Труба 100*2*2000
К концу приложено 100 гг
Выигрыш в массе 270 грамм
Если без расчёта дырявить, можно жену вдовой оставить ради пару киллограммов веса.
Стоит ли так изголятья?
Без расчета лучше вообще следовать готовым чертежам известной конструкции.
Вообще же, сама постановка вопроса является порочной: в одном месте пропустили полкило, в другом месте четверть - в итоге, набираются совершенно ненужные десятки килограммов - такая неряшливость в весовой культуре неизбежно приводит к сильному ухудшению летных зарактеристик, а то и к практической неспособности аппарата к полету, или потребности в чрезмерной мощности двигателя.
Вот, совсем недавно было построено довольно большое число Пайперов, они летали, но если сравнить их характеристики с оригиналом , только один мог встать с ним в ряд - и лишь потому, что было очень четкое следование чертежам. Остальные, с мощными Субарами, летали ниже первых Пайперов с Континенталем А-40.
Что касается конкретного примера с трубой - при ее сечении 100 х 2, возможно, большого смысла в облегчении и не было бы; но 110 х 3(!) ни в какие ворота уже не лезет.
Силовой конструктивный элемент должен быть равнопрочен, и лишний вес безопасности не добавляет нисколько, т.к. сломается он все равно в самом нагруженном месте, а то, что "галоши как новенькие" окажется слишком слабым утешением для разбившего голову.
Вот, прикиньте равнопрочную балку из такой трубы при ординарной для рассматриваемых размерностей изгибающей расчетной нагрузке в 250 кГ и крутяшем моменте примерно 60кГм. Полностью свойства сечения реализуются аж на длине 4400 мм, т.е. на двух метрах от нагрузки момент сопротивления превышен более, чем вдвое, а, следовательно, минимум, 2/3 материала в этом сечении - лишние, а дальше к хвосту - еще больше. Для взятия перерезывающей силы перемычка между отверстиями получается такая, что и говорить неудобно. Кручение добавляет к изгибающему напряжению меньше 1 кГ/мм^2.
Вот и думайте - стОит ли овчинка выделки: упомянутый здесь четырехместный BD-4 ( на него, кстати, у меня есть комплект чертежей - непростая машинка) с 360-м Лайкомингом в 180...200 л.с. имеет трубчатый лонжерон крыла с вырезами - и вопрос об их целесообразности перед конструктором не стоял.