Партизан-2 бюджетный вертолет

Thread moderators: ОлегК
Пока делается планер, и завод на комплектацию двигателя взял месяц, хочу переделать изготовленный ранее прибор контроля 4-тактного двигателя катера, под 2-тактный двигатель вертолета. Назначение прибора тоже самое. Контроль топливных и температурных параметров, с сигнализацией превышения установленных порогов.

IMGP4925.JPG
 
Предполагаемый набор параметров следующий:
Температура выхлопных газов - 3 канала (2+1 резервный, вдруг придется ставить HIRT, о 3х цилиндрах)
Температура ОЖ
Температура главного редуктора ???
Температура воздуха
Тахометр (обороты двигателя)
Тахометр (обороты НВ) ???
Счетчик моточасов
Напряжение акб.
Скорость по GPS
Расход топлива мгновенный+часовой+на пройденное расстояние
Остаток топлива
Прогнозируемое расстояние на остатке топлива
Часы

Данный девайс был изготовлен в начале 2000х для тестирования различных конструкций рабочих колес, и спрямляющих аппаратов, водометных турбин HAND MADE.
Со временем двигатель ВАЗ-2108 на тестовом катере был заменен на впрысковый 3S-FE, и с установкой Мультитроникса по шине OBD, надобность в данном девайсе отпала.
Жду комментарии специалистов. Возможно необходимо внести какие-либо дополнительные параметры. Нагружать на данный девайс летные параметры, типа скорости пито, высота и авиагоризонт, не считаю нужным, для этого будет сделан другой прибор.
 
Предложение простое. Сделать экран больше и данные на нем понятнее... На этом ничего видно не будет.
 
Жду комментарии специалистов.
Наука эргономика настоятельно рекомендует применять цифровое отображение параметра тогда, когда есть возможность подумать над получаемым результатом, а аналоговое отображение когда важна тенденция и положение относительно граничного порога.
Например, показания вариометра никто не станет выводить на табло в виде цифровой величины. Стрелка (вверх - вниз) куда более понятна даже при боковом обозревании панели приборов.
И авиагоризонт никто не будет отображать показывая цифирьки о градусах наклона.
А вот температура окружающего воздуха вполне может быть выведена на цифровой индикатор.
К чему я это?
Если так важна температура, скажем, главного редуктора, то прочитав значение температуру на табло с точностью до десятой градуса толку будет мало. Наблюдатель должен "залезть" в свою голову и достать оттуда значение критичного значения. Потом он должен в голове отнять от этого критичного значения показания датчика. После этого он должен подумать, а насколько это критично. Затем вспомнить, потревожив свою голову, а что было чуток раньше? Было хуже или лучше? И что теперь ему предстоит делать. Но чтоб принять решение оператор должен оценить скорость нарастания или убывания параметра.
Таким образом наиточнейшие показания термометра добавляет в полете много проблем для головы пилота.
И если бы это был бы только один контролируемый параметр, то можно было как то смириться и привыкнуть, обращая внимание на последнюю цифру.
Но таких критичных параметров на летательном аппарате много.

Поэтому неплохо бы было, чтоб эта информация отображалась на табло в виде мнемосхемы типа полоска изменяемой длины с поперечиной на критичном значении. А для пущей важности рядышком не помешает и цифровое отображение параметра.
Такое двойное (стрелка - цифра) отображение параметров встречается на высотомерах и измерителях скорости.
Весьма удобно. Можно и за общей картиной развития процесса наблюдать, и при необходимости узнать точное цифровое значение параметра.

Примерно вот так:
Измеритель воздушной скорости 1.jpg
 
Предложение простое. Сделать экран больше и данные на нем понятнее... На этом ничего видно не будет.
Это само собой. Есть такие мысли по поводу увеличения дисплея. Я пока про сам набор необходимых данных для вывода.
 
Если так важна температура, скажем, главного редуктора, то прочитав значение температуру на табло с точностью до десятой градуса толку будет мало. Наблюдатель должен "залезть" в свою голову и достать оттуда значение критичного значения. Потом он должен в голове отнять от этого критичного значения показания датчика. После этого он должен подумать, а насколько это критично. Затем вспомнить, потревожив свою голову, а что было чуток раньше? Было хуже или лучше? И что теперь ему предстоит делать. Но чтоб принять решение оператор должен оценить скорость нарастания или убывания параметра.
Был когда то такой приборчик УКД-582 от Авиагаммы. Так вот там , при приближении к критическим значениям загорался желтый светодиод, а при переходе в критические, красный. Я хочу сделать примерно так же, но еще добавить мигание цифр этого параметра, что бы не тратить время на анализ источника тревоги.

UKD.jpg
 
Был когда то такой приборчик УКД-582 от Авиагаммы. Так вот там , при приближении к критическим значениям загорался желтый светодиод, а при переходе в критические, красный.
Я не о количестве и цвете светодиодов писал.
Предположим, температура начинает расти, но до предкритического значения еще не дотягивает.
Хотя вот вот и дотянет.
Вы что будете делать?
Постоянно пялиться на показания цифрового индикатора и вычислять в какую сторону и с какой скоростью развиваются события?
А если это будет болтание около некого значения задевая боком тот желтый индикатор?
И опять в голове вычислять - больше или меньше?
А если какая то неисправность вызывает постоянное нарастание температуры с нерасчетной скоростью?
Вы взлетите и понадеетесь, что критическое значение не успеет достигнуть за время полета?
На большом самолете для этого сидит бортинженер и глазеет на все приборы. Ему до красот за бортом не досуг наблюдать.
В одноместном же летательном аппарате и пилот, и бортинженер, и штурман все в одном лице.
Вот поэтому и появилась та самая эргономика первым наперво в авиации.
И когда засветится красненький светодиод, времени на обдумывание своих действий останется почти ничего.

При аналоговом отображении информации все значительно проще и интуитивно понятнее.

Растет полоска - смотришь на скорость роста и просто визуально оцениваешь когда она доберется до черты.
Дрыгается туда/сюда эта полоска - оцениваешь причину и дальнейшие последствия.
И не важно сколько там градусов и их долей.
Что то предпринял - видишь процесс успокаивается. Значит действия приводят к положительному результату.
А с постоянным вычислением цифирей просто беда, особенно если одни параметры вдруг начинают влиять на другие.
Тогда и глаза разбегаются и нужно иметь несколько голов как у Змея Горыныча.
 
Весьма здравые и аргументированные доводы. Браво, Анатолий! Спасибо. Получил внятные подтверждения своим подспудным ощущениям.👍
 
Был когда то такой приборчик УКД-582 от Авиагаммы. Так вот там , при приближении к критическим значениям загорался желтый светодиод, а при переходе в критические, красный. Я хочу сделать примерно так же, но еще добавить мигание цифр этого параметра, что бы не тратить время на анализ источника тревоги.

Посмотреть вложение 469017
В другой ветке я уже советовал... За лезьте на сайт MGL avionics. У них там множество приборов и картинок как они показывают... Как пользователь такого прибора скажу что очень информативные приборы, не в пример укд582 или flydat
 
Прогнозируемое расстояние на остатке топлива
Часы
Счетчик моточасов
Напряжение акб.
Скорость по GPS
Расход топлива мгновенный+часовой+на пройденное расстояние
Вам эти данные в приборе контроля двигателя нафиг не нужны... Более того счётчик моточасов и напряжение, да и расход топлива... По большей части на земле могут пригодится...
Кстати на mgl примерно так и реализовано, например, напряжение и моточасы показывает только до запуска двигателя,
 
Одна проблема, у автора микровертолет с микроприборной доской, много будильников не напихаешь... Видимо надо идти от того какие параметры наиболее важны в полете. А потом решать как их отображать
 
Одна проблема, у автора микровертолет с микроприборной доской, много будильников не напихаешь... Видимо надо идти от того какие параметры наиболее важны в полете. А потом решать как их отображать
Многоыункциональный дисплей с несколькими "рабочими столами" например. На основном, "по умолчанию", основные приборы без которых никак, можно в аналоговом отображении а-ля "будильник". На последующих, вызываемых "по свистку", остальные по мере убывания важности. В случае, когда на второстепенном, скрытом указателе появляется критичная информация(например, напряжение батареи стало падать ниже определенного уровня) этот индикатор выводится на дисплей во всплывающем режиме, раздвигая "штатные" индикаторы и т.п.
Или можно найти/изваять "микро-будильники" размеченные дополнительно цветом: зеленая область - норма, желтые - граничные значения, внимание!, красный - крититеские, опасность!
 
Однозначно "аналоговые". Читал сообщения и пришла в голову мысль: сегодня применять аналоговые указатели с реальными стрелками - это анахронизм. По-любому должны быть цифровые экраны. В этом случае задача по организоции визуализации тенденции движения стрелки становится довольно несложной.

Програмно можно было бы прописать шлейф за движущийся стрелкой. Так же програмно в каждом индивидуальном случае можно было бы прописать длину шлейфа (в зависимости от скорости изменения параметра), цвет и насыщенность цвета и снижение этой насыщенности до 0 за какое-то определённое время. Благодаря этому шлейфу пилоту можно было бы очень быстро понять:
- в каком направлении движется стрелка;
- с какой скоростью движется стрелка;
- когда движение стрелки после достижения нового параметра остановилось.
 
На первый вариант Микрона мы ставили всего 2 прибора, оба MGL, тахометр (НВ и двигатель) и температуры (EGT и CHT), и лампочку отказ генератора. Этого оказалось достаточно для того, чтобы опытный пилот-испытатель спокойно выполнял полеты. В дальнейшем при испытаниях добавляли высотомер ВД-10, указатель скорости УС-250 (с расширенным диапазоном до 100км/ч), вариометр ВАР-10, топливомер (лодочный). Очень рекомендую для первоначального понимания работы несущей системы установить на приборку указатель положения шага и указатель положения дроссельной заслонки. Очень помогает при отработке методики выполнения взлета и установившихся режимов полета.
 
При наземных испытаниях и отработке работы трансмиссии хорошо поможет указатель температуры MGL с заведенными на него температурами всех подшипников редукторов. Так мы отловили подшипник на который необходимо было добавить маслоподачу (барботажа оказалось недостаточно). На наземных испытаниях подшипники у нас грелись больше, чем в полете.
 
Однозначно "аналоговые". Читал сообщения и пришла в голову мысль: сегодня применять аналоговые указатели с реальными стрелками - это анахронизм. По-любому должны быть цифровые экраны. В этом случае задача по организоции визуализации тенденции движения стрелки становится довольно несложной.

Програмно можно было бы прописать шлейф за движущийся стрелкой. Так же програмно в каждом индивидуальном случае можно было бы прописать длину шлейфа (в зависимости от скорости изменения параметра), цвет и насыщенность цвета и снижение этой насыщенности до 0 за какое-то определённое время. Благодаря этому шлейфу пилоту можно было бы очень быстро понять:
- в каком направлении движется стрелка;
- с какой скоростью движется стрелка;
- когда движение стрелки после достижения нового параметра остановилось.
ЦифрА штука хорошая, наглядная и нарядная. Но есть у неё один недостаток - задержка прохождения сигнала из-за необходимости ряда преобразований данных при обработке. Иногда, при дешевой или коряво настроенной электронике/программе задержка может быть довольно значительной. У аналогового "указометра" задержки практически нет. Например, настраивать спутниковую тарелку на максимум принимаемого сигнала лучше всего древней стрелочной цешкой, а не цифровым мультиметром.
ИМХУ
 
Очень удобная комбинация стрелочно-цифровой индикации, на мой взгляд, получилась у словенской фирмы Kanardia на серии приборов Indu.
По сути это полностью цифровые приборы, а стрелку приводит в движение шаговый двигатель. Но визуально стрелка выглядит как аналоговая.
 
Назад
Вверх