Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Предстояло открутить несколько сотен титановых винтов 34-летней давности. 

Инженеры КБ Туполева титановыми винтами прикрутили алюминиевые пластины ?
На Ил-76 все монолитные панели клёпаны титановыми болт-заклёпками. Со временем в тропическом климате развивается чудовищная коррозия.
 
На Ту-144 температурный режим. Сверхзвук однако. Высокотемпературный алюминиевый сплав АК-4-1 с широким применением титана (элевоны, рули направления, фрагменты обшивки, тепловой экран двигателей). В полете фюзеляж удлинялся на 20см от нагрева. Думаю, титановый крепеж там применялся не с проста.
 
Офигеть. Такое крепление крыла впервые вижу. Интересно сколько же времени консоль надо было прикручивать и контрить и сколько там всего болтов ?
 
Тогда вы креплений крыла совсем не видели. Типовое крепление крыла для всех современных более-менее крупных самолетов. (Например: Су-27, "Суперджет" и др.)
 
Видел крепления только на легкомоторных. Там обычно ухо-вилка на лонжероне весь изгибающий момент передает. А под такое крепление это надо же силовую нервюру иметь причем очень значительных размеров. Неужели у суперджета так же сделано ?
 
Зато пустая консоль весит всего 5т 🙂 Для установки применяется специальная траверса и подъемный кран.

Возвращаясь к хронологии реставрационных работ, каждую зиму в Монино снежные авралы. Чем больше за зиму выпадает осадков, тем больше экспонатов опрокидываются на хвосты. В результате, у многих ЛА вмятины, повреждения, даже пробоины в соответствующих местах. Кадровые сотрудники особо на это внимания не обращают, а нам обидно. В результате, после каждого снегопада, волонтеры берут в руки лопаты независимо от пола и возраста...


Не является исключением и Ту-144. До подъема на подпорки, он имел весьма устойчивую тенденцию к опрокидыванию. Сейчас, центр тяжести сместился и такой опасности пока не наблюдалось. Тем не менее, крыло 40-летнего лайнера под полутораметровым слоем снега выглядит довольно грустно. Обычно, его очистка занимает 1-2 полных субботника в зависимости от численности команды. Иногда помогают даже рядовые посетители музея...


Крыло имеет общую площадь ~500м2. Наверху обычно гуляет неслабый ветер, а подходить к покатым кромкам опасно. Тем не менее, процесс идет весело.


43859_original.jpg


 
В целом, наши работы от времени года не зависят. Зимой продолжаем работать в салонах. Спонсоры подарили нам пару электрических обогревателей. В сильные морозы спасают плохо, приходится раскочегаривать "горыныч" - моторный подогреватель МП-70.

Запуск огнедышащего чудовища обычно сопровождается консилиумом по изучению инструкции🙂


Ну а когда морозы совсем допекают, продолжаем работать в ангаре и в теплой бытовке.
44090_original.jpg

44438_original.jpg
 
Нередкие гости в музее - телевизионщики и другие представители СМИ.
51041_original.jpg


Нередко в кадр попадаем и мы, чумазые "рестореры", но чаще снимаются просто сюжеты об авиации для "Новостей", или какие-то ролики.

http://www.m24.ru/videos/41991

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=_WrrjCDWg8Q

На съемки короткого сюжета обычно уходит половина субботника, что естественно, парализует все работы на это время.
51208_original.jpg




К сожалению, как и в случае с публикациями в журналах и газетах, материального эффекта от этого пиара, пока не наблюдается. Хуже того, очень часто, съемки проходят в будние дни, музей распоряжается своими экспонатами по своему усмотрению, в результате чего задним числом обнаруживаются пропажи, повреждения и дополнительный ущерб для самолетов...
 
помочь могу только советом, зато бесплатным. вам нужна снеголопата (снегоотбрасыватель электрический) типа вот такого http://www.youtube.com/watch?v=2EYcqO9Wkvs
пользуюсь таким за городом, очень легкий и мощный. любой человек, способный держать в руках пылесос с такой штукой очистит крылья от снега быстрее, чем 5-6 молодцов с лопатами обычными.
на видео снега нет совсем, я чистил сугробы по полметра - даже не потел.
покупал в магазине 220 вольт что то за 2800 рублей кажется.
http://www.220-volt.ru/catalog-67449/
 
Спасибо 🙂
У нас есть мотоблок со шнеком и даже маленький ручной снегоочиститель на гусеничном ходу. Но с полутораметровым сугробом спрессованного снега не справляются даже они 🙂
Зато с лопатой зимой не замерзнешь!
 
После многочисленных погромов начала конца 90х - начала 00х годов, огромная работа требуется даже для частичного ремонта порубленной мародерами электропроводки. Частично, приходится прокладывать новые современные кабели, т.к. родные слишком не надежны. Частично, восстанавливать отдельные сохранившиеся цепи.
52331_original.jpg


Приходится разбираться с контакторами и блоками релейной автоматики, на которые нет схем.
52178_original.jpg


56000_original.jpg


55644_original.jpg

Мало-помалу, отдельные лампы, огни, подсистемы, начинают оживать. Загораются светильники, табло, начинают жужжать вентиляторы, моторы.
55644_original.jpg


[media]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=b1rNKe3_U1M[/media]

Недавно, удалось реанимировать трофейный аэрофлотовский аккумулятор одной известной французской фирмы.
142068_900.jpg


Особенно сложно работать зимой, когда полдня тратится на откапывание проезда для стремянок, а в межсезонье еще полдня - на прогрев "Горыныча":
58722_original.jpg

59182_original.jpg

Тем не менее, никто не сдается, работы продолжаются!
 
По крупицам воссоздается и кабина. Устанавливаются редкие приборы, а иногда и блоки РЭА, которые кое-где размещались на самых видных местах:
62363_original.jpg

62797_original.jpg


До сих пор никак не удается добыть БСПК-2 - блок сравнения и пределов крена, стоявший прямо у сидения штурмана. Пока там пустота и обрезанный жгут. Возможно, однажды блок где-то промелькнет...
 
Отдельная проблема - помывка Ту-144.
На весь музей функционирует единственный источник воды - пожарная колонка в самом дальнем углу поля. До самолета приходится разматывать около 300 метров пожарных рукавов, которые стоят приличных денег, а живут крайне недолго.
66230_original.jpg

73574_original.jpg

Поливаем траву кубометрами воды. Ставим латки там и сям, но хватает их не надолго:
66775_original.jpg


Распределительные шланги к "Керхеру" (подарок частных спонсоров) тоже меняем каждый сезон из-за постоянных заломов и трещин.
67185_original.jpg

Сейчас стоит армированный шланг, но и он не сильно лучше.

Но это все ерунда. Главную проблему составляет бедственное состояние лакокрасочного покрытия. Самолет за 40 лет ни разу не перекрашивался (только синие полосы обновлялись). Местами уже виден голый металл, кое-где пошла коррозия. Там где краска еще сохранилась, она приобрела шершавую фактуру, куда отлично впитывается вся стекающая с атмосферными осадками грязь.
67941_original.jpg

68535_original.jpg

68687_original.jpg

69974_original.jpg

71537_original.jpg

71240_original.jpg




Результат помывок крупным планом. До:
70540_original.jpg

После:
70759_original.jpg


72843_original.jpg


К сожалению, хватает этого результата не надолго. Самолет надо красить пока он окончательно не сгнил. Вопрос, где взять на это средства?
 
Вы пробовали обращаться к производителям ЛКМ за помощью?
Просто интересно.
Мы официально обращались в PPG, без ответа. В AkzoNobel предоставить контакты руководства отказались, мы обращались по электронной почте, без ответа. Ульяновских "Спектр-Авиа" к нам привозили Туполя, пока без последствий. В Госдуму обращались с предложением организовать целевой грант в рамках патриотического воспитания - без ответа. В Аэрофлот и еще кое-куда обращались, без ответа. К губернатору Московской области обращались, без ответа.

По последнему адресу обратились ввиду того, что летом 2013 года наш проект стал лауреатом конкурса "Наше подмосковье".http://aviarestorer.ru/2014/04/17/диплом-премии-наше-подмосковье/

nashepod-620x300.jpg

Diplom.jpg


Премия составила ажцелых 25тыр 🙂 О том, куда они пошли рассказ впереди...
 
Для тех, у кого прошлое видео не проигрывается, вот прямая ссылка:
[media]http://www.youtube.com/watch?v=b1rNKe3_U1M[/media]
Совсем недавно удалось реанимировать работу люка переднего багажника (из кабины), что очень полезно при проветривании машины.
В свою очередь, необходимость проветривания вызвана большой сыростью, которая буквально убивает самолет изнутри. В межсезонье на всех внутренних поверхностях выпадает большое количество конденсата. Сырость ведет к коррозии, гниют кресла, облицовки, теплоизоляция и конечно, металл. Самолет не полностью герметичен - после прибытия в музей в фюзеляже были сделаны маленькие дыхательные клапана, так что какое-то движение воздуха внутри есть. Но этого мало. Да и климат в Подмосковье по сырости временами напоминает амазонию.

Для борьбы с сыростью на борту были придуманы и прогревы салонов "горынычем", описанные выше.
Кроме того, с 2011г мы начали начинять салон самолета силикагелем.

Некоторое количество нам тогда (о, чудо!) закупил музей.



Девочки взяли домашнее задание из старых простыней пошить для него небольшие мешочки, в которые мы вручную расфасовали гранулы.



Ну а их, в свою очередь, распределили по салону.


После двух сезонов силикагель напитал влагу и свои свойства потерял. Поскольку денег на замену не нашлось, пришлось сгружать его с борта, пересыпать и прокаливать на импровизированной жаровне. Речь шла о нескольких сотнях килограмм, так что процесс занял всю осень 2013г:
87095_original.jpg

89979_original.jpg


Какая-то часть при прокаливании, конечно, улетучилась, так что вопрос закупки дополнительных партий стоял ребром. Пришлось воспользоваться новомодным способом краудфандинга и объявить всеинтернетный сбор средств не только на сорбент, но и на закупку полноценных промышленных осушителей:
https://boomstarter.ru/projects/82295/restavratsiya_muzeynogo_samoleta?play=1

Проект оказался весьма успешным и с помощью неравнодушных людей со всей страны, удалось собрать 185тыр взамен на благотворительные экскурсии по борту.
98027_original.jpg

На эти деньги удалось купить еще 300кг силикагеля и две промышленных осушительных установки большой производительности.
data-osushitel-vozduha-dh-62-dh62-900x900.gif

104448_900.jpg

105151_900.jpg


Так, с 2013г, в периоды наиболее высокой влажности мы каждую субботу сушим воздух внутри салона машинным способом. Ну а между нашими появлениями в музее, уповаем на пассивную защиту в виде силикагеля. 150кг последнего все еще лежат в резерве, т.к. у нас кончились х/б мешочки. Со временем распределим и их...
 
В июле 2013го года мы организовали в музее первый семинар "Сохраним историю в небе". Семинар прошел в более чем исторической обстановке, в старинном ангаре №8 времен Чкалова, буквально под крылом "Ильи Муромца", где организовали экран с проектором и посадочные места для гостей:
73860_original.jpg


Гостей набралось около 50 человек, включая авиареставраторов, ветеранов и студентов МАИ. Гостям показали строящиеся (ныне уже сданные) выставочные помещения и новый музейный ангар:
354693_original.jpg


Затем перешли к докладам. Доклады делали, разумеется, мы - о реставрации силами волонтеров Ту-144 и М-17 "Стратосфера", ребята из Тушино сообщили о ходе работ над тамошним стояльцем Ил-14. Выступили представители руководства музея, заместитель мэра г.Жуковский (на тему нац.авиамузея), а также ветераны ОКБ Мясищева с интересными подробностями нынешнего музейного М-50.
75081_original.jpg

74200_original.jpg

74301_original.jpg

74603_original.jpg

74996_original.jpg

После семинара всем приглашенным была предоставлена возможность посетить отреставрированный М-17 и Ту-144. В общем-целом, семинар оставил положительные впечатления!
 
Накануне августовского ДОД, в день подготовки, на Ту-144 неожиданно забрел один из англоязычных менеджеров фирмы Боинг аж из самого Сиэтла. Человек оказался технически грамотным, исключительно приятным и оставил наилучшие впечатления. Чего не скажешь о переводчиках фирмы Боинг, точнее их практическому отсутствию.
77182_original.jpg


Примерно тогда же, наш самолет наконец получил для себя, нормальное заземление:
79878_original.jpg

Вбили трубы треугольником аж на 1.5 метра в землю, ну а контур взялся сварить один из ветеранов нашей организации с 2005г.

Одновременно, продолжалась рутинная, но необходимая работа по бетонированию пандуса для подъезда пассажирского трапа к самолету. Его начали делать еще в 2005 году, притащив два обломка бетонных плит.
V4UWzhu.jpg

Затем, по мере появления денег, бетонировали участок за участком.
112537_900.jpg

Тяжелая, кропотливая, а главное- дорогостоящая работа.
113892_900.jpg

114856_900.jpg

Закончить ее удалось лишь летом нынешнего 2013го года.
128881_900.jpg

Но мы это сделали. Теперь самолет сравнительно безопасен в плане постановки под ток от мачты 380В, трап не вязнет в грязи, а посетители не прыгают по мокрой траве. И стремянки стало подкатывать гораздо проще!
 
Ну а вот так самолет выглядит сегодня:
[media]http://youtu.be/TKnl6vcxo74[/media]

Как нетрудно видеть, вопрос с покраской стоит ребром 🙁
 
Назад
Вверх