Косой пилотаж.
Пилотирование в наклонной плоскости является основным маневром в воздушном бою и при атаке наземных целей. А у нас по КБП, курсу боевой подготовке, этих полетов вообще не было!!! Я собирался переводится, косой пилотаж был нужен. Хулиганства я не допускали и против этого но тут был особый случай! На самолёте стоял самописец САРПП-12, писал основные параметры. В результате размышлений и расчетов я понял что если на малой высоте полететь на простой пилотаж, то можно нарисовать сарпограмму. Ну и полетел!
Страшно, земля рядом, она твердая, пилотировал в диапазоне 1000-3000 м., в наклонной плоскости АГД постоянно вращается, поэтому на нисходящей части ориентируешься по линейному ориентиру, на восходящей никак, в верхней точке можно уточнить но непонятно блин. Правда вверх не страшно и если угол наклона большой, вроде спокойнее, если не закрутился конечно. Зато на максимале! Был у меня товарищ из объективного контроля, он смотрит и понять не может. Обычный полет, но вроде ошибки, но непонятные. Так он и не понял, спрашивает, я говорю ну самолёт сложный, все ошибаются. Так и тренировался, получил навыки.
Виды полетов.
За смену обычно делаешь 5-6 заправок. В катапультном кресле, в районе сидения нужно себя притягивать, иначе будет травма позвоночника по покидания. И так весь день. Самое простое и быстрое это сложный пилотаж! Пять заправок, голова-ноги, голова-ноги и т. д. Самое нудное это дублирующие приборы, шесть заправок, сдохнуть можно. Пологие спирали, вверх-вниз, вверх-вниз, до бесконечности. На полигоне есть интерес, хотя стреляет и бросает курсант. Я смотрю в перископ. Простой пилотаж, маршруты, как то обыденно. Строем ....немного опасно, особенно если курсант не очень. На малой высоте все обычно, нормальная малая это 100-150 метров над равниной, с курсантами мы так не летали. Считалось что малая это ниже 1000 м., плохо вокруг видно, связь плохая, ориентировка сложная. Не помню минимальную высоту, метров 500-600 вроде. Вообще малая высота, это отработка маневра на полигоне. На вывозной программе в основном круги с конвейера. Взлетаем, 3-4 захода, если разрешают то уход с высоты выравнивания или от ближнего. Потом посадка, обороты максимал и на взлет. Уход с высоты выравнивания интересен, начало выравнивания на высоте около 10 метров, даёшь максимал а сам продолжаешь посадку, обороты вышли, пошел в набор. Был вроде проход над полосой на совсем малой высоте, но я как то такие вещи не любил, да и не давали они ничего. На кругах иногда была комичная ситуация. На рассвете или вечером солнце встаёт или садится, если дымка то видимости нет, хуже чем при минимуме. Хорошо если в районе 3-4 разворота есть ориентиры, это называется система захода по кустам, ( по помойкам). Но иногда ничего нет, хоть тресни, поле блин! Если ветерок подул, начинается морока, заходим, мимо, заходим, мимо, уже РП начинает выступать, ему по локатору хорошо видно! А мне как быть, тем более из задней кабины. Морока!