Инструкторская жизнь, (методика летного обучения).

Уважаемые коллеги.
Если позволите я расскажу несколько историй, смешных и не очень о своей нелегкой службе. Было там много всякого и смерти в том числе. Но в памяти остались веселые воспоминания.
Испорченный праздник.
В командировке в пятницу летаем своей эскадрильей. Дело близится к завершению, вечером небольшой праздник, настроение отличное. К сожалению это было недолго. Один отважный курсант садится до полосы и профигачив всю полосу выкатывается с другой стороны! Ну одно дело до полосы, но совсем другое еще и за полосу, это уже наглость какая то. В эфире слышно придушенные матерки комзвена и комэски. Материться в эфир нельзя, но и смолчать невозможно. Обещания страшной кары. Смех смехом а в воздухе десяток бортов, у спарок аварийный остаток, полоса несвободна, вроде всем на запасной. Но конечно мостимся кое как, главное что сели самостоятельные курсанты. Мы с курсантом не помню почему сруливали в четвертую рулежку, смотрю стоит сердечный в зарослях бурьяна, укатил метров на 150, как раз возле АТУ, фонарь закрыт, ждёт.

Освобождение полосы.
Курсант с инструктором освобождают полосу, тормозной парашют не выпустили, свистят. Инструктор решает освободить на скорости в четвертую рулежку, но задняя кабина!!! В результате ба бах по щиту в торце полосы, ну часть стройматериалов в воздухозаборник. Тут есть тонкость, без парашюта , ну и если сруливали на скорости то надо вначале уклониться к другой стороне полосы и по дуге большого радиуса.... но надо уметь ну и страшно блин это дело.

Если какой-нибудь ....!!
Был наш командир полка страшным хамом. Мог отматерить, просто отругать, но мог на совещании говорить с каменным лицом вроде шутки, но все молчали. Очень был похож на генерала Лебедя. Летал отлично, любил это дело и в целом был мужик неплохой. И нам дал полетать!
В тот день ничего не предвещало. После полосы огромная лужа, командир летает с нами. На предполетных лужа не осталась без внимания.
"Если какой-нибудь му.., ну Вы в курсе, залетит в эту лужу, да я его.... Разорву как тузик грелку!!
Дальше странная история, летит он на боевом и после посадки прямо в эту лужу в самое самое. Приехал УАЗик, сидит командир на крыле, кое как спрыгнул на сушу, буркнул что самолёт не виноват и уехал. Летал он отлично и посадки всегда были на загляденье.


Полет на перехват парой.
Прилетели мы на Урал в командировку с курсантами. Там район полетов тесноват. Полетели с комзвена на перехват парой. Ну выходим на цель, атакуем, я выхожу из атаки и вижу два самолёта вдали. А какой мой ведомый непонятно. Ну я свернул куда то. Дальше был караул, летел я в паре с бортом 125 а тут догоняю ой, мама дорогая номер 365! Ну я по быстрому отвернул в сторону ведущего, прицел работал, смотрю вон он сердешный, вдали. Без форсажа не разгонишься, доложил что отстал, наблюдаю и попилил догонять. Самое смешное, была суета и никто этого постыдного факта не заметил.

Облеты.
Народ страшно не любил облеты, просто караул! А мне ужасно нравилось, особенно на разгон, потолок. И постепенно стал я как штатный облетчик. К сожалению после разрушения фонаря, нам ограничили высоту и скорость. Высота 13 000, скорость 1,3 , ну можно было 15 000 на 1,5. Маловато конечно, но как есть. А хотелось и на практический потолок и на динамический и на баллистический. Начинается такой полет с надевания ВКК, это такой скафандр, сам решаешь одевать гермошлем или свой ЗШ. Потом на самолёт. Полет достаточно банальный, но даётся большой лист с таблицей куда пишутся параметры. По сути это исследовательский полет. Далее набор высоты от аэродрома, набираешь 11 000, форсаж и пошел разгон. Когда скорость становится сверхзвуковой стрелки анероидно-мембранных приборов сильно отклоняются. Это скачок уплотнения проходит по ПВД. Далее разгон и набор, считывание параметров. Потом торможение и снижение на аэродром или в одну из зон, ну и на посадку. На сверхзвуке самолёт как бревно, управляемости никакой. Небо темно-фиолетовое, видно звёзды. В перископ видно как отлетает инверсионный след, осознаётся скорость. Однажды дают снижение в зону а там облака. Впереди ещё одна зона и там пилотируют. А я ещё на сверхзвуке и на высоте, тут я сплоховал, самолет летит очень быстро, можно сблизиться! Обычно заворачиваешь вираж-спираль, с хорошей перегрузкой, когда все восстановилось, заворачиваю тоже, в облаках, высота тысяч восемь, гляжу на скорость, елы-палы а я ещё на сверхзвуке. Думаю на земле хлопнуло не слабо, я ожидал будут жалобы, может у кого стекла вылетели. Но было тихо, никто не жаловался.
 
Не травите душу, в СССР. Какое это сейчас имеет значение, нет уже страны, нет училища и округа нет. Да и служил я недолго, около десяти лет. Вспоминаю очень редко, с коллегами вот навеяло... Потом печальная история, уволился сам, опять что то сокращали. В граждане не взяли, сказали руки растут не из того места. С самодельщиками сам не захотел, как то на соплях все. С тех пор хожу по земле, выучился, совсем другая профессия. А так летал бы и летал.
 
Не травите душу, в СССР. Какое это сейчас имеет значение, нет уже страны, нет училища и округа нет. Да и служил я недолго, около десяти лет. Вспоминаю очень редко, с коллегами вот навеяло... Потом печальная история, уволился сам, опять что то сокращали. В граждане не взяли, сказали руки растут не из того места. С самодельщиками сам не захотел, как то на соплях все. С тех пор хожу по земле, выучился, совсем другая профессия. А так летал бы и летал.
Всё тоже самое и у меня, были нужны так загнали на выживание, а не нужны на пенсию, слава Богу она состоялась.
 
Взлет на максимале.
Такой взлет у меня единственный и слава богу. Дали нам летать на совершенствование, потом расскажу что это такое. Я понимал что все закончится страшным скандалом и летал сколько возможно, наверное около 25 полетов. Единственное светлое пятно! Так вот подумал я если взлетать на максимале, то на пилотаже добавляется одно включение форсажа. Но сомнения были. Подобрал я борт со свежим Р-13, погоду похолоднее, ветерок встречный поддувает, выруливаю на сааамый конец полосы, страшно!!! Ну поехали, самолёт вообще не разгоняется никак, просто ползет! Думаю может форсаж включить, но это ЧП, взлет прекратить, тоже ЧП, что делать. Торец полосы неумолимо приближается, подрывать я не умею, да и с такими крылышками...
Мне показалось что оторвался наконец на последних плитах, пополз в набор. Пронесло, дуракам везёт. Больше я не пробовал.
На спарке взлет на максимале выполнялся банально, посадка, обороты максимальные и опять разбег. И так 3-4 раза.
 
Не травите душу, в СССР. Какое это сейчас имеет значение, нет уже страны, нет училища и округа нет. Да и служил я недолго, около десяти лет. Вспоминаю очень редко, с коллегами вот навеяло... Потом печальная история, уволился сам, опять что то сокращали. В граждане не взяли, сказали руки растут не из того места. С самодельщиками сам не захотел, как то на соплях все. С тех пор хожу по земле, выучился, совсем другая профессия. А так летал бы и летал.
Понятно, бывает. Я инструкторил в СПбГУГА, у нас, кстати, много армейских было. 12 лет, как списали (полтора года умудрился с трансмуральным инфарктом пролетать, часов 500 накрутил, санчасть вся на ушах стояла. Иншалла!).
 
Атака со сложного вида или игра со смертью.
Такие ситуации к сожалению случались, нечасто но регулярно. Полетел я наконец одиночно правда, на атаку со сложного вида маневра. Ничего сложного но есть тонкости, особенно с бомбой. Как говорил наш замполит:"Каждый снарядик, бомбочку в цель"! Заходишь на траверз цели с небольшим удалением. Потом энергично боевой, дальше куда вынесет, может и повыше и пониже, значит тангаж на пикировании будет разный, нужно выносить точку прицеливания. Особенно извращение с углом 10, морока. А тут высматриваю цель, все визуально и вдруг понимаю что то происходит!!! Вот просто кожей почувствовал. Глянул на радиовысотомер, ого го, высота метров 70, по заданию 200. Ну слетал. Ещё думаю чего РП на боевом кричит выводи да выводи!?
Прилетел, пошел вроде к инженеру, он говорит так радостно, да это борт такой, занижает падла, непонятно что такое. Я ему говорю, ты понимаешь что я чуть не воткнулся...... А ему похоже пофиг. Так и ушел, не знаю чем кончилось. Жуть!!
 
Последнее редактирование:
У нас такое было, ушел комполка и пришел блатной с элок. За два года так и не переучился, пьяница, гниловатый, летать стали меньше и похуже. Когда он дома напивался, выходил на балкон со шлангом и поливал газон. И однажды на полетах его Кондратий обнял, причем конкретно. Хорошо что не в полете. Случаи разные конечно.
Обычно никого не увольняли, только через ЧП, мне как то повезло по оргштатным, там оказывается уговаривать положено аж три раза, как в монастыре, какое там! Посмотрели как на дефективного, что увольняешься, так точно, пацифистские настроения овладели, сплю и вижу голубь мира! Ну и фиг с тобой!
Один инструктор тоже решил уволиться с выдумкой. После отпуска был как бы в полете самочувствие того, спишите меня, а сам штангист бывший. Ни фига, от полетов отстранили чтобы опять не ухудшилось и мурыжат. Он думает надо усугубить нарушением дисциплины, принял на грудь, пошел в штаб. Как назло никого, как вымерли. Сел на подоконник у кабинета комполка, закурил, ждёт избавления. Опять нафиг никого! Тут уже добавить впору. Смотрит идёт наконец замкомполка, бывший комэска, но опять не замечает. Тот ему кричит с подоконника, товарищ подполковник, а я нажрался!!! Тот повернулся, да пошел ты на....!!! И ушел. Конец истории не помню и такое бывало.
 
руки растут не из того места. С самодельщиками сам не захотел, как то на соплях все. С тех пор хожу по земле, выучился, совсем другая профессия. А так летал бы и летал.
И слава Богу. С такими руками вы бы только статистику подпортили. Вона , каждый год соболезнования выражаем родственникам тех, кто с больших на сверхлёгкие пересел.
 
Горка 60.
Ужасно мне нравилась эта фигура, хотя в КБП ее не было. В конце задания остаток уже 1100-1200, тяговооруженность в этом случае около единицы, тяга ого го. Ввод примерно с 1500, скорость 950, форсаж, энергично вверх с перегрузкой, тангаж 60, хорошо выраженный прямолинейный участок, вывод полубочкой. Высотомер крутит как вентилятор, набор под 10 000. Красота, пилотаж всегда очень любил!
 
Уважаемый коллега.
Человек я достаточно нудный и дотошный, учился всегда неплохо и летал вполне нормально, инструктором. Очень интересовался самолетостроением. Спеси у меня никогда не было, любой самолёт нужно осваивать. Тем более упасть на малом и очень малом возможно проще. А сказочку какие мы плохие слышал много раз, а как Вы сравниваете, умозрительно? Или Вы на всем полетали? Истребитель пилотируют в диапазоне высот и скоростей, да и наш самолёт прощал буквально все. Малый самолёт , как я понимаю такого подхода не допускает. Кроме того я уверен что и переучивание происходит формально, перенос навыков получается отрицательный. Новые навыки сформировать вероятно некому.
Собственно Вы правы, я никуда не пробился, но я и не убился. Там куда я хотел бились и бьются регулярно. Смолоду это плохо понимаешь.
Но меня вполне устраивал вариант отца, он смолоду летал на ЯК-12 по Северу области. Вот я бы так и по сей день летал. Но вот не случилось.
А насчёт рук, ты приходишь, человек тебя впервые видит и начинает с порога верещать какое ты .... Спрашиваешь а как Вы определяете, на глазок или по звёздам? Да Вы там все творите, с девками кувыркаетесь, водку пьете. Мне кажется это просто издевательство.
 
Последнее редактирование:
Кстати был странный опыт, набрали граждан в партизаны и зачем то стали их вывозить на боевых самолётах. Я в этом не участвовал. Ну и накуролесили они там, инструктора были в ужасе. Непонятно зачем это было сделано, но осадок остался. Хотя у меня разговор был всегда короткий, не готов, свободен, не тянешь, свободен! Так что давайте не будем про руки.
 
Вот за этой уважаю. Тема с собственными историями. А не где попало.
Интересно и полезно почитать.

Небольшое литературное замечание. У вас истории многие скомканы,особенно в конце : трах-бах, прилетели. Как будто к концу истории уже устаёте писать....


Напишите с начала в ворде текст, отойдите на полчаса, а потом прочитайте заново и поправьте, что не понравится.
 
Кстати был странный опыт, набрали граждан в партизаны и зачем то стали их вывозить на боевых самолётах. Я в этом не участвовал. Ну и накуролесили они там, инструктора были в ужасе. Непонятно зачем это было сделано, но осадок остался. Хотя у меня разговор был всегда короткий, не готов, свободен, не тянешь, свободен! Так что давайте не будем про руки.
Или вот здесь вообще непонятно, кто такие партизаны и как они куролесили, что и кем было сделано и у кого остался осадок? . Кто не готов и куда не тянет?
 
Уважаемый коллега, отвечу в шутливой форме. Вы похоже долг Родине отдали заочно. Поясняю, партизаны это военнослужащие запаса проходящие военные сборы по своей специальности. То есть из гражданских пилотов пытались сделать военных, летали с ними. Эти гражданские пилоты показали низкий уровень техники пилотирования, допускали грубые ошибки при выполнении полётные заданий. То есть великими специалистами они себя не показали. Почему об этом говорю? Когда я пытался устроиться в гражданскую авиацию пилотом, сразу возникал разговор на пустом месте о том какие военные плохие. Правда потом, когда приспичило и пилотов стало не хватать, как то затихли эти речи и вроде ничего. Справляется народ. Неприятная эта тема господа. Давайте лучше байки.
 
Напишите с начала в ворде текст, отойдите на полчаса, а потом прочитайте заново и поправьте, что не понравится.
Автор пишет как умеет, это такой жанр, небольшие зарисовки. Вы прямо как сочинение проверяете. Ну... будем отходить!

Был я спортсменом и выпивал крайне редко....но помногу.
И однажды в пьяном виде выловил нас с товарищем патруль и доставил к дежурному по части. А это уже попахивало отчислением! Но нам очень крупно повезло, дежурил наш техник. Утром вызвал, отматерил, но посоветовал опохмелиться пивом и все. Эта история имела продолжение. Прошло пять лет, я уже капитан и мне в экипаж попадает этот товарищ патрульный, опять лейтенант. Был он уже кандидат на увольнение, снижали ему звание, таких называют карьерист. Никаких эмоций, хотя человек чуть не сломал мне жизнь, ещё ухмылялся радостно при этом.
Вообще были комичные ситуации, после выпуска был у меня в экипаже техник, мне 21, ему 40, вне строя я его называл дядя Петя. Первая летная группа тоже была интересной. Один курсант на два года меня старше, служил на флоте, второй на полгода, остальные ровесники. Ну была вялая попытка панибратства, но тут я проявил твердость. Кроме того армейский принцип делай как я! Повторяй за мной! ( У замполита принцип делай как я говорю).
 
Последнее редактирование:
Есть старая песня про инструкторов. Приведу пару куплетов. Очень точное описание.

Понедельник не суббота
Не работать бы а спать.
Но увы, детишкам в школу
А инструктору летать!

Дальше про неудачную посадку. Это как несчастная любовь.

Но как в нашем грешном мире
Дважды два бывает пять.
Прогремело вдруг в эфире
ЗАДЕРЖИ, ядрена мать!
ПРП вмешался четко обстановку разрядил
И курсанта словно плёткой он командой осадил.
Дальше не помню, надо поискать. В этой песне огромное количество куплетов.
 
Вопрос про переучивание на другой тип, тем более в другой системе сложен. Очень жаль что в мое время по стране болтались тысячи неприкаянных пилотов. И никто в среди авианачальников не подумал, собрать вакансии и предлагать тем кто увольняется. Подобная бесстыдная ситуация была после войны. Боевых летчиков тоже не брали в ГА. Очень подробно об этом пишет Герой Советского союза Константин Михайленко. Он с трудом пробился в Полярную авиацию, воевал на ПО-2. А начинал в лыжбате! А остальных посылали лесом и ордена их не смущали!!
 
Уважаемый коллега, отвечу в шутливой форме. Вы похоже долг Родине отдали заочно. Поясняю, партизаны это военнослужащие запаса проходящие военные сборы по своей специальности. То есть из гражданских пилотов пытались сделать военных, летали с ними. Эти гражданские пилоты показали низкий уровень техники пилотирования, допускали грубые ошибки при выполнении полётные заданий. То есть великими специалистами они себя не показали. Почему об этом говорю? Когда я пытался устроиться в гражданскую авиацию пилотом, сразу возникал разговор на пустом месте о том какие военные плохие. Правда потом, когда приспичило и пилотов стало не хватать, как то затихли эти речи и вроде ничего. Справляется народ. Неприятная эта тема господа. Давайте лучше байки.
Уважаемый коллега, партизанами у нас называют тех, кто по воле Росавиации летает не совсем легально. Так что не надо со своим уставом в наш заповедник. (Щютка) А про уровень подготовки , так и у военных и у гражданских есть экземпляры, которые в воздухе самолёт от дельтаплана отличить не могут. Что уж говорить про расхождение в воздухе.
 
И слава Богу. С такими руками вы бы только статистику подпортили. Вона , каждый год соболезнования выражаем родственникам тех, кто с больших на сверхлёгкие пересел.
Тут как говорится- дело было не в бабине.Я вот вообще всю молодость пролетал на вертолётах и не маленьких, а полюбил я эти самолетки , но сел не сразу, много прыгал, примерялся, а потом как то пошло, хотя к тому времени налет был больше 2500 часов.Статистика это вещь такая ............я бы сказал ,кому как на роду написано.
 
Назад
Вверх