Полеты по бумажной карте (умения, хитрости)

Splice

Летаю на чем придется!
Откуда
Саратов
Предлагаю обсудить возможности полетов по бумажным картам в текущих условиях.
Чуть позже выложу скриншоты интересующего, например меня, ВП.

к сожалению надо бы эту ветку в раздел "летная подготовка", но у меня таких прав нет. Ждем модераторов, может перенесут.
 
На мой взгляд, проблема не в носителе карты, а в практике чтения графических символов и сопоставления их с реальными наземными объектами и рельефом.

Вероятно, не каждый желающий способен этому обучиться.
Я с удивлением воспринимаю вопрос человека, привыкшего пользоваться автонавигатором, когда в районе третьего разворота над площадкой он спрашивает: "А где мы?". При этом, у него перед носом тот самый навигатор с треугольничком...

Чтению карты и сопоставлению символов и очертаний наземных объектов следует учиться каждому пилоту, не зависимо от того, на чем он поднимается в воздух. Лучше это делать целенаправленно и методично.
В литературе по навигации и самолетовождению, к сожалению, даны довольно общие правила. В штурманской подготовке, загромождение расчетами... Если пользоваться печатными изданиями, то лучше поискать что- либо до 40-х годов издания. В основном, рекомендации планеристам.

Практику освоения карты в воздухе лучше начинать с наземной подготовки... Берете карту, садитесь в автомобиль и поехали в чистое поле, лес овраги, речку, возвышенность... Конечно, предварительно, необходимо разобраться со всеми символами на карте. Т.е. понимать, что они изображают. Это не прямо, но косвенно поможет и в освоении летных карт.
Пройтись с картой по маршруту. Ножками, ножками... Тоже пригодится, для подбора посадки с воздуха ( по карте...)

Потом, заранее, выбрать область на карте с хорошо читаемыми наземными ориентирами и зафиксировать их ( в памяти или на карте, пометками ). Лучше, выбирать не техногенные объекты, а реальную местность - островки леса, изгибы реки, поля с канавами по периметру. В полете, посмотреть, как они выглядят с разных высот и углов подхода. Так нарабатывается зрительная память и привычка сопоставления ( символов и реальных объектов ). Это, как обучение нейросети компьютера.
Можно "поиграть" и с компьютером. Сейчас есть аэрофотоснимки с хорошим качеством. Можно карту сопоставлять с снимками и потом, проверить эту же область в полете.

Полагаю, что при некотором усердии и регулярной практике, через несколько лет, можно освоить прокладку маршрута по карте и следование по маршруту по наземным ориентирам. В этом, на мой взгляд, и заключается вся суть "игры" в карты.
Просмотрев маршрут на карте и ( автоматически ) запомнив хорошие ориентиры по маршруту, в полете, движитесь от ориентира к ориентиру. При этом, их всегда два - на горизонте и рядом с вами. Таким образом, линия пути всегда привязана к ориентирам ( как в навигаторе, только он "у вас в голове").

В последствии, ваш "внутренний навигатор и переводчик" позволит безошибочно восстанавливать ориентиры, при временной потере в полете. При чем, делать это как в прямом, так и в обратном чтении. От наблюдаемых объектов - к карте и от символов на карте - к реальным объектам.

Умение читать карту и сопоставлять ее символы с реальной поверхностью, жизненно важно. Особенно, при подборе площадок с воздуха или выборе маршрута в малозаселенной местности. Не говоря уже про полеты в СМУ и ночные ПВП...

Другим, полезным навыком,и которым следует овладеть пилоту, это знание района полетов. Когда достаточно большие по площади районы на поверхности знакомы на карте, в наблюдении с воздуха и "ножками, ножками", то это здорово помогает при прогнозировании полета в незнакомой местности или при изменении плана полета в воздухе.

В общем, того, кто решится освоить полетную карту не формально, ждёт увлекательная и долгая жизнь в воздухе...
 
Всё просто. Наметьте ориентиры по маршруту, прочертите маршрут по этим ориентирам, померьте и запишите азимуты прямо на карте возле ориентиров. И вперёд и с песней.
 
Можно записывать азимуты на карте, можно на листочке, прикрепленном поверх карты...

Со временем, это не понадобится. Особенно, если в кабине есть хороший компас или указатель курса. Тогда, двигаясь по намеченной линии маршрута, с учетом сноса и магнитных склонений, вы просто запоминаете текущее показание курса ( оно отличается от истинного ) и 'держите на компасе" это значение.. Периодически поглядывая на землю и выбранные ориентиры.
 
На мой взгляд, проблема не в носителе карты, а в практике чтения графических символов и сопоставления их с реальными наземными объектами и рельефом.

Вероятно, не каждый желающий способен этому обучиться.
Я с удивлением воспринимаю вопрос человека, привыкшего пользоваться автонавигатором, когда в районе третьего разворота над площадкой он спрашивает: "А где мы?". При этом, у него перед носом тот самый навигатор с треугольничком...

Чтению карты и сопоставлению символов и очертаний наземных объектов следует учиться каждому пилоту, не зависимо от того, на чем он поднимается в воздух. Лучше это делать целенаправленно и методично.
В литературе по навигации и самолетовождению, к сожалению, даны довольно общие правила. В штурманской подготовке, загромождение расчетами... Если пользоваться печатными изданиями, то лучше поискать что- либо до 40-х годов издания. В основном, рекомендации планеристам.

Практику освоения карты в воздухе лучше начинать с наземной подготовки... Берете карту, садитесь в автомобиль и поехали в чистое поле, лес овраги, речку, возвышенность... Конечно, предварительно, необходимо разобраться со всеми символами на карте. Т.е. понимать, что они изображают. Это не прямо, но косвенно поможет и в освоении летных карт.
Пройтись с картой по маршруту. Ножками, ножками... Тоже пригодится, для подбора посадки с воздуха ( по карте...)

Потом, заранее, выбрать область на карте с хорошо читаемыми наземными ориентирами и зафиксировать их ( в памяти или на карте, пометками ). Лучше, выбирать не техногенные объекты, а реальную местность - островки леса, изгибы реки, поля с канавами по периметру. В полете, посмотреть, как они выглядят с разных высот и углов подхода. Так нарабатывается зрительная память и привычка сопоставления ( символов и реальных объектов ). Это, как обучение нейросети компьютера.
Можно "поиграть" и с компьютером. Сейчас есть аэрофотоснимки с хорошим качеством. Можно карту сопоставлять с снимками и потом, проверить эту же область в полете.

Полагаю, что при некотором усердии и регулярной практике, через несколько лет, можно освоить прокладку маршрута по карте и следование по маршруту по наземным ориентирам. В этом, на мой взгляд, и заключается вся суть "игры" в карты.
Просмотрев маршрут на карте и ( автоматически ) запомнив хорошие ориентиры по маршруту, в полете, движитесь от ориентира к ориентиру. При этом, их всегда два - на горизонте и рядом с вами. Таким образом, линия пути всегда привязана к ориентирам ( как в навигаторе, только он "у вас в голове").

В последствии, ваш "внутренний навигатор и переводчик" позволит безошибочно восстанавливать ориентиры, при временной потере в полете. При чем, делать это как в прямом, так и в обратном чтении. От наблюдаемых объектов - к карте и от символов на карте - к реальным объектам.

Умение читать карту и сопоставлять ее символы с реальной поверхностью, жизненно важно. Особенно, при подборе площадок с воздуха или выборе маршрута в малозаселенной местности. Не говоря уже про полеты в СМУ и ночные ПВП...

Другим, полезным навыком,и которым следует овладеть пилоту, это знание района полетов. Когда достаточно большие по площади районы на поверхности знакомы на карте, в наблюдении с воздуха и "ножками, ножками", то это здорово помогает при прогнозировании полета в незнакомой местности или при изменении плана полета в воздухе.

В общем, того, кто решится освоить полетную карту не формально, ждёт увлекательная и долгая жизнь в воздухе...
Вы спортивным ориентированием не занимались, случайно? Очень верные методические рекомендации!
 
Берете карту, садитесь в автомобиль и поехали в чистое поле, лес овраги, речку, возвышенность...
Нет смысла в этом.С земли и с воздуха -две большие разницы,особенно если карта-5ка и выше.Человек наземный ,который знает свой район обитания как два пальца в воздухе оказывается в прострации...
 
Найдите в ютубе канал Ильи Стрекалова. Посмотрите ролики как он в Америке получал свидетельство пилота. В частности - полёт по маршруту. Никаких GPS, только карта.
 
Не надо их портить.
можно на листочке, п
полностью весь маршрут со всеми данными ( Мк,S,t,рубежи частоты, аэродромы, препятствия, - все что может понадобится)
рисуем на бумаге. Это будет «карта»,«палетка», как угодно называйте.
Мысленно по ней пролетаем сверяя с картой реальной.
Картинка сложилась.
Нет. Еще раз, еще раз.
Бля много раз...
Это же банальщина.
Называется - розыгрыш полёта.
если в кабине есть хороший компас
нужно выработать привычку проверять показания курсовой системы.
Они по степени надежности на втором месте после карты.
на третьем и последнем - пилот.
Как?
Очень просто.
 
Нет смысла в этом.С земли и с воздуха -две большие разницы,особенно если карта-5ка и выше.Человек наземный ,который знает свой район обитания как два пальца в воздухе оказывается в прострации...
Нет есть, нужно уметь соотносить то что нарисовано на карте сверху с тем что ты видишь на земле. Тогда потом сверху из самолёта все ещё лучше видно и понятно.
 
Нет есть, нужно уметь соотносить то что нарисовано на карте сверху с тем что ты видишь на земле. Тогда потом сверху из самолёта все ещё лучше видно и понятно.
тогда бы в штурманских училищах были бы автоэскадрильи и мотополки вместо Ан-26ш.
 
Последнее редактирование:
...полностью весь маршрут со всеми данными ( Мк,S,t,рубежи частоты, аэродромы, препятствия, - все что может понадобится) рисуем на бумаге. Это будет «карта»,«палетка», как угодно называйте....
ШПП - штурманский план полёта, если не ошибаюсь. 🙂
 
[
тогда бы в штурманских училищах были бы автоэскадрильи и мотополки вместо Ан-26ш.
Незнаю что там себе придумали про училища, но я не видел ещё ни одного человека, который плохо ориентируется на земле и хорошо ориентируется в воздухе. И также не видел тех кто хорошо ориентируется на земле и вдруг в воздухе не ориентируется.
Любая работа с картой на местности эта тренировка мозга на умение соотносить видимые ориентиры в любом их положении с картой.
 
создал тему которая сразу умрет.
Пока не умерла,поддержим.
умение соотносить видимые ориентиры в любом их положении с картой.
Совершенно верно.
Правда иногда их нет практически,или наоборот, много похожих.
Сейчас любой частный пилот с минимумом 150/2000.
Это сложные условия. Для маршрутных полетов без gps.
Без gps и без соответствующей подготовки к полету в незнакомые места трындец настигнет быстро.
Поэтому построение маршрута нужно привязывать к хорошо опознаваемым ориентирам.
Если ожидается плохая погода - чем короче участки тем проще.
Вышек сейчас немеряно построено. Все их нужно знать. Нанести на свою «карту»
В любой момент быть готовым вернуться - поэтому всегда нужно знать своё место.
Всегда.
При встрече с хламом только назад, все прибористы и искатели земли быстро ее находят.
Всегда.
Такая банальщина.
Дома всегда нас ждут.
Кого коньяк в буфете, кого жена и дети.
 
Вообще летать надо в кайф.
В плохую погоду лучше дома сидеть.
Ну если придётся...или надо позарез.
Главное не переоценивать себя.
В полетах самое слабое звено это - пилот.
В хорошую погоду, gps-ку вырубать и тренировать себя.
Опыт дело наживное.
Если есть, во что наживлять.
Вообще СВЖ в ПВП простая геометрия и соображаловка.
 
Кому интересно, погуглите книгу...
Если будут трудности, сообщите, в личку
Screenshot_20230407-225334_Samsung Notes.jpg
 
Вся проблема сегодня в актуальных картах 2-х и 5-ти километровок с координатной сеткой. Распечатка на принтере дает искажение масштаба.
Кто подскажет ресурс с такими картами? Спасибо!
 
По картам я летать умею и словосочетание «номенклатура карт» не вводит меня в ступор😜, но сейчас где купить нужные бумажные я не знаю.
 
Назад
Вверх