Подумайте на досуге почему же они не перевозят сотни пассажиров.
Не судите строго, я не линейный пилот, но где-то рядом с бизнес-авиацией проходил, вернее иногда прохожу, чисто символически.
Аэродинамическое качество (glide ratio, планирующее число L/D) у современных бизнес-джетов доходит до 20-ти, согласитесь довольно неплохой задел, который может быть даром для опытного безмоторщика и проклятием для пилота без должного опыта
Тем не менее в истории есть несколько случаев удачного приземления лайнеров без двигателей, несмотря на сложные обстоятельства.
И, так уж случилось, но они были сделаны пилотами имеющими планерный опыт.
Понятно, что планер и полуавтоматический летающий вагон с fly-by-wire это не одно и тоже, но не спроста же во многих авиакомпаниях glider experience считается, как неформальное преимущество.
Рейс | Самолёт | Дата | КВС | Планерный опыт | Как помог |
---|
Air Canada 143 «Gimli Glider» | Boeing 767-200 | 23 июля 1983 | Роберт Пирсон | Активный планерист, участвовал в соревнованиях | Применил скольжение (sideslip) на тяжёлом лайнере для сброса высоты; точно рассчитал угол планирования |
Air Transat 236 | Airbus A330-200 | 24 августа 2001 | Роберт Пише | Начинал карьеру в планёрной школе, инструктор | Удержал оптимальную скорость планирования; дотянул 120 км над Атлантикой до Азорских островов |
US Airways 1549 «Hudson Miracle» | Airbus A320 | 15 января 2009 | Чесли «Салли» Салленбергер | Инструктор по планёрам, сертифицированный планерист | Правильно оценил энергетику полёта, выбрал глиссаду и место приводнения; обеспечил контролируемое касание воды |
Все вышеперечисленные случаи довольно сложные, но тем не менее приземления были выполнены успешно.
Ни один из линейных пилотов не смог повторить "подвиг Салли" на тренажере.
В книге
Fly by Wire: The Geese, the Glide, the Miracle on the Hudson Уильяма Лангевиш (2009) подробно описано следующее:
"
Были поставлены тренажёрные симуляции точно из точки, где произошёл удар птиц.Когда пилоты могли сразу реагировать на отказ двигателей и поворачивать к аэропорту - все они успешно приземлялись. Но как только в симуляцию добавили 30-ти секундную задержку реакции, имитируя время на осознание ситуации и принятие решения — все они потерпели катастрофу."
Рискну предположить, что планерный опыт все еще остаётся жирным плюсом к уровню компетенций.