальше по маршруту. Поехал вроде бы посмотреть-не забыли ли чего на стоянке,а на самом деле уже привык каждый день приезжать к "КДП №2" в аэропорту Дудинка (то помещение, которое нам выделили для швартовки).
Спасибо за твою поддержку, мнение от  пилота, который в одиночку прошел такой маршрут по Заполярью для меня очень важно.
d3349d45b0d4.jpg
 
Извиняюсь, что отвечаю на сообщения не сразу- не всегда есть возможность выйти в интернет, нет связи.

Мастерская практически готова. Осталось установить освещение над столом.
Стол под сборку крыла будет заменен на длинный- основание уже заказано. На этом пока будут собираться руль направления и горизонтальное оперение. Отдельная комната выделена под хранение  и раскладку деталировки. Тут-только  сборка.
d653f1ff59cb.jpg
 
Работа наконец началась. Распаковал все детали. Упаковка-отличная, в ящике сделаны съемные горизонтальные перегородки. Все доехало в целости и сохранности.
Детали выполнены аккуратно и точно- мельчайшие отверстия прорезаны с удивительной четкостью. Все детали легко устанавливаются на свои места.
На фото-детали руля направления и петли горизонтального стабилизатора.
0c53ff63662d.jpg

3724e252e312.jpg


Работа по сборке при таком качественном исполнении деталей доставляет большое удовольствие.

На фото- первая примерка деталей горизонтального стабилизатора.

275f14ebf105.jpg


Так как горизонтальный стабилизатор наиболее прост в сборке, с него решено и начать.
Иногда приходит мысль, что нужно было начинать с пластмассовых моделей. Постепенно осваиваюсь в новом для меня деле. Главное-не спешить. Кажется на первый взгляд-сложно, но потом вникаешь и все становится на свои места.
 
Алексей, инструкции по сборке старые и немного сбивают с толку.  Новых нет.  Потому-что они нужны только нам с тобой. Тони продает собранные самолеты.  Похоже наши фото отчеты будут инструкциями для будующих поколений сборщиков.

Я при сборке начал выкладывать фото не задумываясь. В результате выложил фото первой НЕ ПРАВИЛЬНОЙ примерки.
И ты идеш тем-же путем.  Лонжероны стабилизатора должны быть полками внутрь.

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1357668599/60
 
Ну это пока только общее обзорное фото, вроде заметки о текущем положении дел. Не стоит его принимать,как руководство к действию.

Когда будут уточнены все изменения в конструкции- я планировал здесь сделать поэтапный отчет о сборке горизонтального стабилизатора и руля высоты с фото хорошего качества. А на его основе можно будет создать актуальное и подробное руководство по сборке. По типу как у конструктора "лего"- шаг за шагом.

Самолет с момента создания постоянно развивается и улучшается, производитель не останавливается на достигнутом, что достойно уважения.
 
Алексей, здравствуйте!

Внимательно слежу за веткой Александра, а теперь - и за Вашей.
На своём самолёте в качестве балки фюзеляжа буду использовать,как и на ДАР- Соло, балку-трубу прямоугольного сечения. В этой связи хотел Вас попросить измерить её сечение по наружному контуру, толщину стенки и расстояние от конца злеронов до хвостового оперения. Если Вас это сильно не затруднит, пожалуйста.

С уважением,
Владимир.
 
На своём самолёте в качестве балки фюзеляжа буду использовать,как и на ДАР- Соло, балку-трубу прямоугольного сечения. В этой связи хотел Вас попросить измерить её сечение по наружному контуру, толщину стенки и расстояние от конца злеронов до хвостового оперения.

С уважением,
Владимир.

Владимир, балка внутри почти квадрат 100х100 мм. Толщина стенок около 10 мм.
  Только не понятно как эту информацию использовать?  Из чего состоит сандвич стенки я не знаю. Да и в разных местах набор материалов разный. Знаю только что угле ткань присутствует.
Что-то видно из рисунка на сайте  http://aeroplanesdar.ru

По вопросу расстояния между крылом и оперением.
У каждого самолета это расстояние может быть своим. Зависит от профиля крыла, от массы двигателя и винта, от места установки аккумулятора (если есть). Вобщем от получившейся центровки.

В 188 ответе определение центровки как раз для вычисления положения крыла. http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1357668599/180

На фото видно, что под крепление крыла на балке еще нет отверстий.
 
Спасибо за информацию, Алексей! Я полагал, что балка из Д16Т, как в моём случае. Моя балка имеет размеры 70х50 с толщиной стенки 3мм. Думаю этого хватит слихвой. С центровкой всё понятно: при данной схеме её легко обеспечить перемещением крыла по балке фюзеляжа.
 
...буду использовать,как и на ДАР- Соло, балку-трубу прямоугольного сечения. В этой связи хотел Вас попросить измерить её сечение по наружному контуру, толщину стенки и расстояние от конца злеронов до хвостового оперения. ...
Здравствуйте, Владимир!
Фюзеляж и его составляющие я еще не получил. В моем случае был впервые применен способ частичной поставки- когда кит набор оплачивается и поставляется частями.
Пока занимаюсь сборкой оперения, на очереди-крыло. Попутно жду вменяемого курса европейской валюты для оплаты следующего заказа..
А на ваш вопрос ответил Александр Викторович.
 
На старом ДАР-23 балка была из алюминия 120х120mm.
Эластичность была очень большая.
Мы использовали тросики для стабилизации центральной балки.
Внутри центральной балки мы поместили услиления из профилей и еще одну стенку.    Усиленная балка весила 22 кг.
Проблема осталась.
На некоторых режимах  балка попадала в резонанс.
Мы остановили производство алюминиевой балки.

Сейчас балка на Соло из угле пластика весит 10 кг. И нет резонанса.
 

Вложения

  • DAR_23_04.jpg
    DAR_23_04.jpg
    116,4 КБ · Просмотры: 249
c19af8d813b6.jpg

Вести с полей 🙂

В процессе примерки обшивки руля высоты были выявлены изменения конструкции, который в ранних версиях Соло не было. Самолет совершенствуется, что конечно же радует и вызывает уважение.

Сразу бросается в глаза то, что теперь обшивка состоит из двух пар листов и передняя кромка выполнена не в виде отдельной детали, а совмещена с верхними листами обшивки. Изменен и усилен узел навески, который теперь совмещен с планкой управления.

Но озадачила меня другая особенность, которая в силу отсутствия авиастроительного образования и опыта была вначале принята просто за брак заготовок.
На задней кромке руля высоты, на верхней ее части, конструктивно предусмотрена отбортовка (кромка).
На фото с готовым хвостовым оперением ее хорошо видно (фото взято с сайта www.aeroplanesdar.com)

Прошу уважаемых форумчан разъяснить мне, для чего все-таки на руле высоты сделано это дополнительное сопротивление потоку? В интернете не нашел.
 
Присоединяюсь к вопросу:

Зачем на задней кромке руля высоты, иногда, делают вертикальный выступ.  :question
 
Зачем на задней кромке руля высоты, иногда, делают вертикальный выступ. 

это к Лапшину- его тема, с авиатик и других пилотажек. видел на Кондратьевской пилотажке на базе Як-55 (не помню название) задняя кромка элеронов - прямая стенка высотой милиметров 30.
а в 91г я слышал что на эту тему сказал сам разрабочик авиатики- по моему Жидовецкий- такое утолщение задней кромки эквивалентно увеличению хорды рулевой поверхности и повышает ее эффективность.
 
Зачем на задней кромке руля высоты, иногда, делают вертикальный выступ. 
Чтобы изменить балансировку без отклонения РВ либо увеличить его эффективность, когда "не хватает руля".
Эта штука называется "Закрылок Гарнея" и в файловом архиве форума я выкладывал данные буржуйских продувок этого устройства.
 
Начну понемногу выкладывать отчет по сборке руля высоты, потому что за один раз выложить все не позволяет северный "замороженый" интернет. Слоган МТС у нас должен звучать так: "Ты знаешь, что днем ничего не можешь". Более-менее приличная скорость появляется ночью. Во время сборки делал заметки, старался продумать удобный порядок действий для последователей. По этим записям и составил этот отчет. Строго не судите за возможные ошибки. Фото вообще сделано много,  отобрал навскидку для иллюстраций процесса. Все остальные фото будут позже доступны на сервисе яндекс-диск.

Итак.
Каркас руля высоты состоит из лонжерона, четырех нервюр, трех угловых кронштейнов навески и планки управления, которая теперь тоже задействована в шарнире навески.


Перед сборкой необходимо проверить угол отгиба полок нервюр, при необходимости подогнуть до 90 град.
При этом на конце нервюры необходимо выдержать расстояние между полками, равное расстоянию между соединенными верхним и нижним листами обшивки- это там где задняя кромка РВ с пресловутым "закрылком Гарнея".



Проводим маркером среднюю линию на полках нервюр- по этой линии нужно будет ориентироваться
при выравнивании нервюры по готовым отверстиям в обшивке. Удобно использовать подходящий пластиковый
уголок с нужной высотой полки.



Я использовал жесткую пластиковую раскладку для кафеля. Технически неграмотно, но работает.


Собираем планку управления на клеко 3.2 с корневой нервюрой и угловым кронштейном. Отверстия в планке
и кронштейне могут немного не совпадать- корректируем соосность "начерно" с помощью надфиля с допуском на
обработку d=7,8-7,9. Можно сделать это и после сборки, но мне показалось удобнее подгонять отверстие в снятой планке, закрепленной жестко в тисках.
Чтобы вообще избежать этой операции, в новых комплектах планка управления будет поставляться без отверстий и будет закрепляться по месту, по отверстиям в корневой нервюре.



Фиксируем (клеко 2,4 мм) угловой кронштейн навески из двух половин, по готовым отверстиям в лонжероне.



Снимаем фиксаторы по одному, рассверливаем отверстия под 3,2 (номинал заклепки). Следим, чтобы между деталями не попала стружка.



Устанавливаем заклепку 3.2х6. Если заклепка вставляется с трудом- доводим отверстие сверлом до размера 3,3.
На фото- памятная  "моя первая заклепка" 🙂


Так, последовательно, проходим все отверстия в угловых кронштейнах.
По правильной технологии нужно сначала последовательно пройти все отверстия сверлом 3,2 мм, устанавливая в
отверстия клеко 3.2. Потом разобрать, очистить стружку и заусенцы металла, вновь собрать и только потом клепать.Но здесь можно упростить операцию, так как кронштейны и лонжерон жесткие, прилегают плотно- при
рассверливании стружка между ними не попадает.
Сверлить нужно на небольших оборотах, с разумным нажимом, без спешки.
Разумеется- все сверла и патрон должны быть в исправном состоянии, без смещения центров.
Пришлось мне под проект прикупить новый шуруповерт-никуда не денешься 🙂


Вид готового углового кронштейна с двух сторон.



Пока есть возможность- проходим начисто сверлом 8,0 отверстие в кронштейне. Диаметр этого отверстия в кронштейне зависит от выбранного размера втулки навески. Я принял d втулки 8 мм, d болта 6мм.
Сверлим в вертикальном положении лонжерона, с упором.


Закрепляем нервюры на лонжероне,по готовым отверстиям 2,4 мм


Корневая нервюра закрепляется вместе с одинарным угловым кронштейном.


Закрепляем планку управления на корневой нервюре по готовым отверстиям клеко 3.2мм


Сверлим отверстия 3.2. Закрепляем угловой кронштейн и корневую нервюру к лонжерону заклепками 3,2х8. При необходимости используем сверло 3,3.



Закрепляем планку управления по готовым отверстиям к корневой нервюре заклепками 3.2х8.
Плотно прижимаем струбциной детали между собой.


Общий вид собранного каркаса руля высоты.


Обшивка руля высоты состоит из четырех частей. Передняя кромка теперь не идет отдельно, а является частью двух листов обшивки.


Накладываем листы обшивки без передней кромки на каркас. Выравниваем и закрепляем зажимами.


Ориентируемся по ранее проведенным средним линиям нервюр. Линия должна проходить через готовые отверстия (2.4 мм) в обшивке.


Выравниваем и закрепляем листы от смещения.


По готовым отверстиям в обшивке начинаем сверлить отверстия 2.4 мм  в лонжероне и нервюрах и закреплять листы обшивки на клеко.


Угол корневой нервюры подгибаем по месту, пропуская среднюю линию по отверстиям обшивки.



фиксируем листы через все отверстия в обшивке на клеко 2.4


Снимаем фиксаторы. Поднимаем листы обшивки. Тщательно удаляем стружку и заусенцы.


Снова собираем обратно обшивку на клеко 2.4 мм. Последовательно снимаем, сверлим отверстия на 3,0 (номинал заклепки). Аккуратно, убирая в процессе прохода отверстия стружку и опилки пылесосом. При сверлении-нажим минимальный, не допускаем отхода листа от нервюры, чтобы туда не попала стружка.
Долго и шумно. Но что поделать- фиксаторов клеко на 3,0 у меня нет.


После прохода отверстия номиналом 3,0 сразу ставим заклепку 3,0х5. Если нужно-доводим отверстие под заклепку сверлом 3,1.
Отверстия в местах крепления к лонжерону проходим под размер 3,2 и фиксируем клеко.


Переворачиваем конструкцию, удаляем все опилки и стружку. Клекосы 3.2 мм с лонжерона удобнее снять.


Верхняя сторона обшивки из двух частей, совмещена с передней кромкой. Раньше передняя кромка была отдельной деталью.


Накладываем листы обшивки на каркас, начиная фиксировать их на стыке двух листов.

Далее..
 
Назад
Вверх