Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Тезисно:
Провели профилактику передних крылышек. Причина периодических падений сопротивления изоляции пока не ясна, продолжаем разбираться.

284512_900.jpg


284831_900.jpg
 
Приведенные выше ручки для шторок иллюминаторов собраны в два комплекта новых шторок. Пока не устанавливали:

285618_900.jpg
 
Из Жуковского пришел подарок в виде трех новых иллюминаторов от Ту-144, лежавших где-то в старых ЗИПах:

285889_900.jpg


На Монинском Ту-144 один иллюминатор в хвосте был варварски выбит вандалами и все эти годы он просто защит куском металла. Теперь наконец, можно будет его восстановить! Еще один хотим препарировать и полностью разобрать для изучения конструкции. Все иллюминаторы на 77106 практически потеряли прозрачность. Наружное стекло не выдерживает воздействия ультрафиолета. Возможно, в далекой перспективе можно будет по имеющемуся образцу заказать точные копии наружных стекол и заняться поочередной заменой, если это технически возможно. Третий иллюминатор можно будет выставлять на ДОД в витрине в составе тематической экспозиции.
 
Ну и наконец, нам выточили хитрые боновые каечки для крепления плафона красного АНО. Приклепали их как смогли взамен высверленных:

288706_900.jpg


Сам плафон установим в ближайшее время. Лампочку нашли, огонь работает.
 
Ну и наконец, собрали и установили в салон "люкс" столик, отреставрированный в матерских Московского театра "Сатирикон", за что им огромное спасибо!

287996_900.jpg


288064_900.jpg
 
12го июня на День России, в музее прошел очередной день открытых дверей.
День выдался погожий, так что посетителей собралось прилично. В середине дня была полностью забита не только музейная автостоянка, но и обе обочины по дороге в музей.
Как обычно было много семей с детьми,  в том числе, совсем маленькими, что не может не радовать!

289003_800.jpg


289443_800.jpg


289053_800.jpg
 
По нашим  просьбам, девушки взялись пришить липучки для подголовников пассажирских кресел. Начали с салона №2, где проводятся экскурсии на ДОД.
289966_900.jpg
 
Ну а мы за это время установили две вновь изготовленных солнцезащитных шторки на иллюминаторы третьего салона. Еще одну подготовили взамен рассыпавшейся в салон "люкс".
290478_900.jpg


290564_900.jpg


291026_900.jpg
 
Установили оставшиеся шторки. Больше отсутствующих не осталось, за исключением выбитого хвостового иллюминатора и аварийной двери.

Между тем, продолжается оживляж кабины:
[media]https://youtu.be/ES8AkxH1HVQ[/media]
 
Покрасили законцовки крыла оранжевой светоотражающей эмалью PPG.
298421_900.jpg


Собрали плафоны АНО на ВИКСИНТ. Все работает, хоть сейчас в полет!

juwfCelo2ho.jpg


3XzexRdi0Jk.jpg


Заново спаяли новый блок управления освещением кабины. После 37 лет темноты, заработала подсветка во всех режимах: день/ночь, плавная регулировка яркости.

297152_900.jpg
 
20 августа провели очередной ДОД. Ту-144 как обычно, стал одним из основных участников, а наша бригада постаралась продемгонстрировать его псетителям во всей красе.

299329_900.jpg


Как и ожидалось, большой популярностью пользовалось вывезенное из металлома в Жуковском кресло бортинженера. Посетители, ожидая в очереди, охотно фотографировались в нем, примеряли защитный шлем летчика-испытателя и слушая краткие пояснения волонтеров.

299827_900.jpg


Нам подарили рекламно-информационный стенд советских времен, посвященный Ту-144.
299533_900.jpg
 
В субботу нас посетил Герой России, заслуженный летчик-испытатель ОКБ П.ОСухого, С.Л.Богдан (Т-50, Су-35) в составе компании друзей.  Вот его памятное фото в кабине Ту-144:

301701_900.jpg


Будем надеяться, эта встреча  с таким заслуженным человекм, не будет последней. Контактной информацией мы обменялиь, постараемся наладить выгодные для музея связи.
 
Вторя субботняя встреча претендует на призовое место за всю историю нашей деятельности в музее.
Благодаря общим знакомым в ЖЛИиДБ фирмы А.Н.Туполева, нас посетил С.П.Авакимов. Этот человек в 1970е годы был ведущим инженером по испытаниям Ту-144 СССР-77106, а также целого ряда других машин этого типа. Принима непосредственное участие в организации пассажирских перевозок (напоминаем, в этом году 40-летие этого события) и про наш самолет знает буквально всё.

Сергей Петрович приехал не с пустами руками. Нам был преподнесен подлинник РЛЭ (руководство по летной эксплуатации) Ту-144 №04-1 (рег. СССР-77106), то есть, нашего конкретного самолета. Оно таки нашлось:

301916_900.jpg


enDi1UU2ZaQ.jpg


-bGNJzwfah8.jpg


Сергей Петрович осмотрел самолет и поведал много интересного, зачастую опровергая официальную историю. В частности, он сообщил:

1. Наш самолет был построен не в 1975г, как это приведено во всех официальных источниках, а в 1974г. Однако после перегонки в Жуковский самолет был разобран и переделан с учетом всех последних на тот момент доработок. Он получил новые усиленные по результатам Парижкской катастрофы консоли крыла. Новый киль и хвостовую часть с дополнительными балансировочными топливными баками, что в свою очередь, вызвало необходимость установки тех самых дополнительных баков в переднем багажнике. 10т добавили в хвосте и 10т потребовалось добавить для их уравновешивания впереди!

2. Наш самолет использовался не только для отработки второстепенных бортовых систем, как это написано в авторитетных публикациях. Именно на 77106 была выполнена основная сертификационная программа. Именно он первым в СССР получил сертификат летной годности по Временным Нормам Летной Годности Сверхзвуковых Самолетов. Очень хотелось бы найти его в архиве и сделать копию в рамочку!

3. В ЦМВВС наш самолет был перегнан не 29 февраля 1980г, как это везде написано, а 1 марта 1980г, т.к. в течение зимы его подготовить не успели. Согласно воспоминаниям С.П., в этот день зима как раз решила внезапно кончиться и укатанное летное поле в Монино начало развозить. Летчик-испытатель Воронченко сделал один пробный проход, на втором выпустил тормозной парашют еще в воздухе и совершил благополучную посадку на грунт. Однако, это была для него не первая такая посадка. Первый раз на грунт его посадили во время одного из технических рейсов в Алма-Ату, где ВПП до этого была удлинена и произошла путаница с огнями, экипаж сел с недолетом на грунт и лишь потом вкатился на бетон.

Также мы услышали еще очень много подробностей и нюансов испытаний и эксплуатации Ту-144 вообще и 77106 в частности. К сожалению, довелось Сергею Петровичу поучаствовать и в прекращении пассажирских перевозок на этом типе самолетов в 1978г. Именно он руководил подготовокой к очередному рейсу, и лично получил от А.А.Туполева указание сначала отложить, а потом и вовсе отменить вылет...
 
Нам прислали фотографии полетного листа, по которому Монинский Ту-144 перелетел в музей. Все-таки, это было 29 февраля. Вот этот исторический документ:

302650_900.jpg


302911_900.jpg


303344_900.jpg
 
Может и насовсем в тему , нельзя ли так же узнать историю казанского Ту-144.?
 
Если что-то попадется, выложим.

А в Монино установили муляжи цифровых индикаторов мгновенного расхода топлива, оригиналы которых уже вряд ли удастся найти.
303865_900.jpg


Корпуса напечатаны на 3D-принтере по размерам, снятым во время поездки в Ульяновск, стекла с надписями сделаны вручную из подручных материалов. В перспективе, после небольшой переделки возможно сделать подсветку какой-нибудь цифирьки на них.

304109_900.jpg
 
Молодежь организовали на расчистку панелей пола в третьем салоне. С прошлого года работа по подготовке к укладке ковролина у нас простаивала. В субботу ребята отмыли еще 5 панелей. Суммарно, примерно половина салона избавлена от налипших наростов гнилого поролона, который годами сыпался с кресел и втаптывался в пол.

304639_900.jpg


Сергей заканчивал окончательный монтаж проводки к светильникам в кабине.
304815_900.jpg
 
Мы люди темные, академиев не кончали 🙂 Нельзя ли поподробнее?
 
Ту-144 № 77106 в аэропорту Алма-Ата после выполнения первого рейса на трассе Аэрофлота 26.12.1975:

886867_f9f8e15c772256694394342406a90a40.jpg


886868_efba4012102683022b9d1816b075f6bc.jpg


Подготовка самолета к этому самому рейсу в ночь на 26.12.1975 в а/п Домодедово (бери больше, кидай дальше):

886869_2f4f69ecd5121147bc3e4dd95f74c310.jpg


Дйствующие лица предыдущей фотографии: техническая бригада и летный экипаж (А.Тарарухин, Е.Требунцов, В.Севанькаев, В.Воронин, С.Авакимов) у самолета 77106. Домодедово, 1976.
886870_dcfaea83590731b8872cdd53cb1e8ef9.jpg


Справа: а/п Алма-Ата. Загрузка 77106. В этот день здесь был еще один Ту-144 - №77144. Слева: 1) В салоне 77110 первый гражданский КВС Ту-144 Б.Ф.Кузнецов, ведущий инженер по испытаниям Ту-154 В.И.Виноградов (передний план); Штурман С.П.Храмов и вед. инженер С.П.Авакимов. 2) В переднем салоне 77106 в период полетов по трассам. Видна аппаратура, измеряющая уровень шума:

886871_bfc47effbf85cab62aed16f030289c80.jpg


Ну и конечно, посадка 77106 в Монино 29.02.1980 г:

886872_599d891497a2b23a0aba2c21f62ae532.jpg
 
Назад
Вверх