Композитный винт

mike_hv

Я люблю строить самолеты!
Хочу рассказать о своих небольших наработках в области производства стеклопластиковых винтов.
Мой интерес к этой теме появился года 3 назад. И вот в течении этого немалого срока, постоянно наступая на грабли, все таки удалось добиться на мой взгляд хорошего результата. 
Я с отцом летаю на дельталете в местном клубе в г. Иваново. Винты нужны были в первую очередь для себя. Имея в наличии немалый парк металлообрабатывающих станков, решился на эту затею.
Была задача сделать лопасть за одну формовку без клейки из двух половинок. Пропитку связующего решил осуществлять вакуумной инфузией. Это очень чистый и предсказуемый по результату метод. Конечно более трудоемкий, но результат радует. Обжимка внутренним раздувным мешком избыточным давлением. Исходя из этих условий, пресс-форму решил делать  из Д16Т. Для пропитки ткани требуется вакуум, поэтому форма герметизируется по стыку. Предусмотрен нагрев пресс-формы водой до 80 градусов. В комлевой части предусмотрена подача воздуха в раздувной мешок и питатели для смолы. Комлевая заделка лопасти очень понравилась у фирмы WhirlWind Propellers и я решил сделать нечто похожее. В общем задача получилась очень интересная. И после проработки 3D модели будущей лопасти и пресс-формы, процесс сдвинулся с теоретической части и началось воплощение в металле. К слову сказать на пресс-форму ушло почти 100 кг плиты  🙂 
Дальше шли бесконечные эксперименты с укладкой ткани, питающими трубками и мешками. Кто сталкивался с этим, поймет. Процесс разработки технологии требует немалого терпения и отнимает массу нервных клеток. Но от этого и становится увлекательным. 
Лопасти из пресс-формы выходят пустотелые и после удаления раздувного мешка заливаются двухкомпонентным закрытоячеистым пенополиуретаном. Жесткость лопасти получается такая, что на ней можно прыгать. В пресс-форме предусмотрел углубление под оковку. Таким образом оковка получается заподлицо с поверхностью. Оковка из нержавейки толщиной 0,4 сначала приклеивается на полиуретановый клей, а потом приклепывается на ряд заклепок. Готовая лопасть окрашивается автомобильной краской вся кроме оковки и заделки. В комлевой части она покрыта тонким слоем эпоксидного гелькоата. На фотографии ниже гель использовали поначалу красный, сейчас черный. Затем делается балансировка заливкой смолы через небольшое отверстие на кончике лопасти.
Под комлевую заделку потребовалось сделать новые ступицы. Но это не сложно и говорить особо не о чем. Просто вырезал из плиты.
В результате проделанной работы, два наших винта сейчас эксплуатируются на дельталетах с L15
Внизу немного фоток.
Сам процесс понравился и сейчас есть желание расширить ассортимент.
 

Вложения

  • _____-______002.jpg
    _____-______002.jpg
    156,3 КБ · Просмотры: 742
  • _____________057.jpg
    _____________057.jpg
    174,6 КБ · Просмотры: 697
Еще немного фоток
 

Вложения

  • eshhe_razrez.jpg
    eshhe_razrez.jpg
    159,7 КБ · Просмотры: 651
  • lopasti_003.jpg
    lopasti_003.jpg
    133,1 КБ · Просмотры: 640
  • v_stupice.jpg
    v_stupice.jpg
    145,4 КБ · Просмотры: 810
Еще...
 

Вложения

  • vsbore.jpg
    vsbore.jpg
    152,2 КБ · Просмотры: 589
  • na_telezhke.jpg
    na_telezhke.jpg
    191,3 КБ · Просмотры: 557
Хорошие лопасти получились! Поздравляю! С такой шикарной прессформой можно наверное электронагрев организовать до 115 градусов и перейти на горячую прессовку из угольного препрега! 🙂
Вопросы:
А куда заливаете смолу для балансировки? Внутренняя полость же вся заполнена  двухкомпонентным пенополиуретаном в прессформе.
Мешок для давления из полиэтилена или резиновый используете?
 
Хорошие лопасти получились! Поздравляю! С такой шикарной прессформой можно наверное электронагрев организовать до 115 градусов и перейти на горячую прессовку из угольного препрега! 🙂
Вопросы:
А куда заливаете смолу для балансировки? Внутренняя полость же вся заполнена  двухкомпонентным пенополиуретаном в прессформе.
Мешок для давления из полиэтилена или резиновый используете?
Спасибо)
Можно и препрегом, но ,как понимаете, дороже выходит.
Для заливки смолы просто тонким шилом с загибом на конце освобождаю место.
С мешком конечно проблемы имеются. Использую полиэтилен, поэтому пока давление 3 кг/см. Изучаю вариант с латексом, даже сделал шаблон для обмакивания, но на данный момент за производство одного мешка запросили 450 евро, что считаю просто грабежом. Думаю самому попробовать. Можете подсказать что нибудь в этом направлении?
 
Ну,  теперь  бы  не  худо  озвучить  ТТД  данного  изделия  и  в  торговлю  с  ценой.  Молодец.
 
mill37,
С мешком конечно проблемы имеются

Должен знать Hind, или он знает кто знает 🙂

Если есть поблизости завод РТИ (особенно медицинских изделий), шинный, СК - Вам туда.
Можно попытаться на хим форумах. 
 
С мешком конечно проблемы имеются
Наверное по аналогии с вертолетными лопастями можно склеить (сварить) из листовой сырой резины 0,8мм марки "181". У нас такая на вертолетном заводе идет для мешков лопастей на горячую до 180 градусов.
А на холодную  мы использовали двойные сваренные  (вывернутые швом внутрь) по контуру полиэтиленовые мешки с  двойным слоем мыла с просушкой. Мешки дешевые и одноразовые, давление до 6 атм. Большую роль играет точная форма мешка. При малом размере - лопается, при большом залипает в складке.
                    Удачи в производстве!
 
Я в пропеллерах полный профан, на эмблемку мою посмотрите ;D

Слышал от одного товарища, что он так и раздувал свои лопасти полиэтиленовыми мешками, очень-очень точно подобранными по геометрии.

Вообще, эластичных составов нынче масса - и латексные, и силиконовые, и полиуретановые, и даже эпоксидки резиноподобные существуют. Надо смотреть на химстойкость материала (отвердитель-то агрессивен, покуда смола жидкая) и износостойкость. Также, что-то требует разделительного слоя, что-то, как многие силиконы, само от изделия отклеится. Предполагаю, что латекс будет похуже полиуретана и силикона. Но это лишь общее теории.

У меня был отчасти успешный эксперимент, который не удалось внедрить в серийную формовку, не нашлось времени на скрупулезную доводку среди производственных забот. Формовали переднюю половину фюзеляжа беспилотника. Пытался сделать раздувной мешок из двухкомпонентного силикона, если не ошибаюсь - из Пентэласт 750А или какого-то другого этой же фирмы. Намазывал кистью на специально сделанную болванку. Так вот, он сцуко густой и вязкий, прям тянется за кистью, но один хрен текучий - сползает потеками с болванки. А время отверждения много часов. Ходил-ходил вокруг него целый день, пытался намазать тоненько, чтоб не тек, подождать часа три загустения, намазать еще слой тоненько, потом еще... в результате, мешок все равно имел дырки.

Поразительно, но даже на дырявом, отчетливо травящем мешке сформовалось вполне годное бесшовное изделие! Это была не инфузия, просто уложил пропитанную стеклоткань на матрицу, собрал половинки, мешок надул. Давление в мешок подавал 1,5 атмосфер. Композит опрессовался, как под самым отличным вакуумом. Но тоже оказался пористым - воздух из прорех мешка выходил наружу прямо сквозь пропитанную стеклоткань.

Материал готового, отвержденного мешка показал себя превосходно. Легко отклеился от изделия, сохранил эластичность, нигде не порвался. Если б не дырки - был бы 100% годен к многоразовому применению.

Надо было изобретать распылитель, способный наносить этот силиконовый кисель тонким, но сплошным слоем. Либо добавить в него что-то тиксотропное, препятствующее стеканию при отверждении. Либо загуглить - какие еще производители, марки есть на рынке? Купить какой-то другой компаунд, более удобный при производстве мешка. Однако, на этой стадии накрыл какой-то очередной аврал, пришлось эксперимент бросить.

mill37, поздравляю вас с отличными успехами! Представляю, как нелегко было все это доводить до ума. Единственное, к чему могу придраться - вы уверены, что разрушать композит отверстиями, в которые вы ставите заклепки на оковке, это так уж необходимо? Множество винтов летает с приклееными оковками, и все окей. Полиуретановые клеи при должной подготовке поверхностей абсолютно вечные.
 
mill37, поздравляю вас с отличными успехами! Представляю, как нелегко было все это доводить до ума. Единственное, к чему могу придраться - вы уверены, что разрушать композит отверстиями, в которые вы ставите заклепки на оковке, это так уж необходимо? Множество винтов летает с приклееными оковками, и все окей. Полиуретановые клеи при должной подготовке поверхностей абсолютно вечные.
Заклёпки лучше убрать. Оковка с лепестками, как на взаправдашных винтах.
В солиде или в катии (или ещё в чём нибудь) нагрузить ступицу на предмет концентрации напряжений и их по возможности убрать.
Какое усилие разрушения заделки лопасти? У нас (винт "Дончак", Лилиенталь, Харьков) колебалось в пределах 11...14 тонн.
У нас были проблемы со стабильностью пропрессовки (препрег) комлевой части в районе заплечика. Давление пропрессовки 7 атмосфер.
 
Всем привет!
Я, лично, против оковки. Потому что после серьёзного повреждения лопасть на выброс. лучше оклеить прочной плёнкой, или  изолентой.
 
Огромное количество очень полезных замечаний и советов. Спасибо. Жалко, что раньше не писал.
С пакетами буду экспериментировать. Шов до этого был наружу и очень сложно извлекался пакет. Чтобы сделать резиновый пакет, наверное нужно будет много оснастки.  Сейчас есть алюминиевая форма, которую можно будет после нанесения силикона повесить в печь. так можно сократить время отвержения до 20-30 минут. Буду пробовать в общем. 
Сначала оковку просто клеил. Крутил винт до 2900 об/мин без видимых для оковки последствий. К слову для винта диаметром 1,88м обороты явно за пределами. Но потом решил перестраховаться, глядя на винты Лугапроп. У них оковка вся на заклепках.
WhirlWind оковку клеит после формовки. Вот видео https://www.youtube.com/watch?v=8cyycR356pQ
Ступицу старался сделать без концентраторов. Нагружал в солиде. Сечения брал с запасом по сравнению с киевскими и луганскими ступицами.
Стат испытание на разрушение в ближайшее время будет. Нашел в своем городе испытательную машину на 50 тонн. Понятно, что столько не надо, но что есть. Скоро сделаю оснастку и отдам.
Перекрут держит и небольшая наработка в нормальном режиме есть.
У меня с опрессовкой комлевой части проще дела обстоят. Форма без острых углов. Волна хорошо прожимается. Хотя были конечно проблемы.
 
Всем привет!
Я, лично, против оковки. Потому что после серьёзного повреждения лопасть на выброс. лучше оклеить прочной плёнкой, или  изолентой. 
Вы полагаете, что пленка или изолента предотвратит повреждение лучше чем металлическая оковка?
 
Всем привет!
Я, лично, против оковки. Потому что после серьёзного повреждения лопасть на выброс. лучше оклеить прочной плёнкой, или  изолентой. 
Может и так. Но траву все же нержавейкой лучше рубить  🙂
 
Всем привет!
Я, лично, против оковки. Потому что после серьёзного повреждения лопасть на выброс. лучше оклеить прочной плёнкой, или  изолентой. 

Вы видимо с гидроавиацией и аэроглиссерами не имели дело, там винт без оковки и часа не проживет в брызгах воды.
 
Всё очень просто.
1.Удар по передней кромке твёрдым предметом приводит к смятию оковки и повреждении передней кромки.
2.Удар по передней кромке твёрдым предметом приводит к повреждению передней кромки.
Теперь начинаем ремонт. вопрос? Как убрать оковку для ремонта?
В случае с ударопрочной плёнкой всё гораздо проще, и вообще сначала надо подержать повреждённую, окованную лопасть в руках и-всё объяснится.
Удачи!
 
Ремонтируется просто. Отдирается, отрезается оковка, изготавливается новая  и клеится. Многократно так делали. Хуже всех ремонтируется  Финишпроповская лопасть, у них оковка с припаянной сеткой замурована, возится дольше приходится. А без металлической оковки с полиуретановой наклейкой держит очень плохо и воду и ветки и удары камнями. Так, только для взлетов с чистой бетонки, а это редкость в СЛА. Оковка все-таки часть энергии удара на себя берет и бережет лопасть. Ни один серьезный производитель винтов без металлической оковки не делает лопасти.
Финишпроп тоже пытались отливать из полиуретана оковку одно время , но в гидро - никаких вариантов, отказались быстро.
 
А почему металлическая оковка? Металл деформируется. "Оковка" должна быть второпластовой или какой угодно, но держать не сильный удар молотком не деформируясь. Только пластики и резины на такое способны.
По мне так легче после прилета, если есть проблемы, снять неокованный винт, зачистить кромку и заново положить ленту стеклоткани на смоле и все, чем возится со снятием оковки и заново ее ставить.  Ремонт неокованного винта - полчаса без времени на полимеризацию. С окованным такого не получится.

Надо глянуть как америкосы делают. Наверняка самые продвинутые "оковывают" резиной или пластиком.
 
Может 2-4 штуки решит проблему?
 

Вложения

  • 6f7bc152fb2b48a5032e226cc7032f8d.jpeg
    6f7bc152fb2b48a5032e226cc7032f8d.jpeg
    37,5 КБ · Просмотры: 554
Назад
Вверх