Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Ну а мы доделали дежурное освещение в первых двух салонах, как раз там, где ходят посетители.
IMG-20200909-WA0000.jpg

IMG-20200909-WA0001.jpg

Остается доделать основное по штатной схеме.
 
Субботник "порадовал" нововведениями. Теперь волонтеры должны получать в адиминстративном здании разовый пропуск, чтобы попасть на территорию. А вечером его сдавать, отмечая время убытия. Сторожам приказано досматривать личные вещи.

Пока не последовало прямого запрета, занялись силовой проводкой для возросших нужд Ту-144. В первую очередь, нужно подключить вентиляторы для проветривания страдаюшего от сырости салона. Из собранных ранее пожертвований, закупили 50м кабеля. Спасибо всем, кто помогает поддерживать экспонат!

418743_900.jpg


Никита на личном 3D-принтере изготовил специальные кронштейны для крепления вентиляторов к рельсам пассажирских кресел на полу хвостового салона.

419304_900.jpg


Получилось вот так:

419024_900.jpg


А также специальные клапана, предотвращаюшие перетекание воздуха в системе:

419535_900.jpg


Получилось замечательно!

К сожалению, штатные шины силового питания на борту Ту-144 порезаны в нескольких местах, да и возраст их уже не маленький. Если тщательное обследование позволит, их можно будет использовать лишь частично. Поэтому необходимо протянуть новые провода вдоль всего салона. Удобнее делать это между техотсеками под полом. Но фюзеляж разделен несколькими гермошпангоутами.
Ранее мы вскрывали панели пола по правому борту, но там не оказалось места для толстых гофр с кабелями. Пришлось закрывать все обратно, приклеивать ковролин на место и пытать счастья по левому борту.

419683_900.jpg


Там оказалось гораздо свободнее, и гермошпангоуты можно обойти!

420054_900.jpg


В слудуюший раз, если субботники будут продолжаться, надеемся проложить кабель!

В качестве отвлечения, в ангаре рассортировали целый ящик авиационных метизов, привезенных из Жуковского с Ту-144ЛЛ 77114, который сейчас установлен на постаменте. Характерный "Туполевский" ассортимент, попадаются даже титановые винты.
 
В минувшую субботу, как и планировалось, проложили новый кабель под полом пассажирского салона.

420327_900.jpg


Проложили два пустых гофрорукава с проволокой внутри, и один с кабелем. Если понадобится в будущем можно будет без вскрытия полов, протянуть дополнительные.

420440_900.jpg


В салоне занимались установкой динамиков для аудиотрансляции.
 
На этом музей снова закрылся на карантин. Во всяком случае, субботники проводить запретили.
 
Пока не проводятся регулярные субботники из-за коронавируса, с помощью сотрудников музея удалось несколько раз проветрить Ту-144. Есть надежда, что такой сырости как весной, внутри удастся избежать. Это совершенно необходимые мероприятия, которые должны выполняться при любых условиях!

422881_900.jpg


Кроме того, в ангар был отбуксирован трап, который стоял у самолета с лета!

423109_900.jpg


Ну а мы пока занимаемся домашними заготовками. В частности, по ранее сделанным чертежам, нам сварили из толстого алюминия кронштейны для установки вентиляторов в СКВ, о которых мы уже писали!

423382_900.jpg


А еще буквально на днях была закончена фрезеровка на ЧПУ лицевой панели очередного пульта управления в кабину.

423490_900.jpg


Это предпоследний из утраченных пультов управления навигационного комплекса, которые мы вынуждены заменять репликами.

423901_900.jpg


Как и ранее, реплика изготавливается максимально близко к оригиналу. Кнопки и лампочки будут настоящие, только без электроники внутри.

Ну и напоследок, наш коллега Александр из Питера раскопал целый пласт прижизненной истории Ту-144 77106, о которой будет отдельный пост. Оставайтесь с нами!
 
На минувшую субботу был назначен минисубботник для проветривания реставрируемых экспонатов. Всего 6 человек по предварительно согласованному списку. Однако, когда волонтеры приехали к воротам музея, охрана сообщила об указании руководства никого не пускать. Потраченные на дорогу деньги и время - за счет волонтеров. Такое вот отношение.
 
А начале 1970-х годов Ленинградский ФТИ имени А.Ф.Иоффе вел работы по исследованию спектров и состава космических лучей на границе атмосферы с целью поиска антивещества в космосе, точнее антипротонов. Для этой задачи создавалась аппаратура под названием магнитный спектрометр. Вес махины порядка 400 кг и высота около 2 м.. Все это поднималось на высоту 30...32 км высотным аэростатом, неслось по воле ветра и приземлялось на парашюте. Если падало не далее 1000 км, то ученые летели за аппаратурой на вертолете. Если уносило дальше, то ждали, когда поисковики найдут ее, доставят на ближайший аэродром и туда высылался транспортный самолет...

О подробностях темы, получившей название "Полюс" нашему Питерскому коллеге рассказал один из участников, и рассказ его неожиданно коснулся Ту-144 СССР-77106.

425315_900.jpg
 
В начале 70-х годов с неизбежностью стала надвигаться эра сверхзвуковых пассажирских самолетов. Надо было выяснить радиационную нагрузку на экипажи и пассажиров. На высотах 16...18 км никто ничего ранее не измерял. Партия и правительство бросило клич - кто сможет? Кроме Академии наук СССР никто "не поднял руку". Так и была утверждена программа "Полюс".Первые 2 экспедиции в 1974г являлись пристрелочными (высоты были не те). Результаты полетов на ТУ-134 оказались близки к 0. Выяснилось, что спектрометр на борту работет совсем не так как в лаборатории (точнее почти совсем не работает), хотя температура и давление комфортные. Эту особенность удалось устранить в последующих экспедициях, уже на Ил-62М 86656. А затем подключился Ту-144. И не какой-нибудь, а именно СССР-77106. На фото ниже коллектив Ленинградцев на фоне самолета на дальней стоянке в Домодедово:

424471_900.jpg
 
По воспоминаниям ученого, салон этого самолета имеет особенность, практически, не заметную на глаз. Расстояние между крепежными дорожками для кресел в полу между рядами у всех типов самолетов стандартное. Под этот размер в раме-основании спектрометра были просверлены отверстия. Но на ТУ-144 ближе к хвосту это расстояние плавно уменьшается. Возникли непредвиденные проблемы с креплением прибора, которые все же были успешно решены, чему служит доказательством следующее уникальное фото:

424732_900.jpg
 
На фото выше тот самый спектрометр в салоне будущего Монинского экспоната. Именно с его помощью были произведены измерения уровней радиации на будущих сверхзвуковых пассажирских трасссах, позволивших начать безопасные для людей полеты в 1977г!

425138_900.jpg


Теперь стали ясны причины царапин и повреждения панелей пола в этом месте🙂

В настоящее время, коллега Александр планирует записать видеоинтервью с ученым и сделать небольшой документальный фильм. Как только он появится, мы обязательно опубоикуем ссылку на ютуб-канале!

P.S. Все ранее не публиковавшееся фото 77106 взяты из личного альбома участника программы "Полюс"
 
С радостью сообщаем, что на прошлой неделе музей принял решение снять ограничения для посетителей на посещение ангаров, а для нас - на субботники!
19 декабря небольшую партию волонтеров допустили на территорию.

425687_900.jpg


Первым делом, Ту-144 был открыт для проветривания. Прибор показывал 92% влажности в салоне.

425860_900.jpg


Начата проверка сопротивления изоляции в восстановленной электрике. Это дело не быстрое.

426027_900.jpg

426474_900.jpg


В оставшееся время, в ангаре припарковали на место трап и накрыли его брезентом.
426652_900.jpg
 
Прибор показывал 92% влажности в салоне.
Ему бы кондиционер простейший внешний блок в колесную нишу и внутренний в салоне где угодно спрятать (хоть под сиденья) и на осушение включить на по стоянку... Но видимо руководство не даст
 
Мы там только по субботам, да и то на птичьих правах. В остальные дни включать, выключать и следить за ним, некому.
 
В субботу исполнилось 45 лет со дня первого "коммерческого" рейса, который Ту-144 77106 совершил в рамках эксплуатационных испытаний из аэропорта Домодедово в Алма-Ату.

Этот день мы отметили субботником на борту.
Чтобы поставить стремянку, пришлось довольно долго чистить снег после ночного снегопада.

IMG_20201226_120601.jpg

Основной задачей сейчас является проветривание самолета, так как внутри очень влажно.
Ну а пока борт проветривался, кое-что удалось сделать.
Установили правильный пульт управления радиостанцией "Баклан", подаренный нам одним из читателей:

IMG_20201226_132558.jpg


Пульт управления второй радиостанцией пока остается не оригинальный, более поздней модели.

В третьем салоне начали установку новых динамиков в индивидуальные пульты пассажиров. Для них ранее были изготовлены переходные пластины.

IMG_20201226_142639.jpg


IMG_20201226_142617.jpg

Ну и немного навели порядок на борту.

К сожалению, отношения с администрацией музея остаются сложными. Но мы верим, что их удастся урегулировать.
 
Когда я учился в техникуме, один из возможных маршрутов домой был с пересадкой на автобусной остановке АвтоВАЗ (в Алма-Ате) , которая находилась почти точно под взлетающими самолётами. И я несколько раз видел ТУ 144 на взлете.

И вот что точно помню- никакого восхищения небыло. Интерес был, а вот этого "Вау"- небыло. Обычный очередной шаг планомерного развития советской промышленности. Чему тут удивляться?

70-е годы были очень бурными в плане новинок. Новые модели автомобилей, бытовой техники, новые города, заводы- стали обычным явлением. Новая модель самолёта воспринималась как вполне закономерное развитие авиации. Точнее- ещо одна новая модель. Т.е. типа , а как это может быть по другому то? Всё , абсолютно всё вокруг меняется на глазах, значит и самолёты должны меняться. Были дозвуковые, теперь сверхзвуковые. Логично? Абсолютно! Тем более что своя промышленность вполне позволяла. Как кто то из советских министров сказал-"Мы сейчас можем изготовить всё что не противоречит законам физики"



"Партия сказала - надо. Комсомол ответил - Есть!" . и появился ТУ144.
 
Да, с тех пор прогресс сильно замедлился. И из общения с ветеранами фирмы Туполева чувствуется, насколько сильным был для них удар когда закрыли программу Ту-144.
Увы, откусили кусок, который не смогли прожевать. Слишком высокие требования, которые и сейчас наверное невозможно выполнить.
 
В субботу 16 января 2021г поступила печальная печальная новость.
Ушел из жизни Сергей Георгиевич Борисов - летчик-испытатель ОКБ им. А.Н.Туполева, участник программы Ту-144, отлетавший, в частности, значительную часть полетов на Ту-144ЛЛ СССР-77114 в 1999г.

Borisov_S_G.jpg
 
А в Монино состоялся первый субботник в новом году. Он совпал с очередным "небывалым" снегопадом и одновременным понижением температуры.

IMG_20210116_143309.jpg



IMG_20210116_143306.jpg



Вот таким встретил нас Ту-144 в наступившем году.
 
Назад
Вверх