Представляю вниманию общественности простенькую эксельную таблицу с вставленными формулами для понимания основных параметров проектируемого летательного аппарата.
Табличка очень простая. Я ее сваял минут за 15. Ну, а потом дополнял всякими дополнениями.
Наглядно видно как изменение какого то праметра влияет или не влияет на общие характеристики планера.
Основная идея была:
1.Взять массу летательного аппарата (G), площадь крыла (S) и посчитать на каком Су какая будет скорость. (G=Y=(Ro*V*V/2)*Cy*S)
2. Для полученной скорости полета расчитать скорость снижения при разном Качестве. Vy=V/K.
3. Взять размах L и посчитать удлиннение (AR) AR=L*L/S
и посчитать индуктивное сопротивление крыла (Cxi_wing ) Cxi_wing=Cy*Cy/(Pi*AR)
4. Взять Cxp_wing из поляры профиля и посчитать общее сопротивление крыла.
Cxp_wing=0.005 - для самого супер-пупер профиля
Cxp_wing=0.006 - 0.010 - для обычного профиля при Cy=0.6-1.0
Cxp_wing=0.015 - для высоконесущего профиля при Cy=1.5
Cxp=0.02 - 0.05 - для выпущенных закрылков
Посчитать Качество крыла K_wing= Cy/(Cxi_wing+Cxp_wing). Посчитать силу сопротивления крыла X_wing=G/K_wing
5. Cxx_body - коэффициент общего сопротивления фюзеляжа. Умножаем его на скоростной напор и получает силу сопротивления фюзеляжа. X_body=(Ro*V*V/2)*Cxx_body
Коэффициент Cxx_body выбирается эмпирическим путем.
По моим прикидкам
у планера АС-4 (хорошо зализанная каплевидная форма маленького миделя) этот коэффициент Cxx_body=0.01 (может быть 0.005)
у планера БРО -11 и CG-38 (торчащие во все стороны палки, веревки и пилот) Cxx_body=0.08
Можно взять известные характеристики похожего планера и посчитать его Cxx_body.
6. Теперь складываем вместе силы сопротивления X_wing+X_body и находим общее качество планера K=G/(X_wing+X_body)
В итоге, мы задаем G, S, L, Cxp_wing, Cxx_body
В ПЕРВОЙ СТРОКЕ
и получаем летные характеристики для каждого Cy.
7. Ну, и попутно вычисляется Re для каждого полетного Cy
и нагрузка на крыло ( G/S , она нигде не используется)
Средняя колонка I - это колонка с Cy,
налево от нее идут скорости
направо от нее идут другие параметры крыла
Каждая строчка показывает какие параметры будут для данного Cy/
Эта таблица наглядно показывает, что будет если на БРОшку поставить более лучший профиль. Ни-че-го!
ps. Вес и силы считаются в килограммах для наглядности.
потери на балансировку не учтены.
Да, Сейчас в таблице стоят данные планера SG-38
Табличка очень простая. Я ее сваял минут за 15. Ну, а потом дополнял всякими дополнениями.
Наглядно видно как изменение какого то праметра влияет или не влияет на общие характеристики планера.
Основная идея была:
1.Взять массу летательного аппарата (G), площадь крыла (S) и посчитать на каком Су какая будет скорость. (G=Y=(Ro*V*V/2)*Cy*S)
2. Для полученной скорости полета расчитать скорость снижения при разном Качестве. Vy=V/K.
3. Взять размах L и посчитать удлиннение (AR) AR=L*L/S
и посчитать индуктивное сопротивление крыла (Cxi_wing ) Cxi_wing=Cy*Cy/(Pi*AR)
4. Взять Cxp_wing из поляры профиля и посчитать общее сопротивление крыла.
Cxp_wing=0.005 - для самого супер-пупер профиля
Cxp_wing=0.006 - 0.010 - для обычного профиля при Cy=0.6-1.0
Cxp_wing=0.015 - для высоконесущего профиля при Cy=1.5
Cxp=0.02 - 0.05 - для выпущенных закрылков
Посчитать Качество крыла K_wing= Cy/(Cxi_wing+Cxp_wing). Посчитать силу сопротивления крыла X_wing=G/K_wing
5. Cxx_body - коэффициент общего сопротивления фюзеляжа. Умножаем его на скоростной напор и получает силу сопротивления фюзеляжа. X_body=(Ro*V*V/2)*Cxx_body
Коэффициент Cxx_body выбирается эмпирическим путем.
По моим прикидкам
у планера АС-4 (хорошо зализанная каплевидная форма маленького миделя) этот коэффициент Cxx_body=0.01 (может быть 0.005)
у планера БРО -11 и CG-38 (торчащие во все стороны палки, веревки и пилот) Cxx_body=0.08
Можно взять известные характеристики похожего планера и посчитать его Cxx_body.
6. Теперь складываем вместе силы сопротивления X_wing+X_body и находим общее качество планера K=G/(X_wing+X_body)
В итоге, мы задаем G, S, L, Cxp_wing, Cxx_body
В ПЕРВОЙ СТРОКЕ
и получаем летные характеристики для каждого Cy.
7. Ну, и попутно вычисляется Re для каждого полетного Cy
и нагрузка на крыло ( G/S , она нигде не используется)
Средняя колонка I - это колонка с Cy,
налево от нее идут скорости
направо от нее идут другие параметры крыла
Каждая строчка показывает какие параметры будут для данного Cy/
Эта таблица наглядно показывает, что будет если на БРОшку поставить более лучший профиль. Ни-че-го!
ps. Вес и силы считаются в килограммах для наглядности.
потери на балансировку не учтены.
Да, Сейчас в таблице стоят данные планера SG-38