Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
На почти 20-градусном морозе с освежающим ветерком под падающим снегом, весь день мы провели с лопатами в руках.


IMG_20210116_124354.jpg



IMG_20210116_122912.jpg



IMG_20210116_155833.jpg



Как видно из фото, ближе к фюзеляжу сугробы почти достигли высоты человеческого роста. Будем надеяться, с неба выпало уже все, что должно было этой зимой.
Спасибо всем кто помогал и всем, кто поддерживает нас удаленно!
 
В субботу погода не сильно располагала к кропотливой работе на борту. В Московском регионе стоял мороз -17 с сильным ветром. Поэтому, добрых полдня пришлось потратить на расчистку смерзшихся сугробов и установку стремянки.
В оставшееся время проветрили экспонат, продолжили тщательную проверку электропроводки. По крайней мере, цепи освещения безопасны.


IMG_20210206_133725.jpg


Появившийся свет в третьем салоне позволил продолжить установку динамиков внутренней трансляции.


IMG_20210206_145924.jpg


Остается установить еще 10 штук, они уже закуплены.

Будем надеяться, работы на Ту-144 удастся продолжить в 2021г в привычном режиме
 
Минувший субботник снова был целиком посвящен расчистке снега.
430192_900.jpg


После очередных "небывалых" сненопадов пришлось разгребать такие сугробы, что попасть на борт мы уже не успели. Даже стремянки оказались засыпаны на высоту почти человеческого роста.

430453_900.jpg


Но реставрация продолжается. На неделе наконец уехали в покраску две последние панели-муляжи утраченных пультов управления навигационным комплексом в кабине.

Спасибо всем, кто помогает и поддерживает нашу работу!
 
В субботу продолжили копаться в электронике.
Для начала, начали собирать мощный выпрямитель для питания вентиляторов будущей СКВ.
430677_900.jpg


Все будет собрано в корпусе штатного релейного блока и установлено в техотсеке. Корпус взят с Ту-144 77114, который теперь стоит на постаменте как памятник. Электроника ему больше не понадобится.

Продолжили монтаж динамиков системы аудиотрансляции на борту. Остается поставить еще 8 штук в самом хвосте третьего салона.

В оставшееся время занялись вялотекущей работой по сборке пазла из раскуроченных вандалами электронных блоков, некогда собранных в огромную кучу на борту. Все оригинальное оборудование, которое было найдено разбитым в 2005-2006 году, постепенно собирается как мозаика. В основном, восстановить удается только корпуса электронных блоков, которые можно хотя бы установить на штатные места, постепенно наполняя выпотрошенные этажерки техотсеков и уменьшая количество хлама в салоне.

В предыдущий заход, был собран корпус блока электроники уникальной системы К-12-1 определения истинного курса самолета на земле. Система, включающая оригинальный гироскопический датчик истинного меридиана, применялась при начальной выставке гироинерциальной системы самолета перед полетом. В настоящее время, восстановлена в виде пустых корпусов, смонтированных на штатных местах.

В этот раз, объектом стал раскуроченный вандалами блок системы измерения отношения давлений в воздухозаборнике двигателя СИОД-3. Система была предназначена для измерения отношения давлений воздуха в канале воздухозаборника и выдачи сигналов на управление створками перепуска при полетах на М>1.25. На каждый двигатель приходился блок с несколькими реле отношения давлений, релейным датчиком давления и блоком преобразования. Корпуса приборов в основном вскрыты, содержимое выломано, обломки собраны из россыпи по техотсеку под полом салона.
430955_900.jpg


Собрав все детали в кучу, корпуса были аккуратно разобраны, отрихтованы, заново подогнаны на свои места и вновь собраны. Поскольку все это стоит в малодоступном для осмотра месте, оставшиеся после рихтовки дыры просто заклеили армированным скотчем серебристого цвета. При большом желании можно запаять, прошпаклевать и перекрасить. Но в данном случае это вряд ли кто-то оценит.

431581_900.jpg


Даже в минимальном объеме, провозились почти полдня.

431357_900.jpg


431831_900.jpg


Это наглядный ответ на часто задаваемый вопрос, может ли Ту-144 снова полететь.

432040_900.jpg


В результате, после установки на штатное место, получилось вот так:

432240_900.jpg


В следующий раз, заменим обрезанные трубки новыми дюритами. Хотя бы для вида.
 
Очередной мартовский субботник снова начался с расчистки выпавшего снега.

IMG_20210313_102249.jpg

Продолжили работы по монтажу выпрямительного устройства для мощных вентиляторов стстемы кондиционирования воздуха. Первый из двух вентиляторов наконец установлен на специально сваренную для него алюминиевую раму.


IMG-20210313-WA0002.jpg



IMG-20210313-WA0001.jpg


Пока возились с электрикой, случайно нашли один из блоков системы контроля двигателей среди ЗИП, вывезенных ранее с Ту-144Д, установленного на памятник. Немного другая модификация, но на штатную раму встал хорошо. Только ключи на разьеме пришлось повернуть.


IMG_20210313_135335.jpg


С миру по нитке, заполняем разграбленные этажерки электронного оборудования в техотсеках. Пусть даже для антуража.

Был шанс приобрести блок речевого информатора РИ-65Б, знаменитую "Риту", но продавец запросил слишком большую цену.

Напоследок, в третьем салоне установили еще несколько метров декоративных заглушек в рельсы, где стоят пассажирские кресла. Больше таких пока найти не удалось.


IMG_20210313_133340.jpg


Спасибо всем, кто следит и поддерживает нашу работу!
 
В субботу поактически встали на свои места в самолете, вентиляторы для оживления СКВ.

433815_900.jpg


От задней поддерживающей конструкции скорее всего можно будет отказаться, когда основной кронштейн будет привинчен к рельсам в полу. Рельсы служат для установки пассажирских кресел, но это самый хвост самолета, там кресел уже нет.
 
В субботу получили у коллеги Дмитрия покрашенные лицевые панели для макетов пультов навигационного комплекса. Примерили по месту перед окончательной сборкой.


IMG_20210327_102101.jpg



IMG_20210327_102129.jpg



К одному из пультов сохранился кожух и цифровой индикатор.

Остается прорисовать надписи и собрать начинку
 
окончательно смонтировали вентиляторы в хвосте третьего салона.

IMG_20210327_125046.jpg



Когда все заработает, два таких вентилятора будут нагнетать воздух в короба штатной СКВ самолета, равномерно обдувая салон из штатных сопел.
 
Не все наши специалисты могут приезжать каждую субботу. В этот раз ввиду сокращенного состава, по электрике работы переместились в кабину, где были оживлены еще несколько световых табло.

IMG_20210327_115548.jpg



IMG_20210327_115602.jpg
 
Продолжались работы по "инженерной археологии". Еще несколько разбитых электронных блоков были опознаны, собраны в виде останков и установлены на штатные места. Один из наиболее ярких примеров:

IMG_20210327_124143.jpg


После рихтовки получилось так:

IMG_20210327_151334.jpg



Внутри, к сожалению, все уничтожено.
В пепеднем техотсеке отрихтовали помятые вандалами амортизационные рамы в нескольких местах.

IMG_20210327_121558.jpg



IMG_20210327_151256.jpg


Кроме вмятин, там к сожалению, присутствует еще и коррозия. Вот где поле для малярных работ! Если удастся привести это место в презентабельный вид и укомплектовать электронными блоками, то это самый верный кандидат на осмотр для посетителей в силу доступности.

Причем, некоторые из "оригинальных" бортовых систем, размещавшихся там, до сих пор можно приобрести:

Автоматический радиокомпас АРК-15М
Радиолокатор "Гроза"
Доплеровский измеритель скорости сноса ДИСС-7
Речевой информатор РИ-65
Радиосистема ближней навигации РСБН-8
Цифровая вычислительная машина "Орбита-10".

Если кто-то в теме и готов помочь, мы будем признательны.
 
Напоследок решили осмотреть кресло из салона "люкс", которое много лет хранилось на борту в качестве ЗИП из-за сложности ремонта. У него была уничтожена обивка подлокотника, а сам подлокотник отломан с повреждением крепления. Мы решили осмотреть все это свежим взглядом. Для начала разобрали нужную часть:

IMG_20210327_155800.jpg



Взяли сохранившиеся куски облицовки для поиска аналога.

IMG_20210327_155754.jpg



Наметили технологию ремонта отломанного крепления. Будем пытаться восстановить кресло, ведь оно "родное".
 
Почти закончили два последних пульта на замену утраченным из состава навигационного комплекса.

Накануне после покраски черным полуматовым, залили белой краской все надписи, и в субботу приступили к сборке на борту.


IMG-20210403-WA0010.jpg


Все кнопки и лампы настоящие, если подать напряжение, то даже светятся.


IMG-20210403-WA0000.jpg


Не хватает только электронной начинки.

IMG-20210403-WA0006.jpg
 
От второго пульта, вандалы оставили электромеханический цифровой индикатор
IMG-20210403-WA0004.jpg


С его установкой пришлось повозиться. Второй пульт до конца собрать не успели.
IMG-20210403-WA0001.jpg


Лицевые панели собраны почти полностью. Это не пластик, не печать на самоклейке. Технология идентична оригиналам: фрезерованный алюминиевый сплав с отверстиями для арматуры, гальваническое покрытие, грунтовка, окраска, резьбовой крепеж. Единственный минус - выглядит все это слишком новым. Но ничего, с годами краска выгорит и придет в соостветствие.
 
Закончили прокладку силовых кабелей в хвостовую часть самолета. Ранее для этого вскрывали пол в первом и втором салоне. Дальше прошли уже в нижних отсеках, где располагается багажник, дополнительные топливные баки, этажерки с электроникой и т.д.

IMG_20210410_120334.jpg



IMG_20210410_120426.jpg


Протянули сразу несколько кабелей с запасом. Штатные шины электропитания порублены во многих местах и использовать их опасно.
 
Продолжили с поврежденным креслом "люкс". На неделе купили похожий дермантин, осталось найти ателье и пошить обивку подлокотника. Спасибо всем, кто не остается равнодушен и помогает нам пожертвованиями. Для желающих поддержать наш проект материально, реквизиты остались прежними:
Карта Сбер: 4276 3800 5026 5052
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066

На самом подлокотнике изготовили вырванный кронштейн, из-за которого кресло и простояло столько лет в запасе.

IMG_20210410_115828.jpg


Подлокотник цепляется за ответный кронштейн и фиксируется винтами.

IMG_20210410_115824.jpg
 
В третьем салоне установили последние динамики в пульты вызова бортпроводника над пассажирскими креслами.

IMG_20210410_152518.jpg


Ну и благодаря теплой погоде, впервые проверили механизацию в этом году.

IMG_20210410_151837.jpg
 
Один из наших коллег вновь оказал большую помощь со сваркой алюминиевых деталей в стационарных условиях.

На этот раз была восстановлена амортизационная рама одного из электронных блоков, который теперь можно поставить на штатное место в техотсеке. Ее повредили вандалы, выламывавшие уникальную аппаратуру в поисках цветмета.


IMG-20210417-WA0003.jpg


После сварки, раму и соответственно, весь блок, можно поставить на штатные амортизаторы.


IMG-20210417-WA0000.jpg
 
Потихоньку начали готовиться к ДОД 9 мая. Хотя точно пока неизвестно, будет ли он, и в каком формате.


441028_900.jpg


Тем не менее, в первом и втором салонах, проверили звуковую трансляцию. За зиму отказали три штатных динамика. Пришлось их заменить на новые.


IMG-20210418-WA0001.jpg


В оставшееся время занялись изучением уцелевших релейных коробок в переднем техотсеке.


IMG-20210418-WA0004.jpg


Проверили работу внешней звуковой трансляции музея. Точнее, той ее части, что находится рядом с Ту-144. В советское время по всему периметру музея висели уличные колонки, был вещательный центр с усилителем и необходимой аппаратурой. По праздникам играла музыка, делались обьявления. Возможно, когда-нибудь все это снова заработает.

1618979938653.gif
 
Назад
Вверх