Консервация древесины

ikono

Я люблю строить самолеты!
Летать на своем деревянном детище мне хочется не только хорошо, но и желательно долго. Во многом это будет зависеть от качества консервирования древесины, особенно при различных условиях хранения изделия. Странно что эта важная тема вроде бы пока не обсуждалась (я не нашел). Поделитесь, кто чем предохраняется?
 

ikono

Я люблю строить самолеты!
Bazilio: а вопрос был в точку. Конечно, если самолет стоит в ангаре с постоянно работающим кондиционером и никогда его не покидает, то... тогда это музейный экспонат. И то примеры со старой мебелью говорят зачастую о том что даже в таких тепличных условиях возможно разрушение паразитами. В других условиях всегда при перепадах температуры образуется конденсат.

P.S. Вопрос не столько в том где достать, сколько как выбрать из тех средств что имеются в любом строительном магазине в изобилии!
 

Инженер-109

Я люблю восстанавливать самолеты!
после ремонта деревянного самолета в ВВС РККА, его деревянные части обычно красили эмалитом с ал-пудрой, что продлевало срок его службы. Во первых - жучки не прогрызают это - им вкус не нравится :IMHO
Во вторых - герметизация дерева, неполная конечно, но...
В третьих - защита от УФ излучений, там где есть доступ солнечных лучей.
как  то так
 

ikono

Я люблю строить самолеты!
Спасибо за ответ! Но эмалит, т.е. раствор нитроцелюллозы, не способствует пожаростойкости. Может быть есть какое-то более современное средство?
 

JAK

Жизнь прекрасна и удивительна!
Откуда
Омск
Когда у меня стояла подобная задача, то купил в небольших фасовках разных жиж. Не доверяя рекламе, взял деревянную реечку, разрезал на кусочки и обмакнул в жидкости. Подсушил и в пламя костра. Необработанная сгорела сразу, а остальные сопротивлялись примерно одинаковое время, покрываясь болеее менее защитной коркой.

В подобные образцы вкрутил оцинкованные шурупы и оставил под дождём. Та, что лучше защищала от огня также шорошо съела цинк и принялась за железо, - PIREX FIREBIO PROF.

Нашел доску с черным грибком, обработал борфтористым натрием и на следующий день на обработанном участке гриб сник. Отбракованные на забор доски с черным грибком были присыпаны порошком, отлежали без прокладок всё лето,- процесс разрушения остановился, прочность не снизилась.

Зелёных грибов было мало и о результате говорить сложно.
Красного гриба было мало, но он борфтористым натрием убивается как и черный.

[highlight]Белый гриб не убивается ничем.[/highlight] Борфтористым можно приостановить но не убить.

Все растворы проникают в дерево на 1,5 мм, и в отличии от формалина, прочность не снижают.
Аммиак и мочевина делают дерево пластичным и снижают прочность.
Бихромат калия был бы хорош, но в детстве им траванулся и стараюсь его не использовать там, где могут появиться кислоты.

Если появились насекомые, то набирай в шприц метаксилол и лей в места их обитания. На прочность дерева это не скажется. Толуол и ксилол хорошо растворяют хитин насекомых , но кладку яиц не трогают. Требуется повторная обработка через некоторое время. Разумеется самому дышать парами вредно.

Написано сумбурно, но испытано самостоятельно.

Вывод:
Не доводить до греха.
Дерево перед сушкой на хранении обработать борфтористым, а после сборки покрыть эпоксидным лаком.
Прогрызенные элементы конструкции,- в музей.
И не верьте рекламе. Никакой не верьте.
 

ikono

Я люблю строить самолеты!
Дорогой JAK,

спасибо за очень обстоятельный и обоснованный ответ. Я могу добавить что, увы, фтористый натрий считается ядовитым для человека веществом и поэтому ничем не лучше хромпика. Смертельная доза для крыс 0,044г на кг веса крысы. Каждый может сам умножить это число на свой вес. В ментших дозах - тоже вредит здоровью.

А вот эпоксидный лак - это ИМХО действительно отличный вариант.
 

samodelkin_33rus

Я люблю этот Форум!
Bazilio: а вопрос был в точку. Конечно, если самолет стоит в ангаре с постоянно работающим кондиционером и никогда его не покидает, то... тогда это музейный экспонат. И то примеры со старой мебелью говорят зачастую о том что даже в таких тепличных условиях возможно разрушение паразитами. В других условиях всегда при перепадах температуры образуется конденсат.

P.S. Вопрос не столько в том где достать, сколько как выбрать из тех средств что имеются в любом строительном магазине в изобилии!
Если самолет стоит в холодном ангаре , то конденсат будет образовываться на стенках ангара , но ни как не в крыле. А вот если самолет хранится в под открытом небом , то да при любых перепадах температур он обязательно будет получаться на внутренних полостях фюзеляжа и крыла. :IMHO
 

ikono

Я люблю строить самолеты!
Где взял - просто в инете поискал токсикологические данные. Нашел здесь:

http://www.caelo.de/testLFS/sdb/2447.pdf

Там смотри с. 3, "11 Angaben zur Toxikologie". LD50 это доза вещества при 50% вероятности летального исхода. Каюсь, то были не крысы а мыши, для крыс 0,08г/кг. Даже для человека данные есть - 0,071 г/кг, хотя непонятно как они получены. Наверное немцы в концлагерях опытами развлекались.

Все растворимые фториды ядовиты. Как минимум, они необратимо связывают кальций в организме, а из кальция те же кости состоят. И факт отравления потом бывает отнюдь не очевиден, в отличие от хромпика. Хотя хромпик еще и канцероген, т. е. вызывает рак. При остром отравлении фтористый натрий судя по вышеуказанному источнику действует на нервную систему, приводит к судорогам, нарушению ритма сердца, остановке дыхания.

Ладно, хватит страхов. 7 граммов незаметно съесть вряд-ли получится, разве что по ошибке. А в микроколичествах NaF добавляют в зубную пасту. Я с химией по работе связан и привык о токсичности информироваться.
 

JAK

Жизнь прекрасна и удивительна!
Откуда
Омск
Ты дал ссылку на фтористый натрий NaF, а я говорил о борфтористом NaBF[sub]4[/sub]
 

JAK

Жизнь прекрасна и удивительна!
Откуда
Омск
Это разные реактивы.
У фтористого натрия плохая растворимость и для ЛД50 надо незаметно выпить 2 литра крепкого раствора. Продаётся свободно в 30кГ упаковках по 54р/кГ.

Борфтористый в четыре раза дороже и мне не удалось на него найти ПДК, не говоря уже о ЛД50.
И наконец, если меня рассматривать, как подъопытного примата, то пациент жив... :eek: Пока жив.  :~~)

Это я к тому, что тему читают многие люди. Пусть не пугаются.
 

ikono

Я люблю строить самолеты!
Да, натрия тетрафторборат (он же борфтористый) - это конечно совсем другое дело. ЛД50 я тоже не нашел, но по моим данным он безобиден. Исправь пожалуйста тогда еще и формулу, правильная NaBF4, а то народ умается искать по магазинам. Я поверил сразу про NaF потому что уже видел его в рецепте клея для дерева времен войны. Или там тоже имелся в виду фторборат?

Насчет чтобы люди не пугались - не надо пугаться. Всегда лучше знать что было бы если. Тогда наверное и не будет. Я раньше так жил, в блаженном неведении с чем имею дело, пока в руки не попала книга "Филов В.А. Вредные химические вещества Неорганические соединения элементов 1-4 групп". Ох как она меня тогда впечатлила! Там подробные описания конкретных случаев, в. т. ч. иногда и с летальным исходом.
 

JAK

Жизнь прекрасна и удивительна!
Откуда
Омск
Я раньше так жил, в блаженном неведении с чем имею дело, пока в руки не попала книга "Филов В.А. Вредные химические вещества Неорганические соединения элементов 1-4 групп". Ох как она меня тогда впечатлила! Там подробные описания конкретных случаев, в. т. ч. иногда и с летальным исходом.
Аналогично: Эрнст Франке "Химия отравляющих веществ"
Есть некоторые данные из фашистских лагерей.
Книга заставляет серьёзнее относиться к действительности.
 

Alex Fan

Я люблю строить самолеты!<br />
Мой выбор:
1) Пропитка антисептик- Intertox
http://www.yachtpaint.com/Holding_pages/poland/pds/gb_iso_m_5000097.pdf

2) Грунт - любая эпоксидная пропитка XT-101 например
3) ЛКМ - 2-х компонентный полиуретановый лак, например
http://www.yachtpaint.com/docs/ru_ISO_M_5000014.htm

Пожалуйста покритикуйте.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
покупается пенатекс, сначала базой потом уже краской и будет твоя деревяшка жить почти вечно, перепады температур не страшны так же как и влага, смерть деревяшки влажные непроветриваемые помещения сгниет чем не покрывай, эмалитом и прочими смолами не в коем случае, они трещат со временем, в краску добавить серебрянки прмерно 2%, успехов.

Проверенно временем.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
Да еще краска пенатекс классик, он на основе уйтспирита,  не припятствует склейке древесины эпоксидными смолами проверял сам, есть желание можете перепроверить.
 

Alexrcm

Дерево - материал будущего!
Откуда
Москва
Вопрос такой: Киль полностью зашит фанерой. Никакие дренажные отверстия в нервюрах и обшивке на чертежах не показаны. В то же время, на руле высоты они есть, в мягой обшивке. Нужно ли делать дренажные отверстия в нервюрах киля и покрывать его лаком до обшивки фанерой (за исключением мест приклейки фанеры, естественно)? Также непонятно, фанерная обшивка с внутренней стороны остаётся в таких случаях без защиты?
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
  Дренаж нужен везде.

фанерная обшивка с внутренней стороны остаётся в таких случаях без защиты
  Перед обшивкой необходимо приложить фанерную заготовку к каркасу киля и обрисовать карандашом каркас на обшивке, далее обработать обшивку по полученой картинке не затрагивая мест склейки, просушить и потом смонтировать на клею обшивку.
 
Вверх