если в вираже создана достаточная перегрузка то сила тяжести направлена перпендикулярно крылу
Сила тяжести направлена всегда к центру Земли. А "перпендикулярно крылу" может быть направлена (в данном контексте) только векторная сумма силы тяжести + центробежной силы, действующей на тележку. Отчего пилот сидит прижатый к креслу ровно, а не вываливается через борт.
Для современных крыльев наверное не актуально, вопрос лишь хватит тяги или нет все это пропихивать на больших углах, вытащить на критические углы без потери скорости врятли получится.
Уверен, что создать на современном крыле разрушающую перегрузку на
неустановившемся манёвре более чем реально (при желании, как говориться, можно и х.. сломать). А вот на установившемся? - на вираже точно нет (располагаемой тяги действительно не хватит), а вот на нисходящей глубокой спирали - это вопрос. Скорее всего тоже можно, тем более в болтанку.
А какая разница, вводить в крен или выводить (по усилиям)? Никакой разницы быть не должно. Конечно, если перед выводом сбрасывать угол атаки. Но это, по моему, само-сабой разумеется. Если крыло тяжелое по крену, так и вводить тяжело и выводить. Поправьте, если ошибаюсь.
Разница есть.
Во-первых, d_v совершенно прав:
Потому что дельта при крене всегда имеет скольжение в сторону крена, а в прямолинейном полете всегда не имеет скольжения. Поэтому в общем случае есть асимметрия усилий на увеличение и на уменьшение крена.
А кроме того, есть нюанс - именно в том самом сбросе угла атаки перед выводом. Если не сбрасывать угол (перегрузку) - то на перегрузке труднее отклонить "потяжелевшую" тележку в сторону. Как справедливо пишет sun:
Когда крыло в крене, то как правило в вираже, а вираж это перегрузка, поэтому аппарат становится как бы тяжелее, отсюда изменеия в управляемости. Все равно что мешков на аппарат нагрузить.
А если сбрасывать угол атаки перед выводом из крена - то вираж (разворот) перестаёт быть установившемся (усугубляется скольжение на опущенное полукрыло), и сумма силы тяжести и центробежной силы, действующей на тележку в развороте перестаёт быть (пользуясь терминологией Cobra) "перпендикулярной крылу", т.е. тележка как бы провисает под накренённым крылом, больше отклоняясь к земле, создавая тем самым управляющее действие на увеличение крена. И чтобы крыло из крена вытащить нужно упереться руками и "поднять" вбок ещё и некоторую долю веса тележки, что труднее, чем при отклонении тележки вбок на тот же управляющий угол в горизонтальном полёте (т.е. при вводе в крен).
Не правда Ваша, при достаточной перегрузке скольжения нет.
При достаточной перегрузке нет скольжения только на манёврах с нулевым креном (прямая петля, вывод из пикирования, ввод в горку...). Даже на косой петле есть скольжение, а уж на развороте или вираже - и подавно. Это простая кинематика, законцовки левого и правого полукрыла проходят разный путь (нарисуйте на бумаге "ленту" тракетории - и всё увидите), а шарик показывает не скольжение, а боковую перегрузку, по которой лишь условно можно судить о скольжении.
Насчёт полётов с креном 90° и перегрузки - не нужно путать 2 понятия:
потребная перегрузка (например, для выполнения установившегося виража с заданным креном - она считается по той самой формуле: 1/cos(крен)) и
располагаемая перегрузка (которую фактически способно создать крыло при некой индикаторной скорости и некотором угле атаки). Я легко сделаю неустановившийся манёвр с креном 90° без каких-либо запредельных перегрузок, без опасения разрушить крыло. А если попытаюсь сделать установившийся вираж с таким креном - то крыло просто не сможет реализовать потребную перегрузку (по формуле - бесконечность), и поэтому под действием ничем не уравновешенной силы тяжести (направленной к центру Земли) уйдёт в скольжение на опущенное полукрыло и затем в нисходящую спираль с зарыванием по тангажу.