Планер КАИ-502.

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
был такой планер. На нем я впервые оторвался от земли
Мы на нем даже малость  в динамике ходили и разок пытались термики поймать.
Это второй КАИ-502 построенный в КАИ
 

Вложения

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
Вот мы у этого строящегося планера. На столе консоль. Взади виднеется фюзеляж мотопланера КАИ-50М первой модификации
 

Вложения

G

Guest

Гость
Крылья на этом КАИ такиеже как на УК-00. Знакомы вы с этим планером? Их в 90-е годы 2 еденици было сделано.
 

testpilot

Я люблю этот Форум!
Доброго времени суток, Антон. :)
Я что-то не припомню такого. А кто и где такой планер сделал? Как он летал? Может у Вас и фото есть? ;)
 

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
я понимаю, имеются ввиду планеры разработанные Чебаевым в Ульяновске. Крылья профиля  такого-же, а технология изготовления носка крыла - другая (у нас до сих пор матрицы лежат, состояние только проверить надо), да и каркасс другой, законцовки наверно от УКашки.
 
I

ivo7

Гость
Rafis можеш ли да пуснеш характеристиките на КАИ 502  изглежда ми много интересен.Напиши нещо зо конструкцията и размерите .
 

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
здесь приведены данные для первого планера,  пока нет его фотографии.
Второй планер, который на фотографиях имеет отличия - балка фюзеляжа "прямоугольная" в сечении с гондолой, увеличенное по площади вертикальное оперение и используемые в качестве интерцепторов обтекатели подкосов - результат возросшего аэродинамического качества.
 

Вложения

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
Аэродинамическое качество - 14
вертикальная скорость          -  1,2м/с
 

Вложения

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Заблокирован
А вот фото,которого так недоставало здесь- 1-го экз.КАИ-502.
8 марта 89г.Все только начинается...
 

Вложения

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Заблокирован
Поскольку  проявляется интерес к этому аппарату, продолжу рассказ о нём.
КАИ-50-2(так было в начале),был построен из задела деталей одноместного планера КАИ-50.Этот планер в начале 80-х намеревались запустить в серийное пр-во на Оренбургском Машиностроительном ;D ;D заводе для ДОСААФ.Сконструирован он был соответственно требованиям серийной постройки.(т.е. нерационально для единичных экземпляров) Туда 2 лета ездили работать бригады наших хлопцев из СКБ.До серийного пр-ва дело так и не дошло,но деталей наформовали на 3 планера,и самолёт.
 Высокая аварийность при учебных полётах КАИ-50 и БРО-11М натолкнула на "гениальную"мысль ;D,что учиться летать лучше с инструктором.(некоторые считают что нужно просто сделать учебный аппарат покрепче ;))"Генеральным конструктором" проекта был инж. СКБ-1 В.Чебаев.От КАИ-50 взяли крыло,хвостовую балку круглого сечения,оперение.Причём Р.В. увеличили для повышения эффективности добавлением законцовок-роговых компенсаторов.Собственно роговая компенсация была ни к чему,так было быстрее и проще сделать.Носовая часть фюзеляжа квадратного сечения,система управления,кресла пилотов,основная опора шасси,обтекатель были разработаны и изготовлены заново.Как и в КАИ -50,кострукция в основном,стеклопластиковая,кроме подкрыльевой фермы и управления.Крыло и оперение обтянуты триацетатной плёнкой.
Планер был облётан летом 88-го года,и зарегистрирован ФЛА.Летали с лебёдки,поначалу на небольшую высоту(10-20м),по прямой.Но таскать планер на 250-300м каждый раз было тоскливо,и неразумно.Поэтому с начала 89г. стали экспериментировать,и "затягиваться" повыше,чтобы прилететь на старт.В итоге стали летать "по кругу",с 2-3 разворотами,на высоту до 100м.Насколько позволяла лебёдка.
Эксплуатация в летний период была довольно интенсивной,в удачные дни совершали по 30 полётов.Зимой летали значительно реже.Никаких существенных недостатков конструкции не выявилось.Серьёзных поломок припоминаю 2.После 1-ой заменили сломанную стеклопластиковую раму шасси сварной из стальных труб.Были устранены и немногие мелкие недоработки.Поставили пластиковые обтекатели подкосов.Использовать их как интерцепторы тогда не додумались.На планере,из интереса, неоднократно летали спортсмены-планеристы Казанского АСК(кандидаты и мастера спорта СССР).Все были довольны,никаких замечаний не высказывали.Курсанты ЮПШ,которые летали заодно с нами,также предпочитали КАИ-502 своему "Шерифу"-2-х местному подобию БРОшки.Полёт на 502 был более скоростным ,динамичным,и в качестве он явно выигрывал.Аппарат полностью оправдал своё предназначение, на нём без потерь людей и матчасти за летние месяцы 89-90 гг.прошли подготовку к самостоятельным полётам 7-8 чел.(Обучалось раза в 3 больше) После самостоятельных вылетов на КАИ-502,курсанты пересаживались на "моторизованный" одноместный КАИ-50М2,и его осваивали также без проблем и поломок. И его также не понадобилось "упрочнять".
Самое главное-в СКБ,с появлением этого планера, появилась СИСТЕМА ЛЁТНОГО ОБУЧЕНИЯ,когда всяк пришедший в "контору" мог убедиться,что летать он БУДЕТ!
Всё было здорово до августа 1991г.На фото:летом 90г. КАИ-502 готов к старту,в кабине автор этих строк.
 

Вложения

  • 84,5 КБ Просмотры: 233

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Заблокирован
15.08.91г. из-за неотцепки троса лебёдки произошла произошла катастрофа планера КАИ-502.Погиб спортмен-планерист Казанского АСК ,студент КАИ Александр Воробьёв.Летевший инструктором студент А.Журавлёв получил тяжёлые травмы,но остался жив.После этого происшествия на несколько лет наши полёты практически прекратились.На аэродроме,где мы до этого базировались,естественно мы стали персонами "non grata".Но был ещё один неудачный вариант КАИ-50,и его решили переделать в КАИ-502.Этот процесс затянулся(обстановка в то время абсолютно не благоприятствовала техническому творчеству),и следующий экземпляр планера был готов лишь в 96г.(См. начало темы)
На фото место катастрофы планера.  
 

Вложения

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Заблокирован
Но был и ещё 1 вариант планера.В начале 90-х некие энтузазиасты,работавшие в Верхнесалдинском филиале ОКБ им. Камова, решили производить что-нибудь полезное и летающее.Видимо с подачи работавших там наших выпускников,это оказался КАИ-502.
В Верхнюю Салду был передан комплект чертежей планера,с переконструированной балкой фюзеляжа.Через сколько-то времени салдинцы построили первый экземпляр.О том что у них получилось,я  могу судить лишь по фотографии.Видно,что они перенесли узлы крепления подкосов на крыле ближе к фюзеляжу.Имело ли смысл это делать на аппарате такого класса?Но в это же время так сделали и в Ульяновске на УК-00. :-?Также вернулись к допотопным обычным законцовкам с дугами.Это шаг назад.Не знаю,уменьшали ли наши(по примеру БРО-23) отогнутые законцовки индуктивное сопротивление,но функции предохранительной опоры и ручки для сопровождающего выполняли отлично.А дуги,не только гарантированно создают дополнительное сопротивление,но и легко выламывают узлы своего крепления.Перенесён ПВД на обтекатель-зря,от этого мы отказались,из-за неудобств в эксплуатации.
Также видны какие-то невразумительные кресла пилотов.Даже не знаю,летал ли этот планер.Вроде у них и летать-то негде.Тайга кругом и сугробы. ;)
Ещё 2 года назад он хранился в Верхней Салде,и кое-кто хотел выкупить его.Но расхотели вдруг...
На данный момент это единственный (ещё существующий возможно) экземпляр планера,т.к. второй построенный в КАИ,был потерян в 98г. при "неконтролируемом столкновении с землёй" ;D
Чертежи в основном утрачены(растащены студентами или потеряны при переездах).Возможно осталась документация там-же,в Салде.Практически вся оснастка также утрачена при переездах,и планов построить ещё планер также нет.  
 

Вложения

Хboct

Старейший участник
Откуда
Москва
Спасибо, Алексей, за интересное повествование.
И если не трудно без чертежей, может по памяти  :), в общих чертах по конструкции: из каких материалов и как конкретно изготовлен тот или иной элемент, какие неудобства всплывали при эксплуатации или наоборот,  решения достойные размножения  :)  Что хотелось бы изменить, если бы встал вопрос реинкарнации проекта.
И еще встречался вариан моторного исполнения. Если мона о нем также интересно.
 
Вверх