На мой взгляд это уникальный случай эффективного STC-реинженеринга, который нужно держать в голове.
Хороший пример, когда удалось достигнуть впечатляющих характеристик и низких операционных расходов переделав двухмоторный Piper PA-31 в одномоторный.
На тот момент за Французкий ТВМ-700 просили 2,68 млн USD, цена российской "Гжели" без автопилота и со стандартным навигационно-пилотажным оборудованием была в районе 1,25-1,60 млн. Intracom ориентировался на 0,86 млн USD для самолета с комплектом оборудования, позволяющим летать в любое время суток и практически в любую погоду, с автопилотом, туалетом, баром, телевизионной системой.
При этом стоимость летного часа составляла 102$/h., с учётом инфляции на сегодня это будет 170$/h - ни одна компания в мире не может похвастаться такими цифрами.
Швейцарцы уловили тренд роста потенциала турбин и роста расходов у 2-х моторников, грамотно оценили курсовую разницу и недостаток финансирования авиационной отрасли в РФ того времени. У самолета были блестящие перспективы, но они не учли, что РФ и постсоветские страны быстро интегрируются в ICAO, ВТО и всякие другие международные организации, которые в большей степени играют на руку большим компаниям. Конкурентов на рынке никто не ждет и Швейцарцев просто задавили, сертификационной бюрократией в том числе.
Производства Piper PA-31 берет начало в 1968 году и всего было произведено около 4000 самолетов разных модификаций. Планера самолетов, да и сами самолеты можно приобрести за относительно небольшие деньги в любом уголке мира, еще больше владельцев готовых осовременить свой самолет за разумную стоимость - казалось бы широкое поле для STC-реинженеринга.
Но с поглощением Чешского Walter Американским GE такие проекты становятся либо нишевыми, либо не рентабельными. Дело в том, что продажа двигателей - это рычаг давления на конкурентов. Планера может делать много контор и из-за обилия ручного труда это не самое доходное производство , а вот с двигателями совсем другое дело! Поэтому ни одного из производителей не принято выкладывает публичные предложения на свои турбины.
Каждый покупатель получает персональное предложение и, как это бывает в сетевых структурах, якорный заказчик диктует определенные условия.
Если раньше покупка старого планера, двигателя Walter плюс модернизация и прибыль заинтересованных сторон позволяла иметь приличную разницу и, соответственно, обширный круг потенциальных клиентов. То сегодня GE или P&W может предложить Вам двигатель по цене самолета.
По большому счету никто не заинтересован в снижении стоимости самолетов, кроме конечного потребителя, разумеется. Компании хотят стабильно зарабатывать, а значит рынок делают крупные игроки и на своих правилах.
Поэтому только появление BK-800 или чего-то подобного может перевернуть доску и для УЗГА создание такого мотора - это золотой шанс.