Партизан-2 бюджетный вертолет

ОлегК

Junior Member
Откуда
Кемерово
Пока делается планер, и завод на комплектацию двигателя взял месяц, хочу переделать изготовленный ранее прибор контроля 4-тактного двигателя катера, под 2-тактный двигатель вертолета. Назначение прибора тоже самое. Контроль топливных и температурных параметров, с сигнализацией превышения установленных порогов.

IMGP4925.JPG
 

ОлегК

Junior Member
Откуда
Кемерово
Предполагаемый набор параметров следующий:
Температура выхлопных газов - 3 канала (2+1 резервный, вдруг придется ставить HIRT, о 3х цилиндрах)
Температура ОЖ
Температура главного редуктора ???
Температура воздуха
Тахометр (обороты двигателя)
Тахометр (обороты НВ) ???
Счетчик моточасов
Напряжение акб.
Скорость по GPS
Расход топлива мгновенный+часовой+на пройденное расстояние
Остаток топлива
Прогнозируемое расстояние на остатке топлива
Часы

Данный девайс был изготовлен в начале 2000х для тестирования различных конструкций рабочих колес, и спрямляющих аппаратов, водометных турбин HAND MADE.
Со временем двигатель ВАЗ-2108 на тестовом катере был заменен на впрысковый 3S-FE, и с установкой Мультитроникса по шине OBD, надобность в данном девайсе отпала.
Жду комментарии специалистов. Возможно необходимо внести какие-либо дополнительные параметры. Нагружать на данный девайс летные параметры, типа скорости пито, высота и авиагоризонт, не считаю нужным, для этого будет сделан другой прибор.
 

Ромашчандр

Я люблю строить самолеты!
Предложение простое. Сделать экран больше и данные на нем понятнее... На этом ничего видно не будет.
 

Anatoliy.

Верной дорогой идете товарищи!!!
Откуда
Севастополь
Жду комментарии специалистов.
Наука эргономика настоятельно рекомендует применять цифровое отображение параметра тогда, когда есть возможность подумать над получаемым результатом, а аналоговое отображение когда важна тенденция и положение относительно граничного порога.
Например, показания вариометра никто не станет выводить на табло в виде цифровой величины. Стрелка (вверх - вниз) куда более понятна даже при боковом обозревании панели приборов.
И авиагоризонт никто не будет отображать показывая цифирьки о градусах наклона.
А вот температура окружающего воздуха вполне может быть выведена на цифровой индикатор.
К чему я это?
Если так важна температура, скажем, главного редуктора, то прочитав значение температуру на табло с точностью до десятой градуса толку будет мало. Наблюдатель должен "залезть" в свою голову и достать оттуда значение критичного значения. Потом он должен в голове отнять от этого критичного значения показания датчика. После этого он должен подумать, а насколько это критично. Затем вспомнить, потревожив свою голову, а что было чуток раньше? Было хуже или лучше? И что теперь ему предстоит делать. Но чтоб принять решение оператор должен оценить скорость нарастания или убывания параметра.
Таким образом наиточнейшие показания термометра добавляет в полете много проблем для головы пилота.
И если бы это был бы только один контролируемый параметр, то можно было как то смириться и привыкнуть, обращая внимание на последнюю цифру.
Но таких критичных параметров на летательном аппарате много.

Поэтому неплохо бы было, чтоб эта информация отображалась на табло в виде мнемосхемы типа полоска изменяемой длины с поперечиной на критичном значении. А для пущей важности рядышком не помешает и цифровое отображение параметра.
Такое двойное (стрелка - цифра) отображение параметров встречается на высотомерах и измерителях скорости.
Весьма удобно. Можно и за общей картиной развития процесса наблюдать, и при необходимости узнать точное цифровое значение параметра.

Примерно вот так:
Измеритель воздушной скорости 1.jpg
 

ОлегК

Junior Member
Откуда
Кемерово
Предложение простое. Сделать экран больше и данные на нем понятнее... На этом ничего видно не будет.
Это само собой. Есть такие мысли по поводу увеличения дисплея. Я пока про сам набор необходимых данных для вывода.
 

ОлегК

Junior Member
Откуда
Кемерово
Если так важна температура, скажем, главного редуктора, то прочитав значение температуру на табло с точностью до десятой градуса толку будет мало. Наблюдатель должен "залезть" в свою голову и достать оттуда значение критичного значения. Потом он должен в голове отнять от этого критичного значения показания датчика. После этого он должен подумать, а насколько это критично. Затем вспомнить, потревожив свою голову, а что было чуток раньше? Было хуже или лучше? И что теперь ему предстоит делать. Но чтоб принять решение оператор должен оценить скорость нарастания или убывания параметра.
Был когда то такой приборчик УКД-582 от Авиагаммы. Так вот там , при приближении к критическим значениям загорался желтый светодиод, а при переходе в критические, красный. Я хочу сделать примерно так же, но еще добавить мигание цифр этого параметра, что бы не тратить время на анализ источника тревоги.

UKD.jpg
 

Anatoliy.

Верной дорогой идете товарищи!!!
Откуда
Севастополь
Был когда то такой приборчик УКД-582 от Авиагаммы. Так вот там , при приближении к критическим значениям загорался желтый светодиод, а при переходе в критические, красный.
Я не о количестве и цвете светодиодов писал.
Предположим, температура начинает расти, но до предкритического значения еще не дотягивает.
Хотя вот вот и дотянет.
Вы что будете делать?
Постоянно пялиться на показания цифрового индикатора и вычислять в какую сторону и с какой скоростью развиваются события?
А если это будет болтание около некого значения задевая боком тот желтый индикатор?
И опять в голове вычислять - больше или меньше?
А если какая то неисправность вызывает постоянное нарастание температуры с нерасчетной скоростью?
Вы взлетите и понадеетесь, что критическое значение не успеет достигнуть за время полета?
На большом самолете для этого сидит бортинженер и глазеет на все приборы. Ему до красот за бортом не досуг наблюдать.
В одноместном же летательном аппарате и пилот, и бортинженер, и штурман все в одном лице.
Вот поэтому и появилась та самая эргономика первым наперво в авиации.
И когда засветится красненький светодиод, времени на обдумывание своих действий останется почти ничего.

При аналоговом отображении информации все значительно проще и интуитивно понятнее.

Растет полоска - смотришь на скорость роста и просто визуально оцениваешь когда она доберется до черты.
Дрыгается туда/сюда эта полоска - оцениваешь причину и дальнейшие последствия.
И не важно сколько там градусов и их долей.
Что то предпринял - видишь процесс успокаивается. Значит действия приводят к положительному результату.
А с постоянным вычислением цифирей просто беда, особенно если одни параметры вдруг начинают влиять на другие.
Тогда и глаза разбегаются и нужно иметь несколько голов как у Змея Горыныча.
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Весьма здравые и аргументированные доводы. Браво, Анатолий! Спасибо. Получил внятные подтверждения своим подспудным ощущениям.👍
 

Ромашчандр

Я люблю строить самолеты!
Был когда то такой приборчик УКД-582 от Авиагаммы. Так вот там , при приближении к критическим значениям загорался желтый светодиод, а при переходе в критические, красный. Я хочу сделать примерно так же, но еще добавить мигание цифр этого параметра, что бы не тратить время на анализ источника тревоги.

Посмотреть вложение 469017
В другой ветке я уже советовал... За лезьте на сайт MGL avionics. У них там множество приборов и картинок как они показывают... Как пользователь такого прибора скажу что очень информативные приборы, не в пример укд582 или flydat
 

Ромашчандр

Я люблю строить самолеты!
Прогнозируемое расстояние на остатке топлива
Часы
Счетчик моточасов
Напряжение акб.
Скорость по GPS
Расход топлива мгновенный+часовой+на пройденное расстояние
Вам эти данные в приборе контроля двигателя нафиг не нужны... Более того счётчик моточасов и напряжение, да и расход топлива... По большей части на земле могут пригодится...
Кстати на mgl примерно так и реализовано, например, напряжение и моточасы показывает только до запуска двигателя,
 

Ромашчандр

Я люблю строить самолеты!
Одна проблема, у автора микровертолет с микроприборной доской, много будильников не напихаешь... Видимо надо идти от того какие параметры наиболее важны в полете. А потом решать как их отображать
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Одна проблема, у автора микровертолет с микроприборной доской, много будильников не напихаешь... Видимо надо идти от того какие параметры наиболее важны в полете. А потом решать как их отображать
Многоыункциональный дисплей с несколькими "рабочими столами" например. На основном, "по умолчанию", основные приборы без которых никак, можно в аналоговом отображении а-ля "будильник". На последующих, вызываемых "по свистку", остальные по мере убывания важности. В случае, когда на второстепенном, скрытом указателе появляется критичная информация(например, напряжение батареи стало падать ниже определенного уровня) этот индикатор выводится на дисплей во всплывающем режиме, раздвигая "штатные" индикаторы и т.п.
Или можно найти/изваять "микро-будильники" размеченные дополнительно цветом: зеленая область - норма, желтые - граничные значения, внимание!, красный - крититеские, опасность!
 

Aleksfomik

ОТЛИЧНО! МЫ МИРНЫЕ ЛЮДИ, НО НАШ БРОНЕПОЕЗД...
Однозначно "аналоговые". Читал сообщения и пришла в голову мысль: сегодня применять аналоговые указатели с реальными стрелками - это анахронизм. По-любому должны быть цифровые экраны. В этом случае задача по организоции визуализации тенденции движения стрелки становится довольно несложной.

Програмно можно было бы прописать шлейф за движущийся стрелкой. Так же програмно в каждом индивидуальном случае можно было бы прописать длину шлейфа (в зависимости от скорости изменения параметра), цвет и насыщенность цвета и снижение этой насыщенности до 0 за какое-то определённое время. Благодаря этому шлейфу пилоту можно было бы очень быстро понять:
- в каком направлении движется стрелка;
- с какой скоростью движется стрелка;
- когда движение стрелки после достижения нового параметра остановилось.
 

Shturman_billy

Вертолет - это уникальное транспортное средство.
Откуда
Жуковский
На первый вариант Микрона мы ставили всего 2 прибора, оба MGL, тахометр (НВ и двигатель) и температуры (EGT и CHT), и лампочку отказ генератора. Этого оказалось достаточно для того, чтобы опытный пилот-испытатель спокойно выполнял полеты. В дальнейшем при испытаниях добавляли высотомер ВД-10, указатель скорости УС-250 (с расширенным диапазоном до 100км/ч), вариометр ВАР-10, топливомер (лодочный). Очень рекомендую для первоначального понимания работы несущей системы установить на приборку указатель положения шага и указатель положения дроссельной заслонки. Очень помогает при отработке методики выполнения взлета и установившихся режимов полета.
 

Shturman_billy

Вертолет - это уникальное транспортное средство.
Откуда
Жуковский
При наземных испытаниях и отработке работы трансмиссии хорошо поможет указатель температуры MGL с заведенными на него температурами всех подшипников редукторов. Так мы отловили подшипник на который необходимо было добавить маслоподачу (барботажа оказалось недостаточно). На наземных испытаниях подшипники у нас грелись больше, чем в полете.
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Однозначно "аналоговые". Читал сообщения и пришла в голову мысль: сегодня применять аналоговые указатели с реальными стрелками - это анахронизм. По-любому должны быть цифровые экраны. В этом случае задача по организоции визуализации тенденции движения стрелки становится довольно несложной.

Програмно можно было бы прописать шлейф за движущийся стрелкой. Так же програмно в каждом индивидуальном случае можно было бы прописать длину шлейфа (в зависимости от скорости изменения параметра), цвет и насыщенность цвета и снижение этой насыщенности до 0 за какое-то определённое время. Благодаря этому шлейфу пилоту можно было бы очень быстро понять:
- в каком направлении движется стрелка;
- с какой скоростью движется стрелка;
- когда движение стрелки после достижения нового параметра остановилось.
ЦифрА штука хорошая, наглядная и нарядная. Но есть у неё один недостаток - задержка прохождения сигнала из-за необходимости ряда преобразований данных при обработке. Иногда, при дешевой или коряво настроенной электронике/программе задержка может быть довольно значительной. У аналогового "указометра" задержки практически нет. Например, настраивать спутниковую тарелку на максимум принимаемого сигнала лучше всего древней стрелочной цешкой, а не цифровым мультиметром.
ИМХУ
 

marcons

Автожиры-моя страсть.
Член команды
Тест баннера
Очень удобная комбинация стрелочно-цифровой индикации, на мой взгляд, получилась у словенской фирмы Kanardia на серии приборов Indu.
По сути это полностью цифровые приборы, а стрелку приводит в движение шаговый двигатель. Но визуально стрелка выглядит как аналоговая.
 
Вверх