Планер БРО-11М

Лёха Еропланов

Я люблю строить самолеты!
Для обыкновенной ЮПШ это нормально, но у нас-то была экспериментальная.
И давайте не будем сравнивать то, что знает про Брошку военный пенсионер, и то, что про нее (и все связанные вопросы) знаю я.

На Ходынке до сих пор есть место где летать на БРО. Полоса свободна почти вся. В штатах, немного воспользовавшись бульдозером, это место легко превратили бы в аэродром для цессн по пвп, не трогая даже никаких зданий. Места там еще навалом.
Наши полеты почему загнулись? Когда съехали в Тушино, там летать никому, никогда и ни на чем не давали (авиамодели и то под строгим контролем). Кто там обитал, тот знает. Ил-14 по-партизански улетел. Брошки тоже были под запретом, я несколько раз подходил к руководству аэроклуба, за которым поле было. Но нифига, жадные до денег черти уже вцепились в поляну (велось непрерывное наблюдение за полем откуда-то из Алых Парусов). Ну а у нас все были ориентированы на полеты, летать нельзя - все рассосались по другим клубам сразу. Ехать базироваться в пердь после Центрального аэродрома им. Фрунзе я был не готов, не готов и сейчас.
Я знаю множество мест, где могла бы работать ЮПШ на значительно меньшем расстоянии от Москвы, чем Щекино (тот же бывший а/д Быково, к примеру). Эти вопросы можно было бы обсудить в отдельной теме.
Ну на этом могу завершить. Не Андрей, я к тебе не поеду :)
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Ну на этом могу завершить. Не Андрей, я к тебе не поеду :)
Не надо :) лучше я к вам, глядишь и подскажу чего.
Я имел короткое обсуждение с шеф-пилотом eFly по поводу того случая (якобы опасность буксировки за авто). Он сам не видел, но те кто видели, рассказывают очень неохотно (ибо все причастны). Планер БРО-11М. По имеющимся сведениям, причин две:
1. Сильно превышена скорость буксировки (до реверса элеронов или просто превышения способности пилота реагировать).
2. Отсутствие наблюдения из автомобиля-буксировщика за планером.
Планер (по невыясненной причине) потерял управляемость и на большой горизонтальной скорости, но без большой вертикальной, столкнулся с землей. Пилот пострадал, но не очень сильно (в основном, отделался синяками и моральными травмами).
Если так действовать, то можно и с макаровской лебедки добиться того же эффекта. 150 сил зиловского движка на массу троса и планера - почувствуйте разницу. 250 м дистанции разгона хватит за глаза. И вместо третьей передачи можно врубить четвертую или пятую.
Буксировка за автомобилем сама по себе тут ни при чем, она безопасна.
 
Последнее редактирование:

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Я стремаюсю буксировки за машиной. Думаю это не безопасно. У меня лебёдка есть.
Смотря какая у вас лебедка.
По возрастанию степени опасности, для обучения в ЮПШ на БРО буксировщики располагаются так:
1. Макаровская лебедка (надежно контролируются все параметры).
2. Буксировка за автомобилем (хуже макаровской по причине возможности столкновения с авто).
3. Лебедка с конечным тросом (любого типа, даже самая "умная", потому что не ограничивает высоту).
Кто знает, всуньте в этот список амортизатор. На БРО с него прыгали, но я сам не пробовал. Я бы поставил на 3е место, выше конечного троса (потому что ограничена общая энергия), но не буду.
 
Последнее редактирование:

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Разбитые планера при такой буксировке были, в том числе и с смертельным исходом.
Со смертельным исходом случай в студию. Мне про такое рассказывали только когда "геркулесом" пытались запустить БРО-11 (даже не запустили, пилот погиб еще до отрыва).
 
Последнее редактирование:

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Ненужно буксировать машиной! Ты это делал от бедности и наверно от отсутствия лебёдки в принципе.
При наличии ВПП длиной 1200 м и от забора до забора 1600 как-то не хочется променять это на 250-300 м макаровского троса "в один конец".
Подлеты-пробежки длинные получались, курсанты быстро научивались и качественно. Суеты меньше на старте. Инструктор сидит в машине и видит телодвижения курсанта до мелочей. Вот почему.
Когда есть недействующий аэродром, всегда есть смысл буксировать машиной. Когда пробежки-подлеты, то планер машину не догонит никак. А когда уже летают, то облетят/увернутся, кроме того, сигналы кто куда есть оговоренные. Даже с 15 м, если машина по тормозам - планер свободно проходит над ней. Риск есть, конечно, но он призрачный. У нас на Ходынке были небольшие столкновения с чужими авто (ибо баранов там хватало уже на тот момент) без разрушения планера, только царапины. Со своим буксировщиком даже угрозы столкновения не было ни разу. И это на тысячи полетов.
 
Последнее редактирование:

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Я не собираюсь заниматься буксировкой автомобилем с Красной площади:)
Так ведь не заставляет никто. Не занимайтесь, это дело добровольное. Прячьтесь и дальше по кустам и оврагам.
А я бы с радостью размотал там трос и забил колья. "Показательные выступления ЮПШ Сухого". Предполетные указания: "Полеты нам разрешены, до высоты 20 м, старт с курсом к храму". Представляете, как круто звучит?
 

Лёха Еропланов

Я люблю строить самолеты!
Андрей, твой опыт, он твой. Но научись уважеть других людей, которые много сейчас занимаются ЮПШ, летают на Бланиках и т. п. Ты самовозвёл себя в "гуру" ЮПШ. Хочешь что-то доказать, построй свой планёр, или купи,собери команду и летай.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Хочешь что-то доказать, построй свой планёр, или купи,собери команду и летай.
И вы будете ходить и говорить: ну ты летаешь, и они так же летают. У них происшествий вроде нет, и у вас тоже. Вы одинаковые.
Ты, Лёха Еропланов, не авиационный человек. Это как если бы В.В. Ершову сказали: "ну ты же не летаешь щас на туполе, чего ты нас поучаешь, книжки пишешь, мы тут пересели вчера с цессны на него и вполне себе довольны, или начни снова летать, или иди нафиг" (он умер уже, но допустим, сказали бы, пока был жив).
Опыт есть опыт, если он большой, то его никак сейчас уже не обновишь и заново не получишь. Или он признаётся окружающими или нет, но это уже на совести окружающих. Зачем тогда налёт учитывают, типы и всё такое прочее, если предшествующий опыт никакой рояли не играет?
 
Последнее редактирование:

KESTUTIS A.

Я люблю строить самолеты!
Так для информации, о то смотрю некоторые путает. Бронюс Ошкинис - Бронюс это имя, Ошкинис это фамилия. Планеры БРО - две первые буквы имени, и одна фамилии. На литовском если сократит имя Бронюс, пишется Бр. Ошкинис.
 

JGS_SibNIA

инструктор ЮПШ
Откуда
Новосибирск
Как в том анекдоте: "и, эти люди запрещают мне ковыряться в носу!!"
БРО, вы можете делать любые вещи для себя и взрослых, но не рекомендую лезть к детям с такими допусками по их обучению. Буксировка планера БРО-11М за автомобилем категорически запрещена!! Ещё раз для танкистов, КАТЕГОРИЧЕСКИ! Это опасно в силу инертности движущегося автомобиля и создания пылевого следа за ним, необходимости рассредоточения внимания между соблюдения параметров движения буксира и состояния движущегося планера.
Самое главное, в РЛЭ есть указание об эксплуатации "БРО-11М" на аэродромах с травяным покрытием.
Характер действий курсанта отслеживается инструктором по отклонению управляющих поверхностей а это видно только сзади. Самое главное, при буксировке лебёдкой есть возможность управления планером по тангажу, сомневаюсь что это можно сделать другими вариантами.
Уже начинаю задумываться о целесообразности оставлять в силе приглашение для БРО приехать к нам.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Как в том анекдоте: "и, эти люди запрещают мне ковыряться в носу!!"
БРО, вы можете делать любые вещи для себя и взрослых, но не рекомендую лезть к детям с такими допусками по их обучению. Буксировка планера БРО-11М за автомобилем категорически запрещена!! Ещё раз для танкистов, КАТЕГОРИЧЕСКИ! Это опасно в силу инертности движущегося автомобиля и создания пылевого следа за ним, необходимости рассредоточения внимания между соблюдения параметров движения буксира и состояния движущегося планера.
Самое главное, в РЛЭ есть указание об эксплуатации "БРО-11М" на аэродромах с травяным покрытием.
Характер действий курсанта отслеживается инструктором по отклонению управляющих поверхностей а это видно только сзади. Самое главное, при буксировке лебёдкой есть возможность управления планером по тангажу, сомневаюсь что это можно сделать другими вариантами.
Уже начинаю задумываться о целесообразности оставлять в силе приглашение для БРО приехать к нам.
Сами вы танкисты. Чего тогда без капота летаете, в вашем РЛЭ что, на неисправном планере летать разрешено?
В нашем РЛЭ не было никаких таких фраз про травяные аэродромы. Шасси для бетонки у нас было другое. А по поводу всего остального вы пишете чепуху.
Инертность у автомобиля не такая уж и большая. Если надо быстро притормозить, когда курсант полез вверх, у водителя авто обычно это вполне получается. Если он сам летающий и не тормоз, а у нас только такие и рулили. Пыль? Да вроде не было ни разу, ветер с бетона хорошо ее сдувает. Распределение внимания? оно и на лебедке нужно не меньше, скорость троса же надо выдерживать. Всё то же самое, а вот про управление планером по тангажу вы написали чушь, лебедкой можно только скорость регулировать. Так автомобилем тоже можно. Разгоняется он медленнее лебедки, а тормозится очень неплохо. Характер движения любой инструктор увидит с любого ракурса (стабильник и рули спереди видно прекрасно), но у нас он видел планер с расстояния поводка (30-40 м) всю дорогу через заднее стекло авто, а у вас - на конце дистанции - сколько? 300 м? орлиный глаз не поможет. А самую главную опасность полетов за авто (возможность планеру сесть на него) вы и не назвали, что говорит о том, что не летали так, не знаете, а тут пыжитесь мне чего-то доказать "со слов".
Нафиг мне не нужно ваше приглашение. Я сейчас в любую ЮПШ зайду и несколько нарушений увижу, а главное, пойму, где нормальный начальник, которому надо только немного помочь и научить, а где долбоящер, которому помогать бесполезно. Вот мой опыт и дает мне возможность понимать такие вещи. В Щекино начальник (военный пенсионер) - адекватный, поэтому я буду ему помогать. Вас, в СибНИА, что-то клюнуло куда-то. У вас там Dgem нормальный, он хоть и строитель планеров, но про ЮПШ пишет очень правильные вещи. А вы - ну догадайтесь сами.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Вот что интересно: никто из тех, кто буксировал БРО-11М за авто, или даже хотел бы, со мной тут не спорит. Просто впитывают опыт, ну или если уже знают это, то молча соглашаются. А Лёха Еропланов, который просто слышал "ужас" но не понял о чем это вообще, и JGS_SibNIA , спорят. Ни тот ни другой автомобилем не запускали, но имеют наглость поучать начальника ЮПШ, который отработал таким способом настолько много, что ему уже не скажешь: "это случайность, что у вас не было ЧП". Тот случай, о котором упоминал Лёха, там летали пока еще намного меньше, чем мы в Сухом. Ну мне понятно это всё как две копейки. Летел Гена Дрыгин, пилотское мастерство которого тут выше обсуждалось. Т.к. на БРО элероны от Юнкерса, то вряд ли это был реверс - скорее всего, Гена банально разболтал брошку, когда она стала очень чуткой на скорости, т.е. просто не справился. Помните: у БРО пониженная устойчивость! а управляемость возрастает со скоростью, а необходимость двойных движений как была так и остается, а требования к точности сильно возрастают. В автомобиле были пробежечники начинающие, очень малоопытные. Застроить их и дать по башке было некому. А у нас в автомобиле целый экипаж, как на Ту, и взаимодействие организовано. Водитель (летающий), инструктор (наблюдает за курсантом, сидит сзади, дает команды водителю) и РП (сидит рядом с водителем, оценивает общую ситуацию, контролирует и ведет хронометраж). Еще сзади могли сидеть один или два курсанта, смотрели, слушали и учились вприглядку. Если ветер сильный, обратно планер гнал инструктор. Если слабый или штиль - другой курсант (в зависимости от его квалификации еще). Вы же не знаете, как правильно организовать буксировку за авто, и знать не хотите. Лёха, поспрашивай своего шеф-пилота, больше доверяй ему. Его квалификации достаточно. Что касается JGS_SibNIA, то вам, во-первых, всё это не нужно (у вас прекрасные поляны, и лебедки рядом производят, гонять на авто просто смысла никакого нет), а кроме того, ваше старшее начальство, зная вот это, вам летать за авто просто и не разрешит. Поэтому вы тут ерепенитесь. Мы в Сухом тоже бы не летали за авто (лично мне макаровская лебедка больше нравится), но у нас на Ходынке травы было мало (бараны всю сожрали), а бетона - много. Understand? Эта ситуация не единичная, полно мест, где есть неработающий или вяло работающий аэродром, а травяного поля нету или оно плохое. Для них и пишу. Могу официально написать и подпись поставить, если попросит кто. Начальник Суховского аэроклуба прекрасно был в курсе, чем мы буксируем, и он видел, что я адекват и на совсем опасные вещи не пойду, и доверял мне, так как я обстановку на месте знал лучше, за что ему большое спасибо. Есть и другие причины, по которым для наших условий буксировка за авто была безопаснее, но вы же слушать не хотите, поэтому больше рассказывать не буду. Подожду тех, кому интересно.
 
Последнее редактирование:

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
В общем, такие дела. Поступила дополнительная информация, из которой следует, что тут и тут я написал неправильные вещи про ЧП с планером. Ближе к истине то, что написал Домбров. Процитирую:
...... в прошлом году он также починил свой планер и решили его испытать на буксировке за Джипом. А попутно ремонтируюя планер, он увеличил ему размах и длину хвостовой балки, и не имея представления о весе и центровке аппарата, о углах установки его плоскостей, об углах отклонения рулевых поверхностей, они сразу потащили его на испытания. В буксирующем джипе тоже сидели двое "авиаторов" с огромным авиационным опытом. Им сказали гнать Джип со скоростью 60 км/час. Но скорость машины по земле не всегда соответствует воздушной скорости планера, приборов на котором никогда не было. И вот машина понеслась по полосе, а за ней на фале устремился в небо свечкой планер. Через пару минут шофёры, до этого бурно о чём то спорившие в кабине, очнулись и обнаружили, что никакого планера позади машины не наблюдают! Они потеряли его из виду и вдруг встали, как вкопанные! А планер в это время со стариком на борту аккурат висел у них над головой. Потеряв скорость, планер перевалился на нос и почти вертикально устремился к земле, к испугу шофёров воткнувшись впереди Джипа в землю! Пилот потерял сознание, планер превратился в мусор. К счастью пилота откачали и обошлось. Но профессионализм всей этой истории потрясает!!!
К замечанию про профессионализм я кстати присоединяюсь, самое главное - это был не планер БРО-11М, это был самодельный планер с крыльями от той самой "увеличенной деревянной брошки", или "мотоброшки", как мы ее еще называли - размах на 1 м больше стандартного. До сих пор непонятно точно, что там случилось. Планер облетали три человека в конце предыдущего сезона, обнаружив "непонятки" с управлением, разобраться в которых времени не было. В следующем сезоне хозяин решил слетать уже без посторонних глаз. Вот результат. Своим рассказывают меньше, чем чужим. Тоже показатель.
Поправлю ув. Домброва здесь в том, что "старик-инструктор" если и был когда инструктором-общественником (максимум) юношеской планерной школы, то это было в далекие 80-е в Комсомольске-на-Амуре. На моей памяти, в ОКБ Сухого (1996-2005 годы), он тихо работал под крылом Ракитина над спортивной авиацией, ни на чем не летал и уж точно организацией полетов нигде не занимался. Это чтобы было понятно, что аргументация Домброва "это ЮПШ" не имеет под собой абсолютно никаких оснований.
 

KESTUTIS A.

Я люблю строить самолеты!
Это Бро-11М,самой последней серии заводского исполнении из Приенай. Ошкинис там уже не работал.После его ухода больше завод Брошек не выпускал. Начали выпускать Лак-14"Страздас".
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
1. Конструктор планера "Зиле" (Бро-11М) Малиновский пишет:
"Ручное управление сконструировано так, что при движении ручки до отказа "на себя" одновременно с поднятием рулей высоты вверх элероны отклоняются вниз на 10 град. Этим достигается активный выход планера на посадочные углы без заметного "задира" носа. Благодаря этому планер очень прост на посадке. Возможность взмывания и "козлов" значительно снижена".
Наткнулся в теме про "Коршун", никто не знает, откуда это? Разве не сам Ошкинис БРО-11 модернизировал? KESTUTIS A. подскажите пожалуйста, если знаете.
 

Viper

Пилим рейки,строим самолеты)
Откуда
Москва
господи...вам не надоело?три темы!!!об одном и том же!
Засрали всю планерную ветку своим бро11.Да насрать на него уже всем давно!
Успокойтесь уже.был бро11 да сплыл.пора двигаться дальше а не перемалывать что было что нет.
лучше бы планера новые строили и разрабатывали а не тут говна на вентилятор забрасывали.
Три темы по 20 страниц одного и того же бреда..
.Бл..ть можно было бы уже комплект нервюр выклеить на планер!
 
Мне не надоело. Читаю лекции по конструкции, прочности, так странно, только когда на 20 раз прочитаю, пойму тонкости. Конечно лучше не посылать друг друга в постах. Но научная работа определяется количеством и занудностью... В этом БРО-11 супер молодец. Молодец тот, кто не боясь оппонентов, готов отвечать, рисковать репутацией ради истины. Жаль, что посылает многих при этом... Мне очень интересно про БРО-11 узнавать все! И о ЮПШ!
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
редактор журнала "Техника-молодежи" Захарченко, пенсионер летчик-испытатель Виницкий, участник ВОВ Малиновский и др. начали тему технического творчества пробивать по кабинетам: отпраздновали 50-летие планеризма на Горе и провели первый слет самоделов с посещением Антонова О.К.
Вот здесь еще про Малиновского. Просветите, кто знает, какое отношение он имеет к БРО-11М?
 
Вверх