Про 109 Т1 знают все...
Встречайте еще один неизвестный мессершмитт МЕ/BV-155:
8 декабря 1938 года, Киль
Авианосец Граф Цеппелин был спущен на воду.
Церемония проходила чрезвычайно торжественно, с оркестром и почетными гостями. И все же непосвященному зрителю видна была лишь «верхушка айсберга». Скрытыми же оставались несколько лет ожесточенной борьбы за авианосец.
Главным «камнем преткновения» оставалось мнение командования воздушных сил: незачем строить авианосцы, пока в Кригсмарине не хватает «классических» кораблей!
За границей уже вовсю рассуждали о возросшей роли авиации — в том числе и о необходимости широкого строительства авианосцев, — а Германия по-прежнему «плелась в хвосте прогресса».
В конце концов, конструкторское управление получило указание изучить вопрос об авианосцах. Но делать это следовало «между прочим» — в свободное от главных задач время.
К апрелю тридцать четвертого стало понятно, что «между прочим» авианосец не построить. Выделили специального человека — инженера-кораблестроителя и технического советника морского министерства Вильгельма Хаделера. Летом он представил эскиз.
Это был именно эскиз: почти все характеристики определялись приблизительно. В Германии не имелось ни авиационного оборудования, ни самих самолетов...
В конце тридцать четвертого немного помогли японцы — дали кое-какую техническую документацию по авиационному оборудованию авианосца «Акаги».
Пытались кое-что подсмотреть и у британцев во время официального визита немецких офицеров на английский авианосец, но не преуспели.
Теперь работы велись постоянно. 16 ноября 1935 года, через несколько месяцев после заключения англо-немецкого военно-морского соглашения, — когда Германия получила право строить авианосцы, — был подписан договор с фирмой «Дойче Верке Киль А.Г.» на строительство головного корабля «А».
К этому моменту все уже было готово.
И вот, спустя три года, корабль сходит со стапелей.
Он получил величественное и многозначительное имя «Граф Цеппелин».
Выстроились, наблюдая за церемонией, все партийные и военные руководители Рейха: Гитлер, командующий Кригсмарине Рёдер, командующий Люфтваффе Геринг, верховный главнокомандующий генерал-полковник Браухич, командующий вермахта генерал-полковник Кейтель...
Дочь графа Цеппелина — графиня Хелла фон Бранденштейн-Цепеллин — собственноручно «окрестила» корабль, носящий имя ее отца.
Так хорошо все начиналось!..
Май 1940 года, Штеттин
Работы на «Графе Цеппелине» были прекращены.
— Все, что летает, — мое! — объявил Геринг. — Хватит тратить деньги на эту бесполезную игрушку. Если авианосец мне не подчиняется, то он вообще не нужен!
13 мая 1942 года, Штеттин
Штаб флота выдал заказ на продолжение работ на авианосце.
На «Графе Цеппелине» предполагалось разместить 28 бомбардировщиков и 12 истребителей.
Рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер собрал по этому поводу совещание.
— Давайте будем конкретны, — обратился он к представителю Технического департамента, нервно сжимавшему карандаш. — Какие истребители вы имеете в виду? Боюсь, благодаря некоторым товарищам по партии, — он не стал вслух называть имя Геринга, — мы потеряли время. Самолет Bf.109t, специально созданный для авианосца, успел устареть. Теперь «Мессершмитт» предлагает новый палубный истребитель — Ме.155.
Чиновник ответил казенной фразой:
— Это проект чрезвычайной важности. В заказе прямо указано, что необходимо использовать узлы Bf.109 для нового самолета — это позволит облегчить производство. Заодно и конструкторы «Мессершмитта» — и без того загруженные под завязку — получат небольшую передышку. Они не могут проектировать с нуля узлы для каждого нового самолета.
Шпеер подумал еще немного и кивнул:
— Хорошо. Но это следует утвердить в нескольких вышестоящих инстанциях. И если проект получит «добро»...
17 сентября 1942, Берлин, летное поле
Герман Геринг всем своим видом показывал, что «то, что летает», но не принадлежит ему, мало его интересует.
Министр Шпеер, напротив, взирал на самолет благосклонно.
Разработка Ме.155 была закончена.
— Какой-то странный коктейль, а не самолет, — сказал Геринг.
Ему не нравилась погода, не нравилось общество Шпеера, не хотелось тратить время и соблюдать приличия.
— У него только фюзеляж и оперение — от Bf.109g, — возразил представитель «Мессершмитта», — а вот крыло совершенно новое.
— Какой размах? Что-то здоровенное, — заметил Геринг.
— Размах одиннадцать метров, площадь — почти девятнадцать квадратных метров, — охотно объяснил ведущий специалист. — Шасси убирается вдоль размаха крыла к линии симметрии самолета в ниши. Предусмотрены складывание крыльев, крепления к катапульте и посадочный крюк.
— Ну да, это же самолет для корабля, — в это выражение Геринг вложил всю силу своей иронии.
— Вооружение — двадцатимиллиметровая пушка и два крыльевых пулемета, — продолжал специалист. — Думаю, это неплохо. Максимальная скорость — шестьсот сорок пять километров в час. Продолжительность полета — более часа.
— Ну, что вы меня уговариваете? — Геринг пожал плечами и обернулся к Шпееру: — Можете записать, что я был в восторге.
Начало декабря 1942 года, Киль
«Граф Цеппелин» был отбуксован в гавань.
Адмирал Рёдер злился. Еще и потому, что его соперники явно брали верх: авианосец «не пошел».
Было установлено, что многочисленные доработки «Графа Цеппелина» потребуют не менее двух лет.
Да, все слишком хорошо начиналось в сороковом году...
Самолет, как сообщают, готов, но корабль — нет.
Шпеер принял эти новости с поразительным хладнокровием.
— Ввести авианосец в строй в течение ближайшего времени никак не удастся, — подытожил он и тотчас отдал новое распоряжение: — Следовательно, фирме «Мессершмитт» надлежит отложить проект Ме.155.
8 ноября 1942 года, Берлин
Альберт Шпеер, конечно, знал, что «Мессершмитт» не оставит его в покое. Но чтобы так скоро?..
«Мы слишком много вложили в эту работу! — гласило письмо, отпечатанное на пишущей машинке, столь заслуженной, что буква «о» у нее слегка погнулась. — Возможно переделать наш в одноместный бомбардировщик. Такой самолет способен поражать точечные цели тысячекилограммовой бомбой. Мы намерены предложить эту идею Техническому департаменту как уже почти готовую и нуждающуюся лишь в некоторых доработках
Авианосное оборудование теперь не требуется, и это определенно развязывает нам руки: самолет можно существенно облегчить.
Заодно увеличить объемы баков.
Стойка шасси должна быть удлинена, чтобы обеспечить разбег с бомбой».
— Что ж, можно попробовать, — решил Шпеер, дочитав письмо и дважды остановившись на технических подробностях.
Он позвал секретаря и продиктовал короткий ответ.
19 декабря 1942, Берлин, совещание у Гитлера
Фюрер сидел с тем отсутствующим видом, который на самом деле означал крайнюю степень внимания.
Представитель фирмы «Мессершмитт», казавшийся особенно мятым по контрасту со своим идеально выглаженным пиджаком, нервно ждал своей очереди заговорить.
Пока что пафосно гремел рейхсмаршал Геринг:
— Я убежден, что скоро появятся бомбардировщики, действующие на высотах, которые для существующих истребителей недоступны.
— Откуда такая уверенность? — негромко осведомился Шпеер.
— Хороший летчик чувствует подобные вещи сердцем... — При этих словах Гитлер чуть встрепенулся. Геринг продолжал: — Приоритеты изменяются. Теперь вместо бомбардировщика нам срочно необходим высотный истребитель. И это действительно должен быть приоритетный проект.
Человек из фирмы «Мессершмитт» подался вперед: настало то самое мгновение.
— У нас уже имеется фактически готовый самолет — Ме.155. Его нужно переделать в перехватчик с потолком полета в четырнадцать километров. Размах крыла следует увеличить приблизительно до тринадцати метров, установить гермокабину...
Шпеер быстро произнес:
— Действуйте.
И совещание перешло на другие темы.
7 августа 1943, Берлин
Такого удара «Мессершмитт» от Технического департамента не ожидал.
С утра на фирме хлопали двери.
— Как такое могло случиться? И все под видом «заботы» о нас!..
Технический департамент заключил, что Мессершмитт и без того уже загружен работой над важнейшими проектами.
«Боюсь, вы не в состоянии уделять достаточно времени Ме.155. Поэтому все чертежи и расчеты следует передать на «Блом унд Фосс», — гласило распоряжение Технического департамента.
«Блом унд Фосс» была старой компанией, которая уже много лет производила не только самолеты, но и корабли. Что, естественно, никого из руководителей «Мессершмитт» не радовало.
— Мы фактически завершили проект!
Шпеер философски пожимал плечами. Решение принято, идет война, все обязаны забыть о личных амбициях ради блага Рейха. О чем можно еще спорить?
15 августа 1943 года, Финкенвердер
Главный конструктор «Блом унд Фосс» — Фогт — опустил кулак на чертежи, полученные из компании «Мессершмитт».
— Никуда не годится!
Таков был окончательный приговор.
— У этого самолета слишком много слабых мест. Он никогда не сможет стать нормальным высотным истребителем.
Герман Геринг лично прибыл в Финкенвердер.
— Господин Фогт, — распорядился повелитель «всего, что летает», — я желаю, чтобы каждое серьезное изменение конструкции самолета было согласовано с «Мессершмиттом». Вам это понятно?
— Я и мои коллеги убеждены в том, что самолет совершенно «сырой», — упрямо произнес Фогт.
— Меня не интересует, в чем вы там убеждены! — взорвался Геринг. — Вы обязаны завершить работы как можно скорее. «Мессершмитт» трудится над этим проектом уже не один год. Эти специалисты будут сопровождать вас на каждом шагу. Так мы сэкономим время.
— Я составлю подробный отчет, — сказал Фогт.
Отчет Фогта Герингу не понравился.
«После внимательного изучения проекта Ме.155 мы пришли к следующему выводу:
Необходимо переработать ряд узлов самолета.
Следующие части должны быть полностью перепроектированы:
1) конструкция центроплана
2) размещение запаса топлива
3) шасси и устройство их выпуска
4) радиаторы
5) профиль крыла
6) установка нагнетателя
7) горизонтальное оп