Вернемся к Вилли и его детищу ... у советских пилотов не было шансов ни догнать Bf-109, ни навязать ему свою манеру боя: фактически им приходилось только обороняться. На «собачью свалку» на горизонталях, где советские самолёты имели явное преимущество, пилоты Bf-109 просто не шли, сводя бой к последовательности пикирований, обстрелов цели и уходов вверх с занятием позиции для последующей атаки. Единственным тактическим приёмом, на который приходилось рассчитывать пилотам «ишаков», была лобовая атака. и еще Ситуация начала меняться к концу 1942 года, когда пилоты Bf-109 встретились с усовершенствованными типами советских истребителей: Ла-5, Як-7Б, Як-9, модифицированными Як-1, а также поставленными союзниками по ленд-лизу «Аэрокобрами». Их возросшие характеристики и качество изготовления позволяли успешно сражаться с Bf-109 на основных боевых высотах и в заключение в то же время среднему, и особенно начинающему пилоту BfВ -109 было сложно воспользоваться его преимуществами, тогда как недостатки самолёта (в первую очередь — возросший вес, сказавшийся на управляемости и манёвренности) ставили его в трудное положение в бою с не менее скоростными, но более манёвренными противниками. В целом, к середине 1944 года Bf-109 стал уступать своим основным оппонентам на советско-германском фронте, оставаясь, тем не менее, грозным оружием, если за его штурвалом сидел опытный пилот. К чему я это все веду - в 41-м , когда немцы имели полное техническое превосходство они предпочитали в бой не вступать- невыгодно. В 42-м им стало просто некуда деваться и русские их стали бить на равных. Ну а в конце войны "мессер" повторил судьбу своего основного противника -"ишака"- оставаясь грозным оружием в руках опытного пилота он стал могилой для новичков. Кстати , 109-й мой любимый самолет в плане конструкции , он просто гениален чего не скажешь об остальных конструкциях Вилли Мессершмитта, они как то никак не впечатляют. https://ru.wikipedia.org/wiki/Messerschmitt_Bf.109