Лечу это значит я, лечу...(C) - или еще один перелет

Из легковесов была только пара дельтапланов, один из которых был с простенькой тележкой из алюминиевых труб с электроприводом. Меня заинтересовал складной винт кустарного производства. На мой взгляд вполне удобоваримый вариант для гаражного исполнения.
Это не кустарного производства винт. Если я не ошибаюсь, это винт Bolly из Австралии. Очень больших австралийских денег стоит.
 
Из легковесов была только пара дельтапланов, один из которых был с простенькой тележкой из алюминиевых труб с электроприводом. Меня заинтересовал складной винт кустарного производства. На мой взгляд вполне удобоваримый вариант для гаражного исполнения.
Это не кустарного производства винт. Если я не ошибаюсь, это винт Bolly из Австралии. Очень больших австралийских денег стоит.
Не думаю, уж больно он коряво был обработан. Может скопировали. Я видел похожие самодельные и сам очень похожий эскизик сделал год назад под деревянные лопасти. У вас ссылка есть?
 
Большое спасибо за Ваши отчеты. Читаю с большим удовольствием. Жду продолжения.
С уважением Леонид
 
Не вынесла душа поэта пилота...​

Наступила весна и я очень сильно затосковал по парящим полетам. Да еще и погода шепчет...

После того, как наш планерный клуб несколько лет назад выдавили из муниципального аэропорта он переехал на частную полосу и продолжает там действовать. Меня этот вариант не устроил и я перешел в неактивное членство. Это значит, что взносы не платятся, а только минимум в 25 баксов в год, но и летать ты не можешь. Основной причиной было отсутствие времени на обязятельные дежурства в качестве РП, ну и другие клубные мероприятия. Кроме того мне не понравилась узкая полоса, прорубленная в лесу, да еще с сильным уклоном. Все это время я довольствовался самолетными полетами, но вот сейчас что-то стало совсем невмоготу.

В общем, решил я попытаться вернуться к планерам. Тут в нашем регионе есть еще один клуб, но со своими особенностями и находится он подальше. Там летают только те, у кого есть свои планера и несколько пилотов из моего старого клуба перебрались туда, поскольку им тоже не понравились условия полетов в новом месте базирования старого клуба. Всех их я хорошо знаю и я решил написать одному из них. Я послал ему сообщение по электронной почте с просьбой рассказать мне поподробней о клубе и особенно остановиться на обязанностях, которые требуют затрат личного времени. Финансовую часть я уже изучил на вэб страничке этого клуба и она мне очень понравилась – вступительный взнос 300 баксов (стандартный пукт в планерных клубах и обычно сумма в районе 300-550 баксов), ежемесячные взносы 20 (я за телефон в полтора раза больше плачу и в старом клубе они были в два раза больше) и обязятельное членство в Американской Ассоциации Планеристов (тоже стандартный пункт в клубах и я в ней состою).

Мой знакомый тут же ответил и прислал мне список обязанностей, который выглядел так:

Список обязанностей членов клуба:

1.      –
2.      –
3.      –
4.      –
5.      –

Основной и единственной обязанностью члена клуба являются полеты и плата за буксировку. Буксировка на 1000 м - $34.

На вопрос о том, как мне быть с планером он мне сообщил, что у них есть нелетающие товарищи и у них можно купить либо Standard Cirrus  либо Libelle H 301. Покупка планера в мои планы не входила и я надеялся, что может быть что-то в этом клубе изменилось и у них появилась клубная техника. Мои надежды оправдались, он сообщил, что у клуба есть старенький Швайцер SGS 1-23D, который принадлежал раньше одному дедушке - нашему общему знакомому по старому клубу. Посмотрев клубную вэб страничку внимательней я нашел там вот эту фотку:
 

Вложения

  • SGS_1-23D_1.jpg
    SGS_1-23D_1.jpg
    61,4 КБ · Просмотры: 102
Я сообщил о своем желании подъехать в воскресенье и он переслал мое письмо их клубному начальнику. При общении с начальником выяснилось, что они подумывают продать этот планер, поскольку на нем практически никто не летает. Когда я видел этот планер лет десять тому назад у меня , почему-то, сложилось впечатление, что это планер имеет худшие летные характеристики, чем его последователь SGS 1-26. Но каково же было мое удивление, когда вечером я решил посмотреть про него в интернете и обнаружил, что аэродинамическое качество у него 30 (на 8 выше, чем у SGA 1-26), а минмальное снижение 0,6 м/с (0,88 м/с у SGS 1-26). Меня, в основном, интересует последний параметр, поскольку я не отношу себя к пилотам, которые любят летать маршруты. Мне для счастья вполне достаточно поболтаться в термиках в районе аэропорта.

И вот в прошлое воскресенье мы туда поехали. По дороге моей супруге пришла в голову мысль, а не стать ли ей пилотом буксировщиком. Зная чем кончаются подобные мысли я ей подробно объяснил, какое это непростое и ответственное дело и что ей пока не стоит даже думать об этом.

Место нам очень понравилось. Частный аэропортик с узкой асфальтированой полосой, сбоку от которой была еще и травяная полоса. Место открытое с прекрасными подходами и полями вокруг. Под навесами стояло полтора десятка мелких самолетиков, которые, как нам объяснили, больше стоят, чем летают и поэтому аэропорт находится в полном распоряжении планеристов. Основатель аэропорта завещал похоронить себя у взлетной полосы, чтобы родственники не смогли закрыть и продать аэропорт после его смерти. Что и было сделано и его могила находилась на возвышенности рядом с полосой.

Мы познакомились с планеристами и я встретил там пару своих старых знакомых, которые искренне обрадовались моему визиту. Планера уже были собраны и их вытаскивали на старт.  После того, как все планера вытащили начались, как здесь говорят «ангарные полеты». Когда в ходе этих «полетов» выяснилось, что моя супруга является со всех сторон сертифицированым пилотом, да еще с планерным рейтингом совершенно неожиданно для меня ее спросили, а не хотела бы она стать их пилотом-буксировщиком. Что, мол, это очень классно таскать планера и летать она будет при этом совершенно бесплатно. Она выразительно посмотрела на меня и я понял, что вся моя разъяснительная работа на эту тему пошла прахом. Ее тут же повели к самолету, познакомили с дедушкой-пилотом, которому, как выяснилось было 79 лет и засунули в самолет. Буксировщиком у них была Сессна 152 со 160-ти сильным двигателем. Меня же отправили на старт к планерам смотреть, как они тут все это делают.

Погода была очень ветренная и турбулентная, но четверо смельчаков, во главе с начальником клуба, решили лететь. После того, как их всех затянули Нина пошла беседовать с дедушкой-буксировщиком, а я, мхнув на нее рукой, пошел осматривать матчасть клуба.

Планер был старенький, если не сказать большего, 56-го года выпуска. Мне нравятся антикварные планера и я с удовольствием весь его облазил. Было видно, что уже давно никто не прикладывал к нему рук, но он был во вполне летабельном состоянии.
 

Вложения

  • SGS_1-23D_2.jpg
    SGS_1-23D_2.jpg
    122,2 КБ · Просмотры: 97
  • SGS_1-23D_3.jpg
    SGS_1-23D_3.jpg
    116,1 КБ · Просмотры: 96
  • SGS_1-23D_4.jpg
    SGS_1-23D_4.jpg
    113,6 КБ · Просмотры: 97
Я забрался и посидел внутри где меня и застала моя супружница. Она посмотрела на планер, хмыкнула и на мои восторги по поводу какой классный динамик в нем стоит и как классно облезла краска на хвосте и внутри, ну типа сразу видно, что антиквариат, сурово выдала – только с парашютом! Ну, хорошо еще, что не «только через мой труп»! Парашют у меня есть и мне его только что переуложили на планерной конференции.
 

Вложения

  • SGS_1-23D_6.jpg
    SGS_1-23D_6.jpg
    109,6 КБ · Просмотры: 91
Теперь оставалась только одна проблема – решение клуба продать этот планер. Если бы не это, то все было бы просто замечательно - у меня, по-существу, был бы почти личный планер и я мог бы летать на нем за 20 баксов в месяц когда захочу т.к. у всех остальных членов клуба есть свои личные планера. И собирать его каждый раз не надо - он цельнометаллический и стоит собраный на поле. Кстати, за аренду планера денег клуб не берет. В нашем старом клубе надо было платить от 9 долларов в час за Бланик до 45 долларов в час за HpH 304. Последний так и продали из-за неиспользования, дорого для народа оказалось. Те же, кому это было по карману имели свои планера.

Мы снова занялись "ангарными полетами" с оставшимися на земле пилотами и стали ждать возвращения улетевших. Через пару часов они стали возвращаться и на вопрос - ну как там? Давали один и тот же ответ - не надо было сегодня летать, уж больно сильно швыряет по всему небу. Вернулись все, кроме одного моего соратника по старому клубу. Там у него была кличка "Мистер Хелиум" (Мистер Гелий). Он умудрялся выпаривать даже в самую дохлую погоду на своем антикварном LP-49. Тот планер был разбит на земле каким-то самолетом и теперь у него старенький Libelle H 201. Он так и не вернулся до нашего отъезда.

Я подошел к начальнику клуба, который разбирал свой планер с помощью хитрой приспособы, которая позволяет собирать и разбирать планер в одиночку. От моей помощи он отказался с довольной улыбкой показав на свое оборудование.

Он управился очень быстро и мы сразу же перешли к делу. Я сказал ему, что мне клуб очень понравился и что если они откажутся от идеи продажи Швайцера, то я вступлю в клуб прямо сейчас. В противном случае мне вступать нет смысла, поскольку у меня своего планера нет и покупать его в данное время я не собираюсь.

Официально им нужно было принять коллегиальное решение, которое и было принято тут же примерно таким образом. Начальник повернулся к остальным и спросил их: "Ну что? Что скажете?" В ответ все единодушно сказали, что, мол, да пусть летает парень. А то стоял планер без дела столько времени и никому дела до него не было, а когда появился человек, желающий на нем летать мы его продадим. На том и порешили. Я тут же заполнил заявление на вступление в клуб и выписал чек. Мне сказали, чтобы я выписывал чек только на вступительный взнос, а за членство я начну платить со следующего месяца.

Вот такие у нас получились интересные выходные. Теперь мне надо пролететь пару раз с инструктором в моем старом клубе, чтобы освежить в памяти процесс буксировки. В этом клубе двухместного планера нет, точнее есть Бланик, но на них полеты в США запрещены. Этим я займусь, когда мы вернемся с San and Fun, куда мы уезжаем на машине завтра. Полететь у нас не получилось т.к. я не успел закончить ремонт самолета.
 
Сам летал все детство на планерах,начинал с ЮПШ,знаю как это здорово.Читаю ваши рассказы, молодцы,так держать.
 
Ввиду того, что мною было принято решение возобновить планерные полеты и теперь есть место, где можно этим заниматься встал вопрос  о восстановлениии навыков полета на планере. Сама техника полетов меня не волновала, поскольку на самолете я летал более-менее регулярно, во всяком случае до того, как я поставил самолет на ремонт по замене передней стойки шасси. Мне нужно было освежить навыки по аэробуксировке и проблема была в том, что в этом клубе не было двухместных планеров. Можно было попробовать сделать это в моем старом клубе, в котором я продолжал оставаться неактивным членом, но единственным вариантом там было это заплатить за пару ознакомительных полетов и договориться с инструктором дать мне порулить с начала взлета и до отцепки. Проблемой было то, что погода сейчас стоит ветренная и на том поле наверняка будет сильная турбулентность на узуой полосе между деревьями. На самолете для меня это не было проблемой и я не раз летал к ним туда в гости. На планере же без должного опыта взлетать там мне не хотелось и я стал искать другие варианты.

В двух часах езды от меня есть другой клуб и я встречал кое-кого оттуда на нашем бывшем месте базирования. Просмотрев их вебсайт я обнаружил, что у них есть так называемое «дневное членство» для приезжих пилотов и у них есть три двухместника – «Гроб Астир», «L-23 Супер Бланик» и «Швайцер» SGS 2-33. Я связался с их президентом и мы договорились, что я к ним приеду и они со мной слетают для освежения моих навыков. Кроме того оказалось, что у президента есть точно такой же планер, на котором я собираюсь летать, только более поздней модификации.
И вот в впрошедшую субботу я туда поехал. Все прошло очень хорошо, клуб был очень активным со своим прекрасным большим травяным полем. Моим инструктором оказался знакомый мне дедок, который как-то садился в аэропорту нашего прошлого базирования на вынужденную, когда он не смог долететь до дома во время полета по маршруту. На его вопрос над чем бы я хотел сегодня поработать я ответил, что мол весна, сам понимаешь, что после зимнего застоя очень полезно освежить навыки пилотирования, а если конкретно, то мне нужно поработать над буксировкой. Тут такой подход очень приветствуется и всячески поощряется. Мы слетали с ним три раза, убедились, что навыки мои не потеряны и я готов к парительному сезону.

После полетов я походил по территории и поглазел на их планера. Я специально посмотрел планер их президента, точнее один из них. Здесь часто практикуется совместное владение техникой, как планерами, так и самолетами. Он был в доле на трех планерах – Янтарь, Швайцер SGS 1-26 и Швайцер SGS 1-23H-15. Последний это более поздняя модель планера, на котором я собираюсь летать. Основными отличиями был уменьшенный до 15 метров размах и наличие сбалансированных воздушных тормозов. Эти тормоза, даже при отвесном пикировании, не позволяют планеру превысить максимально допустимую скорость полета. Ну, типа как на пикирующих бомбардировщиках. Планер не был покрашен, а имел полированую алюминиевую поверхность и я даже посмотрел, как он летал.

Когда я сел перекусить на солнышке ко мне подсел рослый дед со своим бутербродом и у нас завязался разговор. Оказалось, что ему 87 лет и он отлетал более 60-ти лет и 46 из них как профессиональный летчик. На мой вопрос местный он или просто приехал, как и я, на выходные он мне ответил, что живет он здесь и что это он построил этот травяной аэродром специально для планеристов на свои деньги, но земля принадлежит другому человеку, тоже планеристу, и клуб арендует ее у него за один доллар в год. Вот такие интересные люди встречаются порой и тут и это не редкость. Мне приходится встречаться с ними довольно часто и я с удовольствием беседую с ними. Вскоре к нам подсел еще один пожилой товарищ, он только что сел на клубном планере после полета. Мы с ним познакомились и, узнав, что я из Казахстана, он мне рассказал, что они однажды встретили 19-ти летнюю девушку из Белоруссии, которая сумела законно въехала в Штаты и решила здесь остаться. В тот момент она было в очень сложном положении и они предложили ей свою помощь. Они поселили ее у себя в доме, наняли адвоката, оформили спонсорство и теперь она выросла,  выучилась, получила гражданство и работает юристом. Вот вам и буржуи-америкосы. Вот несколько фоток оттуда.
 

Вложения

  • Piedmont_sm_3.jpg
    Piedmont_sm_3.jpg
    121,6 КБ · Просмотры: 91
  • Piedmont_sm_4.jpg
    Piedmont_sm_4.jpg
    128 КБ · Просмотры: 94
  • Piedmont_sm_1.jpg
    Piedmont_sm_1.jpg
    110,1 КБ · Просмотры: 87
С самолетом у меня получился затык. Я налетел на кочку на травяной полосе и алюминиевая вилка передней стойки не выдержала и деформировалась. Оказалось, что это слабое место этих самолетов и у них уже идет третье поколение носовой стойки. Но теперь у них возникла другая проблема – при больших нагрузках на переднюю стойку начал деформироваться кронштейн крепления амортизатора и завод выпустил сервисный бюллетень по которому надо его усиливать. Это достаточно серьезная работа и для ее выполнения без наличия специнструмента необходимо снимать двигатель. В общем, сверлим, клепаем, самолет починяем. Хорошо еще, что я имею опыт таких работ и все необходимые инструменты после строительства металлического планера. Правда мне, все-таки, пришлось купить дорогой очень короткий клепальный пневмомолоток, чтобы не снимать двигатель. Согласно бюллетеню для выполнения этой работы нужны два человека, но я справился в одиночку. Теперь вот собираю все снова в кучу. Если кому-то интересны технические аспекты, то вот несколько фоток.

Так выглядел кронштейн до изменений. Отверстия это уже я насверлил в процессе подготовки.
 

Вложения

  • SB_1_001.jpg
    SB_1_001.jpg
    95,4 КБ · Просмотры: 94
  • SB_2.jpg
    SB_2.jpg
    109,9 КБ · Просмотры: 104
Прошла неделя после моих восстановительных полетов на планере и, чтобы навыки снова не забылись, сегодня я поехал попробовать полетать на клубном антиквариате самостоятельно.

Загрузив дома в багажник парашют, инструменты и несколько видов смазки я с утречка поехал в планерный клуб. План был сначала проверить и подмазать планер, поскольку на нем давно никто не летал, подогнать сиденье и проверить работу радио и приборов, а ближе к полудню попробовать полетать на нем.

Приехав на аэродром я сразу занялся планером. Когда у меня дело уже близилось к концу начали подъезжать и другие планеристы. Пока я закончил, сложил инструменты и убрал машину с поля они уже собрали планера и начали их вытаскивать на старт. Полоса там имеет уклон и взлет всегда делается в одну сторону. Сегодня с утра дул косой ветер в хвост и я даже думал не лететь из-за него, не самая лучшая погода для первого полета на незнакомом аппарате. Но к полудню ветер поутих и полеты начались. День был, как здесь говорят, голубой - без облаков. Первыми ушли местные корифеи и пока дошла очередь до ребят попроще, вроде меня, двое из них уже выпали в осадок и мы дали им возможность стартануть еще раз. Один улетел, а второй сказал, что только после тех, кто еще не взлетал. Это была моя очередь. Перед этим народ дал мне кучу советов и предупредил быть готовым на буксировке работать элеронами двумя руками, мол у него на ручке очень большие усилия. Взлетел я без проблем, на буксировке все тоже было нормально и полетал с я удовольствием.

Поскольку облаков не было, то термики приходилось искать по другим признакам. Естественно самым лучшим признаком в такой день является другой планер стоящий в потоке. В итоге получился день групповых полетов, как только кто-то находил термик к нему тут же подтягивалась пара-тройка других планеров. Мне постоянно приходилось крутить головой и быть очень внимательным поскольку из-за малой полетной скорости старого планера меня все время кто-нибудь догонял. Но зато я мог лететь по меньшей окружности и стоять ближе к центру потока и как только меня кто-то обгонял я на следующем витке был уже выше него. Но как только надо было лететь против ветра тут я сразу оставался далеко позади всех.

В итоге я пролетал полтора часа, несколько раз был выше высоты отцепки и сделал ну очень красивую посадку, народ заценил.

Ну а после того, как все планера вернулись, были разобраны и сложены в прицепы мы все заехали в мексиканский ресторанчик и провели там разбор полетов. 🙂
 

Вложения

  • Ball_flying_1sm.jpg
    Ball_flying_1sm.jpg
    121,4 КБ · Просмотры: 95
  • Ball_flying_2sm.jpg
    Ball_flying_2sm.jpg
    113,5 КБ · Просмотры: 88
Дурная голова рукам покоя не дает (с).

Поскольку планер этот очнь старый, то, естественно, в нем нет никакого навигационного оборудования, ну кроме компаса, конечно. Большинство планеристов летает сейчас с тем или иным видом планерных комьютеров, которые позволяют летать маршруты, вычисляют возможность долета до точки без дополнительного набора высоты (ну или сообщают, сколько высоты нужно, чтобы до нее долететь), имеют карты с указанием рельефа, класса воздушного пространства, могут автоматически прокладывать маршрут с огибанием препятсвий и зон больших международных аэропортов, записывают трехмерный трек полета ну и много чего другого могут делать.

Смысла покупать что-то для клубного планера на свои деньги я не видел, поскольку эти штучки стоят дорого и поэтому я пошарил по своим загашникам и из строго наколенного планшета, старого карманного PDA компьютера и старого GPSа соорудил себе вот такой полетный компьютер. Я загрузил в него бесплатный планерный софт XCSoar и все у меня заработало. Теперь я могу летать с ним, пристегнутым на коленке.

Софт оказался навороченным и теперь я изучаю руководство по его использованию - голова пухнет, в руководстве 187 страниц! 😱
 

Вложения

  • Flight_deck_001.jpg
    Flight_deck_001.jpg
    120,9 КБ · Просмотры: 90
и клуб арендует

А как вообще устроен клуб ?
может у них устав есть ? сколько денег платить ? Как стать Членом клуба ? Что делать надо ?
Есть две основные категории - коммерческая организация (commercial operations) и некоммерческая организация (non profit organization).

В первом случае это чисто бизнес с платными полетами и сдачей планеров в аренду с целью получить прибыль. Эти регулируются очень жестко и требования у них другие. Например техосмотр их техника, помимо ежегодного, обязана проходить еще и через каждые 100 часов налета.

Во втором случае все очень гибко. Сами пишут устав, сами решают какую технику покупать, сами решают как на ней летать и сами решают какой размер взносов платить.

В моем первом клубе помимо ежемесячных членских взносов надо платить за буксировку и за пользование клубной техникой. Размер оплаты исходит из того, чтобы у клуба на все хватало денег - на бензин и ремонт буксировщика и клубной техники. Естественно все должно быть в разумных пределах иначе никто в клуб не пойдет. В клубе проводится обучение учлетов и платить им за инструктаж не надо, в смысле инструкторы работают только на общественных началах. Платить надо  только членские взносы, за пользование техникой и за буксировку. При обучении все расходы несет учлет и инструктор летает с ним как бы бесплатно. Кроме того инструкторы не дежурят в качестве руководителя полетов. Это сделано для того, чтобы привлечь инструкторов. Все остальные дежурят согласно расписанию, у инструкторов тоже есть свое расписание.

После того, как моя супруга начала летать у меня не стало возможности дежурить по выходным и я перестал летать в этом клубе.

Во втором клубе все по-другому. Тут все такие же как я - нет у них времени на всякие дежурства и собрания. Один человек, ведет все бумажные дела и раз в месяц выставляет счет всем членам клуба - за взносы и за месячные буксировки. Техники в клубе, кроме этого антиквариата, нет и все летают на своей, ну кроме меня.

Все отлажено и работает как часы - утром, приехавшие на полеты, помогают друг-другу собрать планера и вытаскивают их на старт. На это уходит около часа. Потом ждут начала погоды и пилота-буксировщика, которому по емайлу накануне сообщают к какому времени приехать. Пилот-буксировщик ни за что не платит. Ну а потом полеты. Если кто-то не вернулся и сел где-то на поле, то за ним едут на его машине с его прицепом и забирают его. По традиции после этого он всех, кто его эвакуировал, ведет за свой счет в ресторан. Если все вернулись, то, обычно, все вместе едудт в недорогой ресторанчик или кафешку и там рассказывают друг-другу как круто они полетали.

В прошлые выходные я ездил снова на полеты, но был очень сильный и порывистый боковик и я,  посмотрев, как взлетает буксировщик решил не лететь, хотя уже вытащил планер на старт. Мужики зауважали меня еще больше, сказав, что не каждому по силам отказаться лететь прямо на старте. В итоге один из них вернулся часа через полтора и сказал, что я принял самое мудрое решение, а он сел потому, что устал бороться с ветром, вместо того, чтобы получать удовольствие от полетов.
 
Hodzha сказал(а):
Вай, эненске джяляп! Этот человек не зря прожил свою жизнь и не зря встретил свою смерть.
И на камнях растут деревья, и даже в США есть Люди.
И я, по собственному опыту, могу сказать, что таких здесь ОЧЕНЬ много.

Если завтра-послезавтра поеду туда летать фотку сделаю.
 
Назад
Вверх