Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Начали проектировать реплику очередного утраченного пульта управления в кабину. На этот раз взялись за ЦУНП (центральный указатель навигационных параметров из состава навигационного комплекса самолета), располагавшийся в правой части приборной доски второго пилота.

Таких пультов нет на уцелевших до наших дней Ту-144.  Удалось найти лишь одно неполное фото в книге ОКБ Туполева. Также мы имеем схематичное изображение в РЭ на самолет, и размер посадочных мест в приборной доске. Исходя из этого, получилась вот такая конструкция:

392969_900.jpg


393389_900.jpg


Лицевая панель уже отфрезерована из дюрали, как и в оригинале. В настоящее время она анодирована и ждет покраски:

398213_900.jpg


Кнопки будут настоящие. А остальное - муляжи, напечатанные на 3D- принтере.
 

Вложения

  • PGjzYo93Vu0.jpg
    PGjzYo93Vu0.jpg
    121,6 КБ · Просмотры: 261
Между тем, снаружи самолета, продолжалась установка ранее снятых для покраски деталей передней стойки шасси. Поставили практически все, осталось три пустых кронштейна для фар, которые случайно обнаружены на прижизненном фото.

394833_900.jpg


395915_900.jpg
 
После долгих поисков, на прошлой неделе нам наконец удалось приобрести бортовой магнитофон "Арфа-МБ", устанавливавшийся на самолеты 1970х годов, включая Ту-144. Предназначался он для трансляции музыкальных программ в пассажирский салон.

393629_900.jpg


В перспективе он должен заработать по прямому назначению. На штатном месте выглядит так:

393909_900.jpg


Чуть позже удалось приобрести и кассету:

397031_900.jpg


Есть надежда, что на ДОД в салоне будет играть музыка!
 
Доделали посдветку приборной доски бортинженера. Каждая приборная доска в самолете освещается сразу несколькими светильниками, в которых монтировалась целая гирлянда маленьких самолетных лампочек. Каждый светильник имел ночной красный и дневной белый режимы света с плавной регулировкой яркости. Включалось все через контакторы, плавкие предохранители и автоматы защиты сети. Плюс к тому, каждый прибор имел свою индивидуальную подсветку.

395050_900.jpg


А в первом и втором салонах начаты работы по восстановлению дежурного освещения 27В. Основное освещение осуществлялось линейными светильниками дневного света переменного тока 115/200В 400Гц, причем левый и правый борт питались от разных шин и могли включаться отдельно. Кроме того, в каждом светильнике имелся еще дежурный режим от маленькой лампочки на 27В, который тоже включался отдельно. Пока оживили светильник в переднем гардеробе:

395373_900.jpg


А также в небольшом коридоре перед кабиной экипажа, где теперь заработало штатное освещение на оригинальных лампах накаливания 27В.

394166_900.jpg


Кроме того, продолжали работы по восстановлению электропроводки к пультам-нумераторам пассажирских мест. Как сообщалось ранее, подсветка номеров и транспарантов на них уже работает. Теперь должны ожить собственно кнопки вызова бортпроводника. А на рабочем месте бортпроводников соответственно, должен звенеть звонок. Ближайшая и самая удобная для пробы, кнопка вызова проводника, находится... в переднем туалете! Ее первой и оживили, услышав долгожданный звуковой сигнал.
 
титанический труд, достойный всяческого уважения. На учебном аэродроме в Самаре (бывший КуАИ) есть Ту 144, оттуда донорством не занимались?
 
титанический труд, достойный всяческого уважения. На учебном аэродроме в Самаре (бывший КуАИ) есть Ту 144, оттуда донорством не занимались?
Совсем недавно мы как раз сообщали о некотором оживлении на борту Самарского Ту-144:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1408374309/405#405

Мы далеко от Самары, были там один раз в 2014 году, о чем также здесь сообщалось.
Разорять один эксплеат, чтобы укомплектовать другой, как-то не очень здорово. Да никто нам этого и не разрешил бы. Тем более, что и брать оттуда на 77106 особо нечего.
 
Заменили последние четыре сгнившие ручки на шторках иллюминаторов.

399775_900.jpg

На этом реставрация солнцезащитных шторок закончена. Все без исключения работают, все имеют хороший внешний вид, с новенькими блестящими ручками.
 
А в кабине восстановили СПУ (самолетное переговорное устройство). Теперь гарнитуры летчиков не просто антураж, они работают. Включаешь СПУ, настраиваешь громкость, нажимаешь кнопку на штурвале, и можно переговариваться! Очень эффектно!

400042_900.jpg
 
А в минувшую убботу на борту Монинского Ту-144 заиграла музыка!
Была закончена профилактик а раритетного бортового магнитофона "Арфа-МБ", который нам удалось добыть не так давно.  Перемотали кассету, проверили сохранившийся на борту оригинальный усилитель и местами восстановили обрубленную вандалами проводку.

400255_900.jpg


И вся система впервые после 45 лет молчания, заработала!
[media]https://youtu.be/TPCxTQ4ICDU[/media]

[media]https://youtu.be/zehxlGhjo40[/media]

[media]https://youtu.be/ttfvfmk4jNA[/media]

Если ничего не случится, то уже 9го мая на традиционный День открытых дверей, посетители смогут увидеть и услышать все это сами. Приезжайте, а лучше - прилетайте!
 
Это точно.
Красоту нельзя отнять у самолёта.
Слышал эту песню от автора. Он был у нас на аэродроме в гостях у нашего старшего аэродромного начальника, который, по случайности был его однокурсником.
Шарик, он маленький.

[media]https://www.youtube.com/watch?v=a7ExXiMkm1s[/media]
 
А в кабине восстановили СПУ (самолетное переговорное устройство). Теперь гарнитуры летчиков не просто антураж, они работают. Включаешь СПУ, настраиваешь громкость, нажимаешь кнопку на штурвале, и можно переговариваться! Очень эффектно!
А рация работает? Авиаэфир можно слушать? 🙂
 
Рация не работает по причине утраты таковой 🙁
Но мы мечтаем поставить хотя бы приемные блоки, это реально. На самолете стояли радиостанции "Ландыш-20" "Микрон-3А",  а на поздних машинах вместо Ландышей уже ставили "Баклан-20".

Если кто-то готов пожертвовать или продать за минимальные деньги, то мы с удоводьствием!
 
В субботу приступили к "оживлению" панели приборов бортинженера. Работы начаты с аппаратуры контроля и СОРЦ (сигнализация опасных режимов центральная) двигателей. Засняли на видео режим "Контроль ламп" перед запуском.

[media]https://youtu.be/FGMy_Evgkh4[/media]
 
Итак, 29 февраля исполнилось 40 лет, как Ту-144 77106 совершил последнюю посадку в Монино. По этому случаю, мы подготовили лекцию, на которой рассказали о ходе поддержания состояния самолета в наши дни, а также пригласили рассказать о его прижизненной эксплуатации бывшего ведущего инженера по испытаниям Ту-144, С.П.Авакимова и старшего техника Ту-144, бессменного хранителя двух таких самолетов в Жуковском, А.Н.Амелюшкина. Музей любезно предоставил зал, оборудование и разместил афиши мероприятия. На ресурсе РАЭА к сожалению, анонс дать не получилось, форум был на реконструкции.

402458_900.jpg


Присутствовали сотрудники музея, волонтеры и интересующиеся посетители музея. Набралось человек 60-80. Вместо запланированного часа, мероприятие продлилось часа два с половиной или три. Было много вопросов и очень интересных ответов.

402841_900.jpg


403035_900.jpg


403435_900.jpg


Фото взяты с нашего ресурса ВКонтакте, там же можно найти видеозаписи выступлений. Чуть позже выложим на дзене и других ресурсах.

Спасибо всем, кто участвовал.
 
Минувший субботник был уже будничным. В кабине занимались оживлением панели электросистемы самолета на приборной доске бортинженера. Оживляли вольтметры, показывающие, когда в сети появляется напряжение 27В, соответствующие АЗС и контрольные лампы.

403587_900.jpg


403717_900.jpg


404026_900.jpg
 
На прошедшем субботнике закончили макет Центрального указателя навигационных параметров (ЦУНП) - одного из утраченных пультов управлееия навигационным комплексом. О его создании мы уже писали ранее.
404475_900.jpg


Задняя крышка к сожалению не сохранилась. Макет установили на штатное место в приборной доске правого летчика.
404512_900.jpg


Одновременно в кабине продолжались работы по оживлению приборной доски бортинженера. Загорается все больше лампочек и цветных транспарантов.

А из далекой Риги получили посылку с очень ценными запчастями, о которых расскажем позже. Очень воодушевляет народная поддержка со всех уголков бывшего СССР, в котором и был построен наш уникальный лайнер.
 
Музей закрыт для посетителей из-за карантина. Но субботники пока ограниченно про водятся. Самолеты надо проветривать, без присмотра может усилиться вандализм.
21.03.20 в кабине продолжали разбираться с индикацией на приборной доске бортинженера. Новых фото пока нет.

Есть планы в перспективе музеефицировать один из техотсеков самолета, сделать стенку или панель пола из толстого оргстекла, провести подсветку (хотя штатные лампочки уже работают, но они довольно тусклые) и показать так сказать "кишки" самолета: стойки с радиоэлектронной аппаратурой, кабельные жгуты, трубопроводы, проводку управления и т.д.
Изучая то, что изначально стояло, например, в самых доступных для осмотра этажерках при входе в кабину экипажа, выяснилось, что значительная часть блоков до сих пор в ходу, их можно найти либо приобрести:

Авиоматический радиокомпас АРК-15
Радиосистема ближней навигации РСБН-2С
Доплеровский измеритель скорости сноса ДИСС-7
Магнитофон МС-61
Речевой информатор РИ-65Б
Блоки гироцентрали ГЦ-9Е
ЦВМ-10-ТС-44 или Орбита-10

Возможно, модификации будут чуть отличаться от оригинальных, но это лучше, чем пустота. Если вдруг у кого-то что-то из этого валяется, мы с удовольствием заберем или даже выкупим.
 
Вот и прошло 15 лет с первого субботника.Жаль, что отмечать приходится вне музея.
С 21 марта ЦМВВС для волонтеров закрыт. Закрыты и наши подопечные, включая Ту-144. Попытки уговорить руководство организовать проветривание бортов силами штатных сотрудников, либо одного-двух волонтеров, остаются безрезультатными. О круглогодичном проветривании музеем всех экспонатов по сквозному графику, и говорить не приходится. А ведь сырость наносит ущерб едва ли не больший, чем вандализм. Не говоря уже о рисках для оживляемой электроники, освещения и т.д. Сложно совместить это с планами платных экскурсий на борта, которые разрабатывает музейное руководство.

404996_900.jpg


Остается лишь продолжать ждать разрешения на продолжение работ. Снятие ограничений в Московской области уже началось.
 
В минувшую субботу состоялся первый полноценный субботник.

Первым делом, открыли все что можно для проветривания. Но погода стоит жаркая и влажная, движения воздуха почти нет. В салоне сыро, пахнет плесенью, прибор показывает 85% влажности. Под панелями облицовки все металлические поверхности покрыты конденсатом. То же касается и проводки. Электричество включать побоялись.

Вот что стало с головным убором, оставленном в салоне перед началом карантина:
405368_900.jpg


405536_900.jpg


В оставшееся время занялись откидным сидением инженера-испытателя в кабине. О нем рассказывалось ранее. Недавно получили из ателье сшитую на заказ обивку.

405894_900.jpg


Каркас уже имеется, а мягкость решили сделать сами.
406148_900.jpg


Вот что получилось.

406446_900.jpg


406581_900.jpg


Оставалось лишь смонтировать все на борту.

406854_900.jpg


407139_900.jpg


407296_900.jpg


Интересно, что согласно документации, все кресла членов экипажа должны иметь сидения в виде литых чаш под парашют. Но по факту они мягкие. Сергей Петрович Авакимов, летавший на 77106 на этом самом откидном сидении, подтвердил, что было оно мягким. Более того, была еще мягкая спинка, крепившаяся на липучках прямо к стене кабины.
 
Назад
Вверх