Лёгкий транспортный самолёт, выбор концепции.

Нужно конечно вспомнить КБ Лаплан Грунина. Познакомился я с Груниным на заводе МАРЗ ДОСААФ. Год уже не помню. Он занимался достройкой самолёта, помоему одного из этих на фото с М14П. Впечатление о конструкторе сложилось очень хорошее.
 

Вложения

  • 130741.jpg
    130741.jpg
    117,5 КБ · Просмотры: 48
  • 130829.jpg
    130829.jpg
    185,4 КБ · Просмотры: 51
  • i (66).jpeg
    i (66).jpeg
    53,5 КБ · Просмотры: 49
  • 248070.jpg
    248070.jpg
    413,1 КБ · Просмотры: 51
Ещё один проект в котором я немного поучаствовал на МАРЗ ДОСААФ . АН2В на пластиковых поплавках. От ОСКБЭС МАИ вёл его помоему Горюнов, а ведущим конструктором был младший сын А. С. Яковлева. Лётчик испытатели от МАРЗ ДОСААФ Григорьев и от ОСКБЭС МАИ Гордиенко. Поплавки Самара. С младшим Яковлев общались на заводе и на испытаниях, сидели у костра вечером под коньяк. Я немного распросил про отца. Горюнова очень хорошо вспоминаю, он был энтузиастом авиации ( был после Казимира Михайловича главным конструктором ОСКБЭС МАИ).

scale_1200.jpeg


i (67).jpeg
 
Делали ещё в мою бытность работы на МАРЗе вот такого Крокодайла. Он помоему не летал. Выставлялся на МАКС е.
 

Вложения

  • scale_1200 (1).jpeg
    scale_1200 (1).jpeg
    133,6 КБ · Просмотры: 38
  • i (69).jpeg
    i (69).jpeg
    134,1 КБ · Просмотры: 37
  • i (68).jpeg
    i (68).jpeg
    72,9 КБ · Просмотры: 37
Вот еще один самолет построенный под руководством Евгения Петровича Грунина.
Он немного меньше чем 507 машина.
3.jpg
 
Как вы клёпку разглядели, и где нашли хлопуны?
Это не серийный экземпляр и соответственно полноценные стапеля для сборки опытного образца никто не станет делать.
Я этот самолёт смотрел и щупал; весьма неплохое качество изготовления и сборки на мой взгляд.
1764653526336.png

У нас бы на заводе такой фюзеляж и двери списали в брак...
 
Посмотреть вложение 588270
У нас бы на заводе такой фюзеляж и двери списали в брак...
Да ладно, пусть хоть такие самолёты делают ))) Для начала. Мы же только с колен встаём. Те же японские машины после войны были отвратительного качества, а сейчас вон - "всем ребятам пример"
 
Да некрасивый тупо какой-то. Сделан как-то не лаконично. Как тот же "Байкал".
Выглядит вполне себе. "Причесать" при помощи грамотно оформленной раскраски и будет вполне себе симпатично.
Не знаю, но "Байкал" среди одноклассников вполне симпатичный.
Так ваш чертёж общего вида с ЛТХ в студию.
Поддержу коллегу.
Mr. Energy_ML, с нетерпением ждём Вашего сногсшибательного дизайна с соответствующими ЛТХ.
По мне так утилитарный самолет так и должен выглядеть, это же не "Парижский показ мод", здесь практичность на первом месте.
 
Последнее редактирование:
Утилитарный самолет так и должен выглядеть, это же "Парижский показ мод", здесь практичность на первом месте.
Утилитарный самолёт может выглядеть как ящик с крылышками, главное - чтобы он выполнял свою работу лучше и дешевле своих конкурентов. Пример тому - британский Short Skyvan 3 и наш АН-2. "Показ мод" при выполнении работ по ПАНХ - это для дядечек из высоких кабинетов, заказчикам нужна работа и цены за неё...
 
Утилитарный самолёт может выглядеть как ящик с крылышками, главное - чтобы он выполнял свою работу лучше и дешевле своих конкурентов. Пример тому - британский Short Skyvan 3 и наш АН-2. "Показ мод" при выполнении работ по ПАНХ - это для дядечек из высоких кабинетов, заказчикам нужна работа и цены за неё...
Снова Вас не понимаю. Вы поддерживаете мою мысль или критикуете?
Вроде именно это и имелось в виду - практичность на первом месте.
Это для Energy_M дизайн очень важен.
 
Утилитарный самолёт может выглядеть как ящик с крылышками, главное - чтобы он выполнял свою работу лучше и дешевле своих конкурентов. Пример тому - британский Short Skyvan 3 и наш АН-2. "Показ мод" при выполнении работ по ПАНХ - это для дядечек из высоких кабинетов, заказчикам нужна работа и цены за неё...
Так то оно так, но продаваться будет красивый самолет, посмотрите на современную спецтехнику, космические корабли. В чем проблема поработать над дизайном? Если ток мозгов не хватает...
 
Снова Вас не понимаю. Вы поддерживаете мою мысль или критикуете?
Вроде именно это и имелось в виду - практичность на первом месте.
Это для Energy_M дизайн очень важен.
Я вас поддерживаю, но "красота требует жертв"(С), то есть обходится ДОРОГО.
Поэтому думать надо и о максимально возможно уменьшении цены готового изделия, способного решать поставленные Заказчиком задачи.
Так то оно так, но продаваться будет красивый самолет, посмотрите на современную спецтехнику, космические корабли. В чем проблема поработать над дизайном? Если ток мозгов не хватает...
У нас с вами разные понятия красоты, увы! У меня - это красота технических решений, приведших к снижению цены изделия и себестоимости его эксплуатации. У вас - это "обмылок" в стиле Луиджи Коллани, который в серию никогда не пойдёт. Просто сравните современные американские траки и то, что выставляются на автосалонах как концепты. Может быть поймёте о чем я пишу... 🤣
Кстати, сколько "Айконов" реально было куплено? Несмотря на их мощнейшую рекламу по всему миру.
И сколько "Бореев" уже успела продать "АЭРОВОЛГА" Алафинова С.В?
 
Так то оно так, но продаваться будет красивый самолет, посмотрите на современную спецтехнику, космические корабли. В чем проблема поработать над дизайном? Если ток мозгов не хватает...
Не уверен. Если мне предлагается за "дизайн" доплатить 30% стоимости, то я выберу практичность.
Да и любая авиакомпания отдаст предпочтение практичности, читай надежности и экономичности, особенно, если мы говорим про условия Аляски или крайнего Севера.
А потому нет тут смысла огород городить и что-то выдумывать, когда есть АН-28 и его собрат PZL M28 Skytruck.
На основе этих двух самолетов и стоит проектировать что-то. Но лично я считаю, что без опыта и определенного бэкграунда нет смысла пытаться что-то выдумывать. Это офигенно затратно, как по финансам так и по интеллектуальным ресурсам.

Есть более простой способ и он вполне официальный - STC re-engining. "Ремоторизация и модернизация" по-нашему.

1. Планер АН-28, в качестве основы:
Наиболее простой вариант будет взять за основу парк оставшихся АН-28 и его запчастей, разработать какой-то проект модернизации и начать делать это силами какой-нибудь относительно небольшой конторы. Для оптимизации стоимости производства нужно будет заказать некие кит-наборы для модернизации на целевых производствах, где есть поток и соответвующее оборудование. Насколько мне известно, планеру АН-28 продлевают ресурс до 8000 - 9000 часов, для PZL M28 Skytruck - ресурс планера в некоторых источниках продлевают до 16 000 часов и более при соответствующих доработках и контроле усталостной прочности.

По этому самолету есть уже и готовый документ, на который можно опираться, там указаны слабые места и методы их усиления. По сути готовый список для создания типового "кит-набора" для существенного продления ресурса планера. (PDF в приложении.)

2. Двигатель:
Это самая большая проблема. Есть надежда на ВК-800, но в реальности пока только Pratt & Whitney PT6A и GE (H80 / H75 / H100) - бывший Walter M601.
Поэтому придется разработать пакет документации и готовых кит-наборов под эти двигатели. Не обязательно покупать новые двигатели, PT6A можно купить б/у, можно после капремонта, это сильно снижает порог стоимости приобретения.
То что в РФ не поставляют эти движки - это ничего не значит, эти самолеты эксплуатируются в Африке, Южной Америке и их с удовольствием будут покупать и другие страны. Как ни крути, но альтернативы, по цене-качеству не найти от слова никак. Спрос на подобный двигатель достаточно большой. Не зря же GE приобрели Walter, они деньги считать очень хорошо умеют и в проекты со скромной маржинальностью не вкладываются.

В Штатах Всё это оформляется как STC (Supplemental Type Certificate), и такие самолеты можно использовать в коммерческих целях, в РФ тоже есть лазейки типа этой. Популярный пример STC-программы для DHC-2 Beaver, который переделывают в Turbo Beaver с Pratt & Whitney PT6A-xx.
По мере наработки опыта, документации, сети поставщиков изготавливающих детали, управляющая компания обрастёт необходимыми компетенциями для создания абсолютно нового самолёта. Задел по документации на этот самолет достаточно большой, поэтому такой подход значительно короче и эффективней.
Это эволюционный путь, гарантирующий 100% результат, но не сразу, можно сказать это задел на будущее.

Вообще, на месте УЗГА я бы сконцентрировал свои усилия на двигателе, а не на самом самолете "Байкал". Производство двигателей хотя и требует более сложной инфраструктуры и определенных компетенций, но зато обладает более высокой добавленной стоимостью. Сборку самолетов из качественных комплектующих, при должном подходе, можно доверить нескольким коллективам в разных точках страны. Коллектив "Горыныча", например, справился бы с такой задачей на отлично, все что нужно - грамотная документация и небольшой тренинг, а вот двигатель осилить - это очень большие вложения в инфраструктуру и компетенции. Но появление этого двигателя даст возможность оживить парк L-410, Ан-28, да и самому "Байкалу" будет на чём летать.

Вообще концепция вполне живой бизнес-модели, но можно, конечно, и с нуля по "граблям" походить.
 

Вложения

Посмотреть вложение 588071
Вот прикидочный эскиз...
...максимальной коммерческой загрузкой в 800 кг...
...двигатели РИТМ-7 (по 230 л.с. на взлётном режиме)...
...взлётную массу постараться не более 2720 кг сделать...
...нагрузка на крыло составит всего 86 кг/ кв.м, а нагрузка на мощность порядка 5,913 кг/л.с...
...Крейсерская скорость - до 250 км/час...
...Для перевозки 9 пассажиров с хорошим комфортом на расстояние до 500 - 600 км...
...лёгкий двухмоторник для работы в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Что-то у меня цифры не укладываются.
Например, Ан-14 имеет взлётную массу на ~20% больше, но перевозит коммерческого груза всего 600 кг на расстояние меньше 700 км, что для севера, сибири и дальнего востока как бы маловато.
Причём при энерговооружённости ~5,45 кг/л.с. имеет крейсерскую скорость 170...180 км/ч.

Наверное Вы хотели написать не 800 кг, а 500 кг?
И указанная Вами крейсерская скорость выглядит слишком оптимистично. Фюзеляж чемоданоподобный (в хорошем смысле), с двумя моторами диаметром ~90 см, энерговооружённость меньше, и 250 км/ч?
 
Я писал про желаемые параметры (на основе изученных мною прототипов). А на выходе получатся параметры с гораздо более низкими показателями, увы!
Мне известен лишь один пример, когда взлетевший серийный самолёт выдал в итоге более лучшие лётные показатели, которые в него закладывали его разработчики (Dornier-328 Jet). Но это скорее исключение из правила. 🤣
 
Забыли вы ещё одну страницу нашей истории.

Intracom GM-17 Viper.
Я восстановил под заказчика борт на фото.
Сейчас занимаюсь восстановлением второго.
Фактически достигнутые ТТХ при полной заправке и "тонна в салон" - 600 метров грунта на взлет, радиус 2000км, герметичный, пос, метеорадар.
Что ещё у нас в стране так может ?
Это тот, что в КБ Грунина из двухмоторного делали?
 
Новый китайский ТВД поборется не только с западными аналогами, но и с поршневыми двигателями

Китайская государственная корпорация Aero Engine Corporation of China (AECC) разрабатывает компактный турбовинтовой двигатель AEP20, который должен стать экономичной альтернативой наиболее совершенным поршневым моторам в сегментах лёгкой авиации и беспилотных летательных аппаратов.

AEP20 с мощностью на валу ~320 л.с. создаётся в Исследовательском институте авиационных двигателей AECC в Чжучжоу (провинция Хунань) и впервые должен подняться в воздух в конце 2026 года.

По словам разработчиков, AEP20 уже вызвал серьёзный интерес у отечественных производителей самолётов и БПЛА. Выступая на выставке AERO Asia 2025 в Чжухае, руководитель проекта Се Ли заявил, что множество авиастроителей уже обратились к институту с предложениями о закупке.

“Мы видим большой потенциал для нашего нового двигателя на рынке. AEP20 очень востребован, — заявил Се Ли. — Потенциальные заказчики хотят использовать его для замены поршневых двигателей в пилотируемых самолётах или беспилотниках.”

Господин Ли объяснил такой ажиотаж тем, что AEP20 обеспечивает заметный прирост характеристик, при сопоставимой с поршневыми моторами стоимости эксплуатации.

По заявлению AECC, AEP20 весит в три раза меньше бензинового поршневого мотора сопоставимой мощности, и при этом имеет вдвое больший ресурс.

Ожидаемая цена AEP20 составит около 170 тыс. долларов США, что примерно вдвое выше стоимости сопоставимого поршневого двигателя, но значительно ниже цены западных турбовинтовых моторов того же класса.

AECC рассчитывает, что больший ресурс и большая удельная мощность AEP20 помогут приблизить стоимость его эксплуатации к уровню поршневых моторов.

Новинка получила признание и первого заказчика во время выставки AERO Asia 2025: частная китайская компания Yitong UAV System из Яньтая разместила предварительный заказ на сумму 700 млн юаней (около 100 млн долларов США) на несколько сотен двигателей AEP20.

Компания планирует оснастить новыми турбовинтовыми двигателями свой грузовой дрон TP1000, взамен двух поршневых, которыми оснащен первый лётный прототип данного БПЛА.

📷 AIRPRO

#Постфактум #AEROAsia2025 #AECC #AEP20

🙂 Онлайн-проект eMAKS
🙂 @aviasalonmaks

IMG_20251202_120537_882.jpg
 
Назад
Вверх