Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Состоялся первый субботник 2022го года.
Полдня, как обычно, заняла снегоборьба.

470834_900.jpg


Оставшиеся часы посвятили ремонту кресла "люкс". В праздники удалось восстановить тормозившую процесс деталь.

471273_900.jpg


Слева на фото - образец, снятый с другого кресла.

471507_900.jpg


Это качалка, с помощью которой работает кнопка возврата спинки кресла в вертикальное положение. Монтируется в подлокотнике.

Сам подлокотник уже перетянут новым дермантином, но т.к. фактура немного отличается от оригинала, решили перетянуть оба подлокотника для симметрии.

471774_900.jpg


Закончить пока не успели. В собранном виде будет выглядеть так:

472004_900.jpg


За праздники также приобрели пластиковые лотки для хранения скопившихся на борту мелких запчастей и принадлежностей.

472279_900.jpg


По размерам, их можно разместить в тележках и стеллажах второй кухни. В ближайшее время наведем порядок в салоне.
 
В субботу традиционно начали с чистки снега.

473157_900.jpg


На улице, между тем, потеплело, и мы расфасовали еще два мешка силикагеля, который распредлелили по салону Ту-144.
472525_900.jpg


472738_900.jpg


472924_900.jpg



В оставшееся время продолжили сборку кресла "люкс".

473367_900.jpg


Один подлокотник все еще в работе, второй почти поставили,

473765_900.jpg


Крепление придется подгонять точнее, т.к кронштейн изначально был отломан и сделан нами заново из подручных материалов.

473864_900.jpg


В ближайшее время закончим.

Продолжается поиск способов изготовления специальных винтов для восстановления сгнивших замков капотов двигателей и других крупных люков. Все параметры не стандартные, разрабатывались специально для Ту-144.

474234_900.jpg


474402_900.jpg


Мы подготовили 3D-модели деталей, максимально их упростив. Но вытачивать все равно нужно только на ЧПУ и желательно, из нержавеющей стали. Если кто-то имеет возможность помочь, мы будем рады
 
снова полметра снега, снова набившая оскомину сцена:
474638_900.jpg


О приятном:

474951_900.jpg


Спустя 42 года, на передней стойке шасси вновь зажглись рулежные фары!

475283_900.jpg


Пока, впрочем, для их включения приходится выключать все остальное. Нужно перекоммутировать электропитание на борту.

Также удалось закончить долгострой с ремонтом утраченной титановой пластины между капотом и соплом второго двигателя!

475471_900.jpg


Спасибо Никите, который нашел нужный кусок фторопласта, выбрал в нем четверть на станке и сделал отверстия под заклепки с соответствующей зенковкой. В субботу мы их успешно расклепали впотай, и поставили новую пластину на место.

475660_900.jpg


Все они видимо, подгонялись вручную, каждая индивидуально. Зазоры везде разные, форма неправильная. У нас получилось близко с остальными.

476141_900.jpg


На борту продолжали ремонт кресла "люкс". Закончили с перетяжкой левого подлокотника.

476411_900.jpg


И поставили его на место.

476452_900.jpg


Правый подогнали, и тоже поставили на место.

476830_900.jpg


На 3D- принтере напечатали новые ручки для передней кухни, где оригинальные уже совсем сгнили.

476985_900.jpg


477432_900.jpg


477530_900.jpg


В следующий раз постараемся закончить с их заменой.

Напоминаем, что помочь поддержать Монинский Ту-144 может каждый. Запчастями, инструментом, закупкой оборудования, или просто финансово. Реквизиты следующие:
Карта Сбер: 4276 3800 5026 5052
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066
 
Субботники пока отменены музеем из-за ковида
 
Доступ для волонтеров в музей по прежнему запрещен.
 
Субботники пока отменены музеем из-за ковида
Доступ для волонтеров в музей по прежнему запрещен.

Странно...
В Москве и Питере уже даже в фитнесцентры без QR кодов начали пускать, а тут несколько человек(волонтёров) в музей на открытой площадке не пускают... Более чем странно 🤔
 
На улице отттепель, сыро, внутри сейчас настоящая баня, а конденсат скорее всего капает с потолка. И даже просто проветрить самолет нет возможности 🙁 И это только один из всей экспозиции
 
С сегодняшнего дня(3 Марта) в Москве снимаются ограничения на посещение публичных мест, включая музеи:
 
Сегодня прошел долгожданный субботник в ЦМВВС!
Самолет наконец проветрили и продолжили работы по плану.
Во-первых, закончили сборку кресла "люкс" после реставрации подлокотников.
477853_900.jpg


Кресло установили на штатное место. Своей очереди оно дожидалось с 2005-2006 года!

478206_900.jpg


Во-вторых, закончили фасовать новый силикагель.

478217_900.jpg


После подсчетов, получилось 430кг, разложенного сейчас на борту.

В-третьих, восстановлена и опробована штатная схема управления включением разъёма аэродромного питания ШРАП-500.

478517_900.jpg


В дальнейшем питание постоянным током "оживленных" систем самолёта будет осуществлено по штатным силовым цепям. Источником напряжения 27 В будет служить ВАКС на борту, либо штатные бортовые выпрямители ВУ-6, когда борт запитан от наземного источника переменного тока АЭМГ-60/30.


Теперь предстоит найти сам разьем аэродромного питания, что в наше время весьма не просто.

Кроме того, музею официально передана смежная территория, принадлежавшая некогда учебной авиабазе Монинской военно-воздушной академии. Очень важное и знаковое событие. Территория оборудована бетонированными стоянками, дорожками и ангаром бывшей ТЭЧ, хотя за годы пустования, все это конечно пришло в изрядное запустение.
 
В субботу собрали и смонтировали на станине источника питания ВАКС щиток включения самого ВАКС и трансформатора электровентиляторов, которые мы ранее установили в систему кондиционирования воздуха самолета.

478834_900.jpg


Пробросили цепь управления 27 В для включения ВАКС через контактор.

479189_900.jpg



О том, что такое ВАКС и как он попал на борт Ту-144: мы писали ранее .

Кому интересно, характеристики агрегата,
можно посмотреть здесь.
 
В субботу ухудшилась похолодало, порывистый ветер принес дождь со снегом.
Тем не менее, сделать удалось много.
На переднюю стойку шасси вернули заводской шильдик.

479234_900.jpg


После покраски он лежал в самолете в ожидании реставрации, но пока так и не ясно, как ее делать. Пусть повисит пока на своем месте.

Также, с передней стойки удалось отскоблить застарелый малярный скотч, который не сняли сразу после покраски. Место труднодоступное, пришлось потрудиться.

479577_900.jpg


В кабине экипажа доработали макет пульта, который поставили в прошлом году.

479808_900.jpg


От него сохранился родной кожух с шильдиком. После некоторых манипуляций напильником, его удалось присоединить к новодельной лицевой панели!

480050_900.jpg


480386_900.jpg


Ну, а наши электрики, продолжали подключать ВАКС в схему электропитания самолёта.

480521_900.jpg


В инженерном отсеке подготовили штатное место для установки УКВ-радиостанции. Вскоре она должна занять свое место и радовать посетителей на ДОД необычным аттракционом.
 
В субботу продолжали колдовать над подключением источника электропитания постоянного тока. Установили предохранитель на силовой плюсовой выход ВАКС. Завели питание 27В от ВАКСа в передний техотсек вместо лабораторникого источника тока, который использовался ранее. Ну и пропылесосили немного в вестибюле и первых салонах.

480868_900.jpg
 
В субботу привезли в музей и примерили на самолет, разьем наземного электропитания постоянного тока ШРАП-500. Накануне один из наших читателей аж из далекого Новосибирска, откликнулся на публикацию и передал его нам в дар!

481501_900.jpg


Рядом видна вилка разьема переменного тока ШРАП-400-3ф. Спасибо всем, кто нам помогает!!


Также вчера привезли УКВ радиостанцию "Ландыш-20", переданную ранее одним из читателей! Зимой Сергей в домашних условиях, заблокировал у нее передатчик, так что она сможет работать только на прием. Проверить ее, однако, в домашних условиях, возможности не было. Начали монтаж на борту.

481184_900.jpg


Проверили кабели, бортовую антенну самолета и ВЧ- фидер от нее. Все должно быть исправно.
Загвоздка вышла с пультом управления на приборной доске. К сожалению, модификация, которая стоит у нас (тоже подарок от читателя) очень похожа, но все же не та, и по контактам она не совместима. Нужен вот такой в количестве двух штук:

481703_900.jpg


Будем искать.

В оставшееся время, оклеили герметизирующей резинкой подтекаюшие задние аварийные двери.

481924_900.jpg


Часть дня потратили на ремонт стремянок. Наземное оборудование в музее приходит в негодность, нужен постоянный ремонт и уход
 
В субботу нашли нужный пульт управления УКВ-радиостанцией на другом экспонате. Пока одолжили на пробу и подключили "Ландыш".


Все заработало. Пульт мы одолжим на 9 мая, чтобы радио развлекало посетителей на день открытых дверей. Но разукомплектовывать одни экспонаты ради других, не вариант, поэтому мы продолжаем поиски. Если кто-то готов подарить или продать недорого, будем рады!

P.S. Оставшуюся часть дня посвятили эвакуации вещей из нашей волонтерский бытовки. Музей принял решение убрать ее с того места, где мы ее поставили в 2005г. В силу ветхости и отсутствию нормального фундамента, восстанавливать ее в другом месте уже нет смысла. Предоставленное взамен помещение пока пребывает в аварийном состоянии и требует капитального ремонта с подводкой отопления, электричества, установкой дверей и проч.
 
На прошлой неделе мы получили еще один подарок от Александра из далекого Новосибирска. Нам пришел разьем аэродромного питания ШРАП-400-3Ф! В отличие от предыдущего ШРАП-500, он служит для питания самолета переменным током с земли.

482191_900.jpg


В ближайшем будущем, через этот разьем мы подключим наш аэродромный мотор-генератор. Ура!

9го мая в музее состоится очередной ДОД. Мы уже начали подготовку к нему. В субботу в частности, выкатили из ангара трап и поставили его к самолету.

482485_900.jpg


Наш самодельный пандус из бетона, к сожалению, ветшает. И внешний вид и состояние его уже оставляют желать сильно лучшего.

На борту продолжали монтаж электрики. Источник питания 27В ВАКС теперь включается через УЗО.

Половину субботника потратили на общехозяйственные работы. В частности, занимались расстановкой и мелким ремонтом стремянок у ангара. В будние дни ими активно пользуются музейные работники, что к сожалению, не приносит ни порядка ни сохранности на хоздворе.
 
Девятого мая в музее прошел первый День открытых дверей без ковидных ограничений.

482583_900.jpg


Погода, к сожалению, оставляла желать лучшего. Но несмотря на холодный ветер и град, наша бригада отработала полностью, с утра и до вечера.

483051_900.jpg


Как обычно, не всем удалось попасть на борт из-за долгого ожидания в очереди.

483258_900.jpg


Ближайшая возможность посетить Ту-144 будет уже 21 мая, в рамках акции "ночь в музее". В вечернее время планируем открыть самолет для посетителей!
 
В субботу ЦМВВС участвовал в акции "ночь в музее". С 16:00 до 19:00 посетители имели возможность попасть на некоторые борта в том же режиме, что и в обычные ДОДы. Принимал желающих и Ту-144.

При подготовке к 9 мая на выходе нашего ВАКС произошел скачок напряжения из-за которого перегорели несколько лампочек и один усилитель бортовой аудиотрансляции. Так что до устранения причин и последствий, демонстрация "оживляжа" ограничена.

483735_900.jpg


А днём в субботу музей решил начать воплощать в жизнь давнее желание администрации пускать на борта за деньги по отдельным билетам. В этой связи, субботник для бригады волонтеров получился скомканным. К сожалению, речи о том, что вырученные средства пойдут на реставрацию самолёта, пока не ведётся.

Зато попутно удалось позаниматься ремонтом стремянок.

483353_900.jpg



Напоследок, очень приятная новость! Добрые люди, имеющие непосредственное отношение к ПАО "Туполев" вручную изготовили для нас оригинальные циферблаты для восстановления пульта загрузки и центровки в кабине экипажа.

483850_900.jpg


Это не современная печать на пластике, это настоящие металлические циферблаты. В следующих публикациях, мы подробнее расскажем об их назначении.
 
В субботу занялись наведением порядка после ДОД. Тем более, что на носу уже новый 12 июня.
За время работ на борту скапливается немало мелких запчастей, расходников, инструмента и проч. С годами эти залежи начинают мешать, а тратить ограниченное время на разборы, как правило, никто не хочет. Так что, разгрести хотя бы средний, не используемый вестибюль, весьма трудоемко.
Так, Никита с Олей взяли на себя сортировку многочисленных лампочек, предохранителей и мелкой арматуры.
484259_900.jpg


Общими усилиями, средний вестибюль и кухню удалось привести в божеский вид. Многочисленные артефакты разложили по ящичкам, баночкам, полочкам и убрали в кухонные шкафы.

Новичок Алексей отполировал пастой ГОИ подставку под модель Ту-144. Ее покрыли лаком, и чтобы сияла круглый год, не окисляясь. Фото приложим в следующий раз.

Половину дня вновь потратили на ремонт стремянок. В частности, удалось привести в порядок одну из очень удобных лесенок.

484457_900.jpg


Пользоваться ею уже можно, но кое-где еще нужно подварить.

Следующей необходимо ввести в строй вот такую:

484756_900.jpg


Между прочим, изначально она из комплекта наземного оборудования Ту-144. Несколько лет назад мы вывезли ее из ЖЛИиДБ Туполева. Ей нужно сварить отсутствующую лесенку. Размеры 600*2700мм. Если кто-то готов помочь, это будет весьма кстати!
 
В субботу сняли вот такую панораму музея с трапа Ту-144.




Сам трап, к сожалению, потребовал ремонта. Основной гидроцилиндр подъёма лестницы дал течь. Предстоит серьезный ремонт с демонтажом, разборкой ГЦ и поиском уплотнительных резинок на замену. Когда и чьими силами это делать, непонятно. Пока лестница застопорена в верхнем положении механическим фиксатором.

На борт привезли осциллограф и проверили качество электропитания от ВАКС.



Обнаружили скачки напряжения с 27 до 60В, что совершенно недопустимо и привело к перегоранию лампочек и усилителя. Теперь нужно делать какой-то фильтр, что тоже весьма трудоёмко.

В салоне продолжили наводить порядок. На этот раз разгребали хвостовой техотсек (он же багажник).

485173_900.jpg


Навели порядок, ненужные вещи убрали с борта.

485578_900.jpg


К сожалению, буйным цветом растет коррозия.

485682_900.jpg


485952_900.jpg


Это к вопросу о возможности полетов на музейных самолётах...
 
Назад
Вверх