Какая схема безопаснее - с двумя или одним мотором.

Я не понимаю, зачем нужна синхронизация моторов. Просто два мотора на один вал. Не так?

Уравновешенность и простота конструкции роторных двигателей позволяют компоновать из них модульные силовые установки, состоящие из 2-х и большего числа независимых двигателей - модулей которые могут работать на общий вал, либо поочередно отключаться от этого вала. Это повышает живучесть/надежность, экономичность и общий ресурс силовой установки, т.к. при выходе из строя 1 модуля остальные продолжают работать. Поршневые двигатели, без синхронизации, из-за их неуравновешенности не могут быть модульными, т.к. возможен виброрезонанс.
 
Обычно для сверхкороткого (тем более вертикального) взлета ЛА требуется в несколько раз большая мощность, чем для экономичного горизонтального полета, при котором излишне мощная, тяжелая, переразмеренная силовая установка работает в неэффективном режиме. При этом у существующих газотурбинных двигателей (ГТД) удельный расход топлива повышается в два раза. Силовая установка, имеющая большую избыточную мощность, имеет большую массу, габариты и стоимость.
Модульная силовая установка может иметь маршевые модули, которые на крейсерской скорости работают в оптимальном режиме с минимальным расходом топлива, и взлетные модули, которые кратковременно развивают большую мощность и имеют малую удельную массу за счет снижения моторесурса, т.к. в крейсерском режиме они отключаются. В случае отказа маршевых модулей взлетные могут использоваться в качестве аварийных маршевых до прибытия ЛА в аэропорт - пункт назначения, где неисправные модули могут быть быстро заменены новыми.
 
Всё правильно пишете. На основе этой трезвой мысли в США ещё сорок с лишком лет назад родилась концепция "полтора двигателя" (относительно маломощный маршевый ГТД с большим ресурсом и относительно малыми удельными расходами топлива на крейсерских режимах и малоресурсный, но мощный вспомогательный двигатель, работающий лишь на взлёте и в наборе высоты, а также пригодный для безопасного завершения полёта в случае отказа основного маршевого движка). Об этом хорошо было изложено в "Проектировании легкомоторных самолётов" Бадягина и Мухаметшина. На основе этой концепции они даже в Ташкенте со студентами разрабатывали проект самолёта "Семург". А в качестве прототипа приводили самолёт "Хаслер-400" с маршевым ТВД в носу и вспомогательным ТРД в хвосте.
hustler400-1.jpg

З.Ы.

Кстати, рутановский "Вояджер" (облетевший "вокруг шарика" без посадки) был как раз по этой идеологии построен. Только с поршневыми движками...
 
Alex_520 сказал(а):
Кстати, рутановский "Вояджер" (облетевший "вокруг шарика" без посадки) был как раз по этой идеологии построен. Только с поршневыми движками...
Тем лучше. Хотя вопрос лишнего веса на борту так и остается. Не говоря уже о стоимости.
 
Лодки Чернова с двумя двигателями как себя ведут на взлете при отказе?
 
В 80х, когда в штатах было запрещено эксплуатировать однодвигательные самолёты в авиакомпаниях(регулярные пассажирские перевозки), компания Soloy создала двух двигательную(ТРД) ВМУ с приводом на один винт. Эти ВМУ должны были устанавливаться на Цессну 208"Караван".
Но вскоре это правило отменили для одномоторных самолётах с ТВД и эта система в серию не пошла.
Хотя сейчас на некоторые "самоделки" ставят такие экспериментальные ВМУ.
 

Вложения

  • I59fe.jpg
    I59fe.jpg
    9,6 КБ · Просмотры: 101
  • th_004.jpg
    th_004.jpg
    5,1 КБ · Просмотры: 86
  • spanky15.jpg
    spanky15.jpg
    92,2 КБ · Просмотры: 100
Люли добрые подскажите, на амфибиях Че на взлёте при отказе сильно уводит и что делать? Прибирать газ и на посадку или можно вырулить и продолжить взлёт?
 
Лодки Чернова с двумя двигателями как себя ведут на взлете при отказе?

Лодки Чернова, а так же не Чернова, как и все другие известные мне лёгкие ЛА, не взлетают при отказе одного двигателя. Многие еще и не могут продолжить горизонтальный полет при полной, а некоторые и при не полной загрузке. И вот тут вспоминаем народную мудрость - второй двигатель нужен только для того, что бы убиться на посадочной прямой. Потому, что выпуск шасси и механизации может стать смертельным номером без права на ошибку и при очень хорошей выучке.
 
...авторитетно так...  от человека, насколько знаю немало налетавшего на двухмоторниках...

А до того, чаще всего слышал от других - "на лодке мне надо только два мотора!"
 
А до того, чаще всего слышал от других - "на лодке мне надо только два мотора!"

Лодочник правильно сказал и я об этом всё время говорил - двухмоторные лёгкие(а это в основном самолёты АОН) самолёты не способны продолжать взлёт на одном двигателе. И при заходе на посадку на одном, они больше схожи с планером, на второй круг уйти практически не возможно. Но второй двигатель на круизе дает возможность при отказе одного "дотянуть" до ближайшего аэродрома или выбрать подходящую площадку для вынужденной посадки. Особенно это важно при полётах в СМУ. Для лодок это тоже важно, особенно не амфибий.
В этом и есть смысл лёгких двухмоторных.
 
А до того, чаще всего слышал от других - "на лодке мне надо только два мотора!"

Надо, и особенно на лодке. Вход в какую нибудь бухту с течением и ветром при размахе метров четырнадцать, и каких нибудь железных понтонах на подветренной стороне, это та ещё эквилибристика... Один раз был эпизод, когда при сильном ветре пришлось подходить задом. В Стерлитамаке приходилось садиться при 15, порывы 20 м/с с хвостовой опорой. Двигатель со стороны ветра почти до остановки работал на взлётном. С одним двигателем и хвостовой опорой такая посадка просто была бы не возможна. Возврат на аэродром за 150 км с одним не работающим, почти полными баками и тремя человеками на борту, тоже был в практике. Другая, более крутая глиссада, повышенная скорость, точность рассчёта и большой красивый самолет уже через пару дней снова был в воздухе а не в земле. Не надо сравнивать с самолётами с заоблачными ценниками и предъявляемыми к первозкам требованиями и будет вам счастье. Попытки взлетать при помощи второго двигателя с пятачка по беспределу, это не про это и не про безопасность.
 
Возврат на аэродром за 150 км с одним не работающим, почти полными баками и тремя человеками на борту, тоже был в практике. Другая, более крутая глиссада, повышенная скорость, точность рассчёта и большой красивый самолет уже через пару дней снова был в воздухе а не в земле. Не надо сравнивать с самолётами с заоблачными ценниками и предъявляемыми к первозкам требованиями и будет вам счастье. 

И это опять хороший пример о ЛОДОЧНИКА.
Этот пример для для тех, кто всё ещё считает что делать лёгкие двухмоторные глупо и не безопасно, потому-что отказ одного двигателя = 100%, а двух = 200%.
Весь мир делает легкие двухмоторные самолёты и только с одной целью - повышенная безопасность полётов, чем на одномоторных! И их покупают, не смотря на почти двойную себестоимость в эксплуатации, чем подобного одномоторного.
Пример - американские Beechcraft Bananza и Beechcraft Baron, оба "серьёзные" самолёты для скоростных и относительно дальних перелётов.
Beechcraft Bananza - одномоторный 6 местный самолёт с двигателем 300 лс.
Bechcraft Baron - практически тот-же(фюзеляжи одинаковые) 6 местный самолёт, но с двумя двигателями по 260 лс.
Baron в основном покупают те, кто часто летает для своего бизнеса или как "воздушное" такси, когда полёт отменить нельзя из за плохой погоды и им нужна повышенная безопасность полётов в СМУ.
На одномоторном в таких условиях при отказе двигателя только одна дорога - вниз на встречу с землёй и выбора нет. А тут ещё почти все пилотажные гироскопические приборы перестанут работать(их гироскопы раскручиваются от вакуумного насоса установленного на двигателе), а самолёт находится в облаках или в условиях плохой видимости.
На двухмоторном таких проблем не будет(всё работает от второго двигателя) и пилот на нём спокойно "дошлёпает" до ближайшего аэродрома.
 

Вложения

  • img_004.jpg
    img_004.jpg
    32,2 КБ · Просмотры: 101
  • beechcraft-58-baron-1996-bimotor-a-pistao-venda-flightmarket-3715__Large_.JPG
    beechcraft-58-baron-1996-bimotor-a-pistao-venda-flightmarket-3715__Large_.JPG
    83,4 КБ · Просмотры: 97
Aircam  так лихо взлетает на одном моторе
https://m.youtube.com/watch?v=maoHutUGv4U
 
;D  да  он  и  на  одном  спокойно  будет  летать  все  дорогу,  второй  мотор  всего  лишь  подстраховка  для  Аиркама,  но  очень  крутая...............
 
Aircam  так лихо взлетает на одном моторе
https://m.youtube.com/watch?v=maoHutUGv4U

Мы тут про самолеты говорили...)))
Я тоже всегда хотел на Евростар второй двигатель.)) Пусть висит, вдруг пригодиться))))
А вообще конечно прикольно было бы на какую нибудь Л-46 четыре Ротакса. Орган получился бы а не самолет!))
 
Назад
Вверх