Инструкторская жизнь, (методика летного обучения).

Не было проблемы самостоятельных полетов, все осваивали, ну если только проблемы со здоровьем или сам списывается потихоньку. Как учебный самолёт МИГ-21 по моему мнению совсем не подходил. Мало топлива, огромная посадочная скорость, никакого оборудования. У меня на спарке 80 процентов посадок с аварийным остатком. А это значит один круг и набрать высоту для катапультирования. Это так сказать, давило на мозги. Конечно учебный самолёт должен быть один и должен отвечать определенным требованиям. Например как Л-39, или ЯК-130. Но все таки ближе к боевым. Сами мы летали с первого курса все 4 года, 3-4 курс на МИГ-21, это нравилось всем. Красота!
При подготовке спрашивали жестоко, все наизусть! Круг длится 8 минут, вот и расскажи за 8 минут свои действия. Особые случаи в полете, только наизусть с отработкой в кабине. Никакой пощады! Никаких послаблений!
 
Никаких замен у нас не было! Полк был незаменяемым. Очень редко переводили в своих полках. Наверное это правильно, боевому летчику будет трудно стать инструктором. Инструктору конечно проще, но он будет оставать по карьере. Хотя длительные стажировки в боевых полках, конечно были нужны. Но этим никто не занимался. Вообще тактику изучали очень скудно, упрощение было большое, как то это не приживалось.
Лётчикам переучиваться или проходить программу на класс было проще, но и сложнее, времени было мало всегда. Это всегда было на втором месте.
И тут иногда возникали проблемы. Расскажу о себе. Есть такое понятие завозить. Это когда курсант перестает понимать что от него хотят. Начал я летать ночью, это уровень второго класса, а самостоятельно меня не выпускают и сам я понять не могу как садиться. Ночи у нас были куцые. Один -два часа к дневной смене. Каждый раз новый инструктор, все показывают по своему и говорят, давай повыше. И меня не выпускают! Я уже совсем загоревал, но тут со мной полетел мой бывший инструктор, он сказал мол делай как днём и что то посоветовал. И я наконец вылетел сам, прорвало!
Если меня спросить какие основные качества нужны инструктору, я бы ответил так. Летчик средних способностей, хороший методист и педагог, порядочный человек.
Вот такие мысли вслух. Задавайте наводящие вопросы.
 
У нас курсант при выпуске имел 200-220 часов и два освоенных типа
Сергей не врёт)))
Но на третий класс в АА можно было сдавать хоть на следующий день после прибытия в часть.
налёт.jpg
 
Я думаю, что курсантская жизнь ничуть не менее яркая, чем инструкторская. Третий курс обучения, самостоятельные полёты на Ми-2. К этому времени, по убеждению инструкторского состава (кстати так оно и есть), у курсантов уже "выросло перо в попе". Выполняю полёт по маршруту с выходом на цель в заданное время, а это (на минуточку!) 15-30-45 секунд, с соответствующей оценкой отлично-хорошо-удовлетворительно. На правом кресле мой одногруппник и друг Серёжа, кемарит, разморенный испепеляющим солнцем казахстанской степи. На заданной высоте и скорости прохожу три ППМ, а после третьего, поскольку перо в ж..., уже активно флюгирует в потоке, закрываюсь шторкой и, взяв упреждение на ветер, выполняю активный полёт на р/станцию, контролируя полёт по ЛЗП по МПРам и попутно вычисляя скорость , необходимую для точного выхода на цель. Через 7-10 минут слышу в шлемофоне голос РП: "078, ваше место?". Спокойно докладываю, мол 10 минут после 4 ППМ с курсом..."Доложите точнее!", не успокаивается РП. Ну, я же "в облаках", поэтому, не открывая шторки, спрашиваю правака по СПУ: "Серёжа, где мы?". А в ответ-тишина. Открываю шторки, а Серёжа давит на массу, аж слюни по подбородку...Пытаюсь сориентироваться по месту, а под нами то, чего я никогда не видел, летая по этому маршруту...РП наседает: "078, ваше место?!" В общем, поправку на ветер (пресловутый навигационный треугольник скоростей) я взял верно, но с ошибкой в противоположную сторону, нужно было довернуться вправо на 15 градусов, а я довернул влево. Убедившись в том, что экипаж "дал блуду", мне назначают курс на аэродром, где после посадки нас встречает штурман эскадрильи и, после краткого допроса, на 2 недели отстраняет от полётов, с написанием "объяснительной формата А1" и отправкой на каторжные работы...
 
У меня был аналогичный случай. Юным лейтенантом я полетел на перехват. Развернулся от аэродрома, перешёл на другой канал и у меня умерла связь. А я подумал что так и надо. И пилил и пилил и пилил в даль светлую. На боевом топлива достаточно. Потом осенило, пришлось вернуться с позором.
В командировке, полетел по маршруту и заправил аж три бака! Не помню уже детали. На МИГ-21 С, четыре пилона, крайние под баки. А РП сказал что маршрут в облаках и летай по кругу. Вот я и летал и летал.
Инструкторский класс в ИБА был меньше по налёту и боевым применениям. У нас получилось примерно за год. В заключительном вылете на полигон я умудрился на взлете поймать ворону. Комэска лишили премии за год, а меня не тронули. Вот он взбесился, лучше бы наоборот, фиг с ней с премией. Он руководил, хотел как лучше, дали команду всех посадить, а мы стоим у полосы. Он подумал пока то да сё, кинут они с ходу. Я вырулил на полосу и говорю мол птицы, а он не расслышал! Ну я и побежал навстречу судьбе, поймал в момент отрыва, прекратил нормально, срулил. Когда все раскопали, комэска видимо вздрючили нехило за художества и гонку. Виноваты были я и ворона поганая.
 
Ещё можно добавить. Интенсивность полетов всегда была высокой, до пяти летных смен в неделю. Это было физически тяжело. Кроме того первая смена начиналась примерно в семь утра. А подъем в 3.30-4.00. Кроме того ухитрялись ставить в наряды летчиков и техников. Комполка говорил, на неделе не ставьте, там полеты. А в выходные пусть служат, вроде они и не люди. Ровно половина моей службы прошла в командировках. Домой приезжали раз в месяц. Это было сложно семейным. Бытовые условия всегда были плохие, как то все поношенное, одобренное. Техники вообще зачастую с бойцами в палатках на двухяруснях кроватях.
Хочется сказать слова благодарности техникам, бойцам, связистам и батальону обеспечения. Служились им ещё хуже, но работали как могли. Без этих специалистов полеты были невозможны.
 
Ну и больной вопрос!
Где работать после увольнения? Очевидно что нельзя выбросить человека в никуда. Ведь деньги не него потрачены немалые. Порядок очень простой, человек пришел, прошел комиссию, переучился и готов. Сопливые разговоры про плохих военных должны подкрепляться фактами. О которых я ничего не слышал. Это гон!
В армии структура такая.
Самое сложное, истребители, истребители-бомбардировщики, штурмовики.
Затем ограниченно маневренным. Фронтовые бомбардировщики, разведчики.
Неманевренные, это транспортники.
Вертолётчики.
И движение возможно только сверху вниз!
То есть типы в ГА и других конторах находится понятно в каком месте. Но есть свои особенности.
Наверное желательно для уходящего человека предлагать вакансии, не рассуждать голословное. Деньги затраченные на обучение не закапывать в землю. Кроме того есть большое количество вакансий просто в авиации, хотя летать конечно приятней.
А Вы говорите руки... кривые и короткие!
 
Уважаемые коллеги, смотрю раздел про аварии. Тут упали, там упали, это понятно. Не нашел ни одного описания типа:"Самолёт упал по причине того что им управлял криворукий военный. Причина-он военный!" Хотелось бы уточнить, особенно у коллеги выражающего соболезнования, есть ли конкретные факты неспособности или примеры. За 10 лет попыток устроиться, мне эти слова говорили десятки раз, без доказательств ! Кто может привести факты? Только факты?
Кстати возникает ещё вопрос, есть ли случаи перехода гражданских пилотов в армию. Насколько это успешно, на какие типы? Ну вертолётчики тут не в счёт.
У меня начиналось нормально, положили на 2 недели в стационар, прошел нормально ВЛЭК, в бумагах пишут, второй пилот АН-24, второй летный отряд. Я уж верить начал. Ну и фиг Вам. Так делали немецкие подводники, потопят корабль, выловят англикоса, покурить дадут, по плечу похлопали и под зад за борт! Шютка!
 
Косой пилотаж.
Пилотирование в наклонной плоскости является основным маневром в воздушном бою и при атаке наземных целей. А у нас по КБП, курсу боевой подготовке, этих полетов вообще не было!!! Я собирался переводится, косой пилотаж был нужен. Хулиганства я не допускали и против этого но тут был особый случай! На самолёте стоял самописец САРПП-12, писал основные параметры. В результате размышлений и расчетов я понял что если на малой высоте полететь на простой пилотаж, то можно нарисовать сарпограмму. Ну и полетел!
Страшно, земля рядом, она твердая, пилотировал в диапазоне 1000-3000 м., в наклонной плоскости АГД постоянно вращается, поэтому на нисходящей части ориентируешься по линейному ориентиру, на восходящей никак, в верхней точке можно уточнить но непонятно блин. Правда вверх не страшно и если угол наклона большой, вроде спокойнее, если не закрутился конечно. Зато на максимале! Был у меня товарищ из объективного контроля, он смотрит и понять не может. Обычный полет, но вроде ошибки, но непонятные. Так он и не понял, спрашивает, я говорю ну самолёт сложный, все ошибаются. Так и тренировался, получил навыки.

Виды полетов.
За смену обычно делаешь 5-6 заправок. В катапультном кресле, в районе сидения нужно себя притягивать, иначе будет травма позвоночника по покидания. И так весь день. Самое простое и быстрое это сложный пилотаж! Пять заправок, голова-ноги, голова-ноги и т. д. Самое нудное это дублирующие приборы, шесть заправок, сдохнуть можно. Пологие спирали, вверх-вниз, вверх-вниз, до бесконечности. На полигоне есть интерес, хотя стреляет и бросает курсант. Я смотрю в перископ. Простой пилотаж, маршруты, как то обыденно. Строем ....немного опасно, особенно если курсант не очень. На малой высоте все обычно, нормальная малая это 100-150 метров над равниной, с курсантами мы так не летали. Считалось что малая это ниже 1000 м., плохо вокруг видно, связь плохая, ориентировка сложная. Не помню минимальную высоту, метров 500-600 вроде. Вообще малая высота, это отработка маневра на полигоне. На вывозной программе в основном круги с конвейера. Взлетаем, 3-4 захода, если разрешают то уход с высоты выравнивания или от ближнего. Потом посадка, обороты максимал и на взлет. Уход с высоты выравнивания интересен, начало выравнивания на высоте около 10 метров, даёшь максимал а сам продолжаешь посадку, обороты вышли, пошел в набор. Был вроде проход над полосой на совсем малой высоте, но я как то такие вещи не любил, да и не давали они ничего. На кругах иногда была комичная ситуация. На рассвете или вечером солнце встаёт или садится, если дымка то видимости нет, хуже чем при минимуме. Хорошо если в районе 3-4 разворота есть ориентиры, это называется система захода по кустам, ( по помойкам). Но иногда ничего нет, хоть тресни, поле блин! Если ветерок подул, начинается морока, заходим, мимо, заходим, мимо, уже РП начинает выступать, ему по локатору хорошо видно! А мне как быть, тем более из задней кабины. Морока!
 
Последнее редактирование:
Уважаемые коллеги, смотрю раздел про аварии. Тут упали, там упали, это понятно. Не нашел ни одного описания типа:"Самолёт упал по причине того что им управлял криворукий военный. Причина-он военный!" Хотелось бы уточнить, особенно у коллеги выражающего соболезнования, есть ли конкретные факты неспособности или примеры.
Дело не в военных, а в летчиках с большой авиации, которые пересаживаются на сверхлегкие аппараты и не готовы быстро и непривычно для них, из-за малой инерции аппаратов, реагировать на изменения в воздухе и эффективное управление. При мне на самолете Птенец-1, КВС с ЯК-40 на взлете свалился с высоты 20м и сломал ногу и затем на Птенце-2 на посадке КВС с АН-2 тоже свалился с малой высоты, но отделался ушибами. Оба аппарата разрушены в хлам. Также на вертолете Роторфлай московский пилот-испытатель первого класса предельно раскачал на взлете и только благодаря нашему инструктору сумел приземлился. Просто на СЛА все по другому управляется, за секунды теряется скорость и реагировать быстро надо, а этому учится практически надо, забыв свои навыки с больших самолетов.
 
Последнее редактирование:
Встречный вопрос! А как этих товарищей переучивали, кто понес ответственность за это? Не потребовали, не научили, все на самотёк. А теперь только констатация факта. Ведь это неразделимые вещи. И получается что самолёты разбили пилоты и из инструкторы... совместно!

Отвечаю на вопрос про косые петли. Я написал программу и делал еще определенные фигуры, недолго конечно. Была такая программа полеты на совершенствование. Я вспомню, подготовлюсь и напишу.
 
Встречный вопрос! А как этих товарищей переучивали, кто понес ответственность за это? Не потребовали, не научили, все на самотёк. А теперь только констатация факта. Ведь это неразделимые вещи. И получается что самолёты разбили пилоты и из инструкторы... совместно!
Ну начинается. А кто ему запретит летать? Он же Пилот "Серьезного самолета", а не эти х вот "самодельных".
Посмотрите внимательнее соседние ветки - пилот боинга, разбился на дельтике.
Как? Да просто купил, спросил у мимо пролетающих как взлетать и полетел! Он же Пилот, а не какой то там самодельщик.
На пятой секунде и убился.

Вы тоже не можете понять, как и некоторые пилоты из ГА простой истины.
Тут нету проверяющих, выпускающих, наблюдающих, ответственных и т.д.
А за тех состояние самолёта и свое собственное отвечает только КВС.
Он сам себе и влэк и главный инженер полка и командир.
А на аэродромах даже РП(о ужас!) не обязателен!
 
Вы неправы, то что Вы говорите делается после получения допуска к полетам. А до этого учебник в руки и сиди учи. Очень мне понравилась книга испытателя Валерия Меницкого, Моя небесная жизнь. У испытателей летать на самолётах без подготовки и вывозных полетов, считается нормально. В книге он подробно описывает как это делалось.
Ваши примеры говорят только о том что методика летного обучения в ГА и других конторах находится в убогом состоянии. Я искал, а есть ли диссертации по этим дисциплинам. Учебники по переучиванию с типа на тип, при переходе в другое ведомство. Ничего не нашел!!!
Должны быть четкие, понятные, научно обоснованные критерии, навык формируется после такого количества учебных часов, вывозных полетов. Сейчас какой то междусобойчик. Да он же правым пойдет, КВС его научит, чего упираться? Мужик взрослый.
Это мое субъективное мнение.
 
Уважаемый коллега.
Как обойтись без РП если в воздухе на ограниченом пространстве летают 12 бортов, из них около половины самостоятельные курсанты, за которыми контроль нужен. Часть молотит по кругам. За семь часов смены совершается 100-110 вылетов. Там не то что в столовую сходить, ложку в рот запихнуть некогда.
А рядом сидит жутко важный, лысый гражданский РП. У него два вылета ....в неделю! Наверное без него можно обойтись.
Это был не ужас а повседневная реальность.
 
Сейчас в школах видимо будут петь гимн, трудно мне представить, лучше бы частушки... А ведь у нас тоже было просто изуверство. У нас общежитие рядом с плацем было, нам было все удобно. Но ДОСы были в городке, это километра 4, вечером только пешком. Так вот решил кто то по праздникам петь гимн! Ну все ничего, но петь в 9-9.30 вечера! Собирается несколько сотен здоровых, почти трезвых мужиков, всех считают. Причем техники напивались гораздо сильнее, у них это традиция. Стоишь смотришь, во первых это подчинённые, во вторых ему завтра самолеты обслуживать, ну и просто это свои ребята, ну нажрались.. имеют право. Поэтому гимн у них почему то получался с матерками. Горят прожектора, поем блин, вкладываем душу! Спели и по домам, обратно за столы. Зачем это делалось я не понимаю. Тайный, сакральный смысл.
 
Тормозной парашют.
Очень нужная штука. Но есть нюансы, начинается летная смена, беготня пошла. Вдруг с парашютами задержка, пару посадок без него. Это не очень приятно, надо уметь, можно выкатиться. Иногда техник говорит, надо пневматики менять, блин а это пару часов, вся смена кувырком. Говорю будем раскатывать бережно, дотянем до конца. Это опасно, пневматики могут разрушиться. С полосы уносит мгновенно, но бокам колодцы для слива воды, иногда там нет решёток. Надо удержаться на полосе, но в конце пробега ОБЯЗАТЕЛЬНО полосу освободить. Чтобы могли сесть другие.
У парашюта ограничение было, 300км/ч, в критической обстановке это последний шанс. Смотришь на скорость, нажал на кнопку, хлопок, все нормально. Рулить с парашютом трудно, надо уметь, реактивная струя надувает купол и самолёт стоит, реверс тяги получается! Сбрасывать куда попало нельзя, рядом с полосой стоит боец и стаскивает их в кучу. Торможение с парашютом очень хорошее, тормоза мало применяешь. Это очень важно при аварийных посадках, расчет обычно с перелётом, скорость большая и если сел на середину полосы, не выкатиться задача очень трудная, надо уметь.
 
Ну начинается. А кто ему запретит летать? Он же Пилот "Серьезного самолета", а не эти х вот "самодельных".
Посмотрите внимательнее соседние ветки - пилот боинга, разбился на дельтике.
Как? Да просто купил, спросил у мимо пролетающих как взлетать и полетел! Он же Пилот, а не какой то там самодельщик.
На пятой секунде и убился.

Вы тоже не можете понять, как и некоторые пилоты из ГА простой истины.
Тут нету проверяющих, выпускающих, наблюдающих, ответственных и т.д.
А за тех состояние самолёта и свое собственное отвечает только КВС.
Он сам себе и влэк и главный инженер полка и командир.
А на аэродромах даже РП(о ужас!) не обязателен!
Рома, бьются такие пилоты не потому, что снобизм присутствует, а потому, что легким самолетом подчас сложнее управлять, чем навороченным летающим компьютером.Это мне подтвердили мои ученики которые сев однажды на Боинг поняли , что добрую половину работы там выполняет сам самолёт. Говорили, что там все как у водителя автобуса, на легкой машине всё на руках и ощущениях,а при полете по маршруту ещё и на землю приходилось смотреть и на часы нажимать , определяться по компасу. У чил их как нас учили с картой, никаких GPS даже при наличии оных. Я как то писал попросили одного пилота с 10000 часами со мной полетать на Бекасе, реально взлетел, а на посадке выравнивать начал с 30 м......... 🤣
 
Назад
Вверх