Помимо выставки тут проводились и семинары. Я выбрал себе два для посещения - "Происшествия при взлете с лебедки", ну, вы поняли почему, и "Достоинства и особенности системы ADS-B". В США все самолеты должны быть оборудованы этой системой к 2020 году, если они планируют летать под руководством диспетчеров. На нашем самолете стоит такая система, но пока не в полной конфигурации.
Первый семинар проводил дедушка по результатам своих научных исследований по взлетам с лебедки. Тут я заскучал очень быстро, но досидел до конца - хотел услышать итоговые результаты. Дедушкой была представлена масса слайдов с графиками и таблицами. В конце лекции на трибуну из зала выскочил еще один дедушка и начал дополнять лекцию первого. В итоге они сошлись на одном и том же - при обрыве троса ни в коем случае нельзя допустить потерю скорости. Надо же, а мужики-то и не знали!
Второй семинар проводил представитель Федеральной Авиационной Администрации и рассказывал о стандартах новой системы и наземном и самолетном оборудовании для нее. Было интересно. В конце он очень повеселил аудиторию, когда оговорился и сказал, что ФАА делает все возможное для того, чтобы сделать переход на новую систему как можно более болезненным для пилотов. Он хотел сказать безболезненным. Народ долго смеялся и хлопал в ладоши.
После семинаров нам пора было двигать домой. Я забрал свой парашют и мы потопали к аэропорту. Самолет наш был на месте, но из под обоих крыльев на асфальт капал бензин. Я показал моему товарищу на две лужи и он сказал, что да, бензин после заправки нагрелся на солнце, увеличился в объеме и вот результат. И еще сказал, что на его ЯК-52, если такое происходит, то возникает эффект сифона и, если этого не заметить, то бензин так весь и вытечет.
Я тоже знаком с этим явлением. Как-то мы полетели на океан покупаться и по прибытии я попросил заруливающего нас на парковку товарища заправить самолет. Он подошел ко мне поближе и потихоньку порекомендовал мне этого сейчас не делать, а заправиться непосредственно перед вылетом и объяснил почему – часть оплаченного мной бензина при дневной жаре вытечет из баков через вентиляционные трубки на бетон. Он тогда дал нам еще один ценный совет. По правилам аэропорта за парковку там надо платить 12 долларов в день. От оплаты парковки освобождаются самолеты, заправившие полные баки или купившие не менее 12 галлонов бензина. Поскольку на полет к океану у нас уходит всего 5 галлонов, то когда я сказал ему об этом он мне посоветовал не говорить об этом на кассе, а просто попросить залить полные баки. Теперь за парковку на океане мы не платим. 🙂
Поскольку теперь мы должны были лететь в противоположном направлении по правилам нам надо было после взлета лететь на нечетных эшелонах плюс 500 футов. Мы забрались на 7500, чтобы иметь шанс проскочить пространство «Б» в Шарлоте. На полете диспетчерша предложила нам два варианта – спуститься до 4500 и опять пролететь поперек полос либо забраться на 10000 и там повернуть на 10 градусов вправо от нашего курса. Естественно мы выбрали первый вариант.