Писал этот пост 1,5 года назад на другом форуме. Поэтому есть неточности по ценам на топливо, но тут очень в тему:
Цена летного часа складывается из стоимости бензина и зарплаты летчика. SEREGA.
Часто на аэродроме подходят люди с просьбой «покатай». Первый раз это произошло несколько неожиданно, и я совсем был не готов ответить, сколько это стоит. Сказал «за бензин». Потом другого покатал, потом третьего, и все «за бензин». Стал задумываться. А сколько это реально стоит? Как заработок это меня нисколько не интересовало, но в то же время самому «доплачивать» за покатушки как-то не хотелось.
А из чего складывается стоимость летного часа? И какова она должна быть, чтобы это было выгодно? Я думаю, эти вопросы задавал себе каждый пилот. Я решил посчитать. Конечно, для разных типов цена эта будет разная. Я посчитал то, что мне ближе всего – цена летного часа самолета ЯК-52.
Все, что написано ниже - мои собственные рассуждения, которые могут быть глубоко ошибочны, и вообще вовсе не претендующие на абсолютную истину.
Исходные данные: Самолет ЯК-52, ресурс планера 5000ч, межремонтный – 600ч. Двигатель М-14П. Ресурс 2500 ч. Межремонтный – 500ч. На пилотаже жрет 100л/ч автомобильного бензина.
Предположения и допущения: Предположим некий инструктор Пупкин решил свою жизнь посвятить обучению курсантов пилотажным полетам. Для этого он себе купил самолет ЯК-52. За 250 тыщ долларов. (примерно так он сейчас стоит без катапульт?). Деньги у него оказались свои, он не брал никаких кредитов, и следовательно не будет выплачивать никаких процентов. Он еще в юности закончил летное училище, т.е. имеет спецобразование, еще в советские времена налетал «на шару» много часов на ЯК-52. Затем подсуетился, и получил свидетельство коммерческого пилота и инструкторский допуск по нынешним правилам, т.е. ему не нужно денег на изначальное обучение на инструктора (что ессно, повлияет на стоимость летного часа), а нужны только средства на поддержание инструкторских допусков и лицензии пилота.
Пупкин не имеет своего аэродрома (иначе стоимость часа будет выражаться космическими цифрами), а базируется на существующем, и ему ессно, приходится чего-то отщипывать из своего заработка на содержание аэродрома. Но он не получает зарплаты из аэроклуба – типа на хозрасчете.
Пупкин не собирается за границу. Т.е. пилотов он будет обучать здесь, ему не надо JAR, FAA. (хотя непонятно, где здесь? Может теперь он будет вынужден сертифицироваться в этих конторах, иначе не сможет обучать?)
Инструктор Пупкин собирается летать долго и счастливо, поэтому он старается не нарушать законы, (кроме неуплаты налогов - чтобы это опять таки не влияло на стоимость часа). Он все время проводит на аэродроме, только этим и занимается, не имеет побочных заработков. Он достаточно квалифицирован, чтобы самостоятельно выполнять все обслуживание и мелкий ремонт самолета и у него есть соответствующая бумажка – ему не нужен техник. В тоже время Пупкин вынужден обращаться к сертифицированным предприятиям за капитальным ремонтом планера и двигателя. Ему придется застраховать не только ответственность перед третьими лицами, но и имущество (собстно самолет) – полное КАСКО и свое здоровье.
Я рассуждаю так: после того как Пупкин полностью вылетает ресурс первого самолета, он должен успеть накосить бабок на второй. Если же у него в этот момент будет ноль в кармане – это означает, что он просто медленно продал свой самолет, а деньги проел (читай пропил).
Непонятно в каком регионе живет Пупкин, следовательно не совсем ясно сколько ему надо зарплаты (зарплатой называем только то, что он приносит домой и отдает жене). Согласитесь есть некая разница в прожиточном минимуме между Москвой (или Киевом) и какой-нибудь деревней Захудаловкой. Ну предположим ему достаточно 1000 долларов в мес.
ИТАК: поскольку Пупкин только тем и занимается, что обучает курсантов, и из кабины не вылазит (но про санитарные нормы старается не забывать), я думаю 250 часов в год он налетает. Соответственно ресурс самолета 5000ч он вылетает за 20 лет. За это время он вынужден будет 4 раза отремонтировать первый, «родной» двигатель, купить второй и тоже его 4 раза отремонтировать. За это время ему нужно будет 7 раз отремонтировать планер.
На мой взгляд все затраты логично разделить на следующие группы:
1. Затраты на содержание самолета (бензин, масло, ремонты капитальные и мелкие и т.д.)
2. Амортизация – те деньги, которые должны накапливаться, чтобы купить новый самолет.
3. Отчисления на содержание аэродрома.
4. Бумажки – все, что касается законности процесса обучения: страховки, получение-продление летной годности, медицина, допуски и еще Бог знает чего.
5. Зарплата Пупкина.
Затраты на содержание самолета.
1. Бензин. 100л/ч=100баксов в час
2. Масло. Ну, сначала двигатель мало кушает , потом больше, плюс замены масла, думаю в среднем 3 л/ч=3доллара в час.
3. Капремонт двигателя. 10000баксов один ремонт, плюс привезти увезти, плюс командировочные, плюс что-то «вылезло» не входящее в базовую стоимость, плюс «отблагодарить» ремонтников (иначе движка полгода не увидите) – ну, по-скромному тысяч 12 долларов. Имеем 8 ремонтов = 48000, считаем 50000. Да еще один двигатель купить надо (и привезти и растаможить кстати) – еще 40000 долларов. Итого по двигателям 90000 американских рублей. (очень хочется $100000 написать – делить потом легко будет!) или 20 у.е./летн.час.
4. Капремонт планера. Не учитываем, что пилотажный налет правильно считается «год за два». Имеем 7 ремонтов по 35000 у.е. Т.е. 245000 долларов. Набрасываем еще 5000 для круглого счета – либо прилететь на завод, либо разобрать и на грузовике привезти. Получаем 250000 у.е. или 50 у.е/ч.
5. Мелкие ремонты. Ну всегда чего-то ломается! Имеются ввиду только запчасти, поскольку ремонты делает сам Пупкин и получает за это зарплату. Думаю, примерно 100 баксов в мес – будет корректной цифрой. Т.е. в год – 1200баксов или 5 у.е./ч.
ИТОГО по затратам на самолет: 178 долларов в час.
Амортизация.
Серьезная цифра… Полагаем, что Пупкину, после того как он полностью откатает первый самолет, удастся спихнуть 20-ти летний ЯК-52 с нулевыми ресурсами ну…. ну…. ну тысяч за 50 долларов. (ну он очень будет стараться!). Следовательно ему нужно восполнить за 5000 летных часов разницу в 200000 долларов (250-50). Помним, что самоль он купил «за свои» и не платит никаких процентов в банк, но тогда предположу, что и эти накапливающиеся деньги он в банк не кладет и проценты тоже не получает. Поэтому тупо делим 200000 на 5000 и получаем 40 у.е. в час.
Отчисления на содержание аэродрома.
Сложный вопрос. А где Пупкин базируется? В Шереметьево или все таки в Захудаловке? Возьмем что-то среднее. Аэродром частный, небольшой, с правилами визуальных полетов. Штат конечно небольшой, но он все равно есть. Начальник, Зам по летной, Штурман, охрана, техники, бухгалтер. Всех их надо содержать. Никаких дотаций от государства они не получают. Существуют только на добровольные взносы участников – общественная организация. Ну Пупкин не один конечно их содержит, тут и другие пилоты и парашютные прыжки. Ну может когда-никогда сдача в аренду под корпоративные вечеринки. Может еще какие доходы, хотя здесь уже нарушаем закон! Общественная организация не может заниматься коммерческой деятельностью. Ну да не будем придираться. Сколько ж они сдерут с Пупкина? Думаю 300 долларов в месяц будет тем копромисом между тем, что он может и тем, что они хотели бы.
Но тут еще вот что надо учесть. А коммунальные платежи? Газ, вода, электричество, связь. Пупкин же хочет заявки отправлять? Прийти в комнате отдыха чайку попить между своими интенсивными полетами? И зимой и летом. И чтоб там тепло было. И душ принять, ну хотя бы летний. Ну по-хорошему чтоб и банька была ( а она дрова кушает кстати, которые тоже денег стоят) и с такими же пилотами байки потравить, водки попить в конце то концов. Трактор надо из соседнего колхоза позвать, чтоб траву покосил на ВПП, а зимой снег почистил. Хочет наверняка, чтоб кладовочка у него своя была, где он все свои бебихи складывал бы и инструменты. Кстати про инструменты. Где Пупкин взял то их? Остались от Советской власти? Или купил он их все же? В какой пункт писать будем?
А потом, аэродром развиваться должен. Должны быть деньги на развитие. Инструмент какой прикупить, печку – моторы разогревать зимой. Ну хотя бы не на развитие, хотя бы на поддержание в рабочем состоянии того что уже есть. Там крыша прохудилась, там подкрасить чего то надо, бензовоз починить. Да, а как Пупкин бензин к самолету доставляет? Сам с канистрами бегает к заправке? Или все же бензовозом клубовским? Тогда будь добр, тов. Пупкин на ремонт бензовоза! Короче, 300 баксов тут не отделаешься. Минимум 500. Так и порешим. 250 часов в год инструктор Пупкин летает, соотсно в месяц 20 часов получается. Делим 500 на 20 получаем 25 у.е. в час.
Бумажки.
Тоже вопрос непростой. Уже устал считать. Давайте грубо.
1. Получение СЛГ – ну, 2000 у.е. с тем, что (про себя) в Киев приехать уехать раз 5, там в гостинице пожить, кушать ессно, командировать тех комиссию в Харьков.
2. Продление СЛГ – не знаю, еще не продлял, думаю 500 баксов ежегодно. Умножаем на 20 получаем 10000.
3. Медицина. А! Так Пупкин у нас CPL! Тогда каждый год. (или раз в полгода?). 100 у.е. официальный платеж, плюс опять таки приехать уехать. Все это 2 дня. Гостиница. Пишем 200 баксов. 20 лет. 4000 у.е.
4. КПК – раз в год, и сдача летной проверки, и инструкторские допуски. 400 у.е. в год. 20 лет. 8000 у.е.
5. Страховка. Чуть не забыл. Посчитаем только полное КАСКО. Остальные гораздо меньше – пренебрегаем. По аналогии с машиной 5% от стоимости. 12500 у.е./год. Ну с годами уменьшается. Возьмем в среднем 8000 в год. 20 лет. 160000 у.е.
6. все равно чего то ж забыл наверняка.
Получаем всех бумажек за 20 лет на … ни хрена себе! Может где ошибся – проверяйте, уже голова кругом. 184000 долларов!!!!! Делим на 5000 часов – получаем 37 у.е.= 40 у.е. в час.
Зарплата Пупкина.
1000 в мес – 12000 в год, 50 у.е./час.