Проект СК-1 "Стриж". Помогите советом, братва!

Откуда
Россия
Всех приветствую, уважаемые (и не очень) форумчане! Читаю вас давно, восхищаюсь, руки чесались, и вот наконец созрел на свой проект. Решил представиться и выложить свои скромные наработки. Заранее прошу не бить тапками, ибо я не профи, а простой авиатехник с завода, который хочет своей самолет потестить.

1. Идея и концепция.

Задумал построить легкий, максимально простой и дешевый учебно-тренировочный самолет-высокоплан. Условное название — СК-1 "Стриж".

· Назначение: Полеты по кругу, отработка взлета-посадки, просто для удовольствия покататься в небе в выходные.
· Экипаж: 1 человек (пилот).
· Цель: Уложиться в минимальный бюджет, использовать максимально доступные материалы и ВС.

2. Эскизный проект (на коленке, так сказать).

Пока все только в чертежах и расчетах в Excel.

· Схема: Классический высокоплан с подкосным крылом. Фюзеляж — сварная ферма из стальных труб (30ХГСА).
· Крыло:
· Профиль — Р-IIIA (понравился по графикам, говорят, устойчивый).
· Размах — 7.5 метров.
· Материал — деревянный набор (сосна, ель), обшивка — фанера (3мм в носке, 1.5мм дальше) и полотно.
· Оперение: Классическое, свободнонесущее. Стабилизатор и киль из дерева.
· Шасси: Трехопорное, с носовой стойкой. Хочу сделать неубирающимся для простоты. Подумываю о стойках от списанного Ан-2 (они же вечные?), но не знаю, не перетяжелю ли я тем самым передок.
· Силовая установка: Вот тут самый большой вопрос и головная боль.
· Вариант 1: Двигатель Rotax 912. Но это дорого, очень дорого для меня.
· Вариант 2: Автомобильный двигатель от "Оки" или что-то подобное малолитражное. Понимаю все риски с оборотами и охлаждением, но по цене хорошо подойдёт.
· Вариант 3: Искать б/у оппозит от мотоцикла (например, от BMW или "Днепр").

3. Мои главные вопросы к опытным братьям по разуму.

1. По двигателю: Сильно ли я грешу, рассматривая автомобильный движок? Может, кто уже проходил этот путь и может поделиться, как решали проблему с редуктором и системой охлаждения? Или лучше сразу выбросить эту идею из головы и копить на Rotax?
2. По центровке: Я прикинул веса узлов, и у меня возникает опасение, что с легким двигателем хвост будет слишком тяжелым. Как на этапе проекта более-менее точно оценить центровку? Может, есть какие-то проверенные методики или софт простой?
3. По материалам для крыла: Насколько критично использовать авиационную сосну? Можно ли обойтись качественной сухой доской из строительного магазина, если ее тщательно перебрать и отсортировать? Или это прямой путь к "складыванию" крыла на выходе из виража?
4. По документации: Насколько детально нужно все прорабатывать на бумаге перед тем, как начать пилить и варить? Нужно ли мне сразу нести свои расчеты какому-нибудь эксперту на проверку? Или сначала построить, а потом думать?
5. По общей концепции: Может, я вообще не туда свернул? Высокоплан, низкоплан? Может, есть какие-то готовые и проверенные чертежи для подобных целей, на которые стоит ориентироваться?

В общем, коллеги, жду любой вашей критики и советов. Заранее спасибо за помощь и не очень злой троллинг! Если тема не в том разделе — модераторы, прошу подвинуть.

С уважением к вашему опыту,
Алексей.
 
Ваша концепция прямой путь в долгострой и скорее всего незавершенку . Найдите чертежи под ваши запросы ,их полно и здесь на форуме и в инете . Ничего не надо придумывать , просто брать и делать , тем более как технику будет это не сложно сделать . И пишу это как раз из своего опыта . То что делалось по чертежам , все летает давно ,а то что придумывалось из головы еще конца и края не видно.
 
Спасибо за ответ, коллега! Опыт ваш я уважаю, конечно.

Но вот понимаешь, в чем загвоздка... Мне именно интересно придумать самому. Взять готовое - это как конструктор собрать, да, надежно и проверено. Но душа ведь просит своего, пусть и кривого? )) Я же не на поток собираю, а для себя, один экземпляр.

Я как техник именно что на заводе по чужим чертежам всю жизнь работаю. Хочется свою голову включить, ошибиться, может быть, но свой путь пройти.

Понимаю perспективу долгостроя, ок. Но, может, лучше тогда поможете не отговаривать, а наоборот, направить, чтобы я в самом начале в самые грубые косяки не влетел?

Например, вот с двигателем - реально ли его вписать в концепцию или это та самая стоп-линия, где фантазию надо остановить?
 
Последнее редактирование:
Ну конечно, читал! )) Это же, можно сказать, настольная книга. Классика жанра. Если честно, я оттуда много чего и взял за основу - ту же схему высокоплана, простоту конструкции.

Но там, если помнишь, всё же довольно общие подходы. А мне вот именно по моему "Стрижу" детальнее хочется понять. У Кондратьева не найдёшь, какой редуктор ставить на движок от "Оки" и как потом с центровкой бороться. 😄

Так что теорию я вроде осилил, а вот с суровой практикой для моей конкретной концепции - тупик. Может, подскажешь что дельное по сути? Спасибо!
 
Последнее редактирование:
Ну 30хгса я выбрал потому что с ней работать привычнее, на работе остатки бывают. Понимаю что дюраль легче, но я по весу прикидывал - если трубы тонкостенные взять и грамотно раскроить, то разница не такая чтобы критичная. Плюс сталь прощает косяки новичка при сварке.

Или я ошибаюсь? Может там правда настолько все плохо с весом выйдет что проще с дюралем помучиться?
 
Там нюансы в обработке рамы из 30ХГСА после сварки.
Курите форум.
Посмотрите, из чего люди варят.
 
Справедливо. Про отжиг и деформации после сварки я в курсе, теорию читал. Прикидывал что потом правлять буду как получится, греть или в стапеле.
А есть конкретные темы на форуме, где народ с таким же стальным каркасом мучается? А то курить курить, а там 500 страниц про дюраль на каждом углу) Может, кто скинет парочку прямых ссылок, а то утону в поиске.
Просто если там все в один голос говорят что геморрой неоправданный, тогда может и правда на Д16Т смотреть. Но очень уж не хочется от своей идеи отказываться.
 
О, спасибо большое за ссылки! Очень выручил, реально. Буду теперь внимательно изучать, что да как.
Если появятся конкретные вопросы по ходу чтения - я тогда еще напишу в эту тему. На сегодня, наверное, все.
Всем спасибо за советы!
 
Где обитаете?

Приходите начало в местный клуб, научитесь летать.
По летайте на разных самолётах.. Сами.

Самое дешёвое, купить б/у самолётик.
Построить по чертежа это самое дорогое.

Придумать, разработать и построить и что бы это не табуретка с мотора была и брлие ли менее летала, это 5..7 лет вы к этому готов?
 
После того, как научитесь летать Постройте по чертежам такой вот самолёт.


И после Постройте такого, попробуйте проектировать свой...
 
· Схема: Классический высокоплан с подкосным крылом. Фюзеляж — сварная ферма из стальных труб (30ХГСА).
Если имеете этот материал и умеете с ним работать - хороший вариант.
· Крыло:
· Профиль — Р-IIIA (понравился по графикам, говорят, устойчивый).
Профиль проверенный, хороший, но P-II надёжнее. Разница в летных данных у построенного любительского самолёта будет незаметна. А P-II менее требователен к точности изготовления и под дождём, если не дай Бог попадёте, несущей способности не теряет.
· Размах — 7.5 метров.
Надо считать. Закладывать в проект лучше площадь и удлинение. А размах - какой получится.
· Материал — деревянный набор (сосна, ель), обшивка — фанера (3мм в носке, 1.5мм дальше) и полотно.
В наше время придётся самому стать специалистом по авиационной древесине. И по клеям для неё.
Некоторые смогли.
· Оперение: Классическое, свободнонесущее. Стабилизатор и киль из дерева.
· Шасси: Трехопорное, с носовой стойкой. Хочу сделать неубирающимся для простоты. Подумываю о стойках от списанного Ан-2 (они же вечные?), но не знаю, не перетяжелю ли я тем самым передок.
Стойки Ан-2 - ЖУТКО тяжелые для одноместного самолёта. Не вариант.

Если уж имеете и умеете 30ХГСА - то делайте из неё свои оригинальные стойки.
Будем завидовать по-белому. Не все могут себе позволить 30ХГСА сегодня. Увы.
· Силовая установка: Вот тут самый большой вопрос и головная боль.
· Вариант 1: Двигатель Rotax 912. Но это дорого, очень дорого для меня.
· Вариант 2: Автомобильный двигатель от "Оки" или что-то подобное малолитражное. Понимаю все риски с оборотами и охлаждением, но по цене хорошо подойдёт.
· Вариант 3: Искать б/у оппозит от мотоцикла (например, от BMW или "Днепр").
Самолёт одноместный для изредка летать вокруг аэродрома ради кайфа? Двухтактный ДВС подойдет. Из РМЗ можно выбрать.
 
Последнее редактирование:
Ну 30хгса я выбрал потому что с ней работать привычнее, на работе остатки бывают. Понимаю что дюраль легче, но я по весу прикидывал - если трубы тонкостенные взять и грамотно раскроить, то разница не такая чтобы критичная. Плюс сталь прощает косяки новичка при сварке.
Дюраль не варится. (Ну, если включить режим "душнила", - то варится, но через несколько часов по месту сварки превращается в порошок)
Есть алюминиевые сплавы, годные для сварки - 6061, АД31, 1915, 1925 и т.д. Но для шасси сталь проще и надёжнее.
 
Хочется свою голову включить, ошибиться, может быть, но свой путь пройти.
В нашем деле ошибка может стоить жизни. Или здоровья.

(Мои собранные из обломков позвонки радостно поддакивают) 🙂
 
...Задумал построить...
...учебно-тренировочный самолет...
...Экипаж: 1 человек (пилот)...
Тренировочный самолёт одноместный - это правильно.
Учебный самолёт одноместный - это очень не желательно.
Научитесь летать хотя бы на параплане. Потом попросите у знакомых погонять на парамоторе.
Потом уже и на одноместном самолёте должно получиться.
...максимально простой и дешевый...
...Фюзеляж — сварная ферма из стальных труб (30ХГСА)...
Деревянный проще и дешевле.
За основу можно взять и творчески переработать конструктив от Арго.
Здесь на форуме попадался высокоплан на базе фюзеляжа от Арго.
Вариант 1: Двигатель Rotax 912. Но это дорого, очень дорого для меня.
· Вариант 2: Автомобильный двигатель от "Оки"
Ваши варианты из разных вселенных 🤓
Ротакс дорогущий и мощность избыточна.
Ока тяжеленная и не надёжная.
Посмотрите на V-образные Briggs, Loncin, Lifan...
Как то поставил на Лифан 15л.с винт ростовский переставной 1.24м. на коленвал.без каких либо переделок движка. Выдал железных 48кг тяги...
Их "раздевают" на 10...11 кг. Правда уже без стартера.
Если полоса бетонная, то можно и без редуктора.
Удачи в строительстве!
 
Последнее редактирование:
Где обитаете?

Приходите начало в местный клуб, научитесь летать.
По летайте на разных самолётах.. Сами.

Самое дешёвое, купить б/у самолётик.
Построить по чертежа это самое дорогое.

Придумать, разработать и построить и что бы это не табуретка с мотора была и брлие ли менее летала, это 5..7 лет вы к этому готов?
О, ну я из Владимирской области, в профиле вроде писал 😄 Про клуб – это ты сто процентов прав. Надо будет во Владимире или в Иваново поискать авиаторов, по общаться, в живую посмотреть. Без этого никуда.
Насчет «купить б/у» – понимаю, что это самый разумный путь. Но тут ведь дело не только в результате. Сам процесс, эта «возня с железом» – это же и есть кайф! Пусть он дольше и дороже выйдет.
Ну а насчет 5-7 лет... Бро, я на заводе техником 10 лет работаю. Я привык, что ничего быстро не бывает. 😄 Если за 7 лет свою табуретку сделать, которая хоть как-то оторвется – я уже буду счастлив! Так что да, я в целом готов к долгострою. Главное – процесс.
 
После того, как научитесь летать Постройте по чертежам такой вот самолёт.


И после Постройте такого, попробуйте проектировать свой...
Спасибо за ссылку! Обязательно сохраню себе и изучу. Понимаю твою логику на все 100%. Сначала полетать, потом собрать проверенное, и только потом городить свое — это самый разумный и безопасный путь.
Но вот ведь незадача — мне азарт именно своего «велосипеда» не дает покоя. Хочется самому через все эти грабли пройти, даже если это глупо со стороны. J3 Kitten — отличный проект, я его в закладки точно положу как эталон. Очень вероятно, что когда я упрусь в стену со своим «Стрижом», я пойму твою правоту и перейду на него. Но пока есть запал — грех не попробовать. Спасибо, что скинул! Очень ценный совет.
 
Назад
Вверх