Чтобы внести однозначность в дискуссию по температуре О.Ж., сообщу, что на исправном моторе, при нормально отрегулированной топливной системе, правильно подобранном пропеллере, соответствующих и поверенных указателе и датчике температуры О.Ж. и эффективной системе охлаждения, в горизонтальном полёте, стрелка указателя температуры (при +10 - +30 град.) редко отклоняется от значения температуры 70гр.С в большую сторону.
Это свидетельствует о исправности систем, правильной компановке и достаточности площади радиаторов.
Штатной компановки радиаторов на моторе (высокие радиаторы с кронштейнами в комплекте от "Ротакс") не всегда хватает для обеспечения эффективного охлаждения. На это влияет крейсерская скорость аппарата (дельталёт), расположение радиаторов в зоне затенения от пассажира (2-го пилота) или обтекателя.
Расположение радиаторов по вертикали симметрично относительно оси выходного вала редуктора (оси ВВ) приводит к снижению эффективности системы О.Ж. из-за недостаточной скорости воздушного потока в комлевой части пропеллера. Винт слабо подсасывает воздух в комле. Повысить эффективность можно размещая основную площадь радиатора дальше по радиусу от оси ВВ.
По моей оценке, превышение средней температуры О.Ж. на крейсерском режиме от указанного значения (70 град.С) на каждые 5 град.С, приводит к уменьшению назначенног ресурса, в основном, шатунных подшипников и ЦПГ примерно на 10%. Т.е, при средней температуре 80 град.С, получим снижение ресурса на 20%, при 85 град.С - 30%, при 90* град.С - 40 и+N%.
*(эксплуатация мотора на этой температуре в течении нескольких минут, без перегрева с разрушением, возможна только при достаточно изношенной поршневой с применением высокоэффективных смазок. Более длительная работа или регулярный нагрев до этой температуры приводят так же к прогрессирующему разрушению подшипников коленвала со стороны магнето.)
При этой оценке я не учитываю явление детонации от использования некачественного топлива, которое дополнительно, весьма существенно, сокращает ресурс мотора.
Очень часто, узреть цифру "90" на указателе температуры можно по иной причине. Возьмём датчик температуры от автомобиля "Опель" (он точ в точ как штатный из комплекта приборов "Ротакс", но с другой характеристикой), указатель температуры отавтомобиля УАЗ и в этой приборной паре реальная температура О.Ж. в 80 град.С будет соответствовать показанию прибора "90".
Такие комплекты стоят значительно дешевле чем оригинальные приборы, но показания шкалы имеют другие значения, хотя и "близкие" к штатным (с поправкой =\-).
Тюнинговые приборы (http://www.msr.ru/доп_приборы/указатели_температуры/2737_swl/), идущие в комплекте (указатель плюс датчик) достаточно дёшевы, но требуют тарировки, поскольку настроены на среднюю температуру 90 -100 град и собственно её показывают достаточно точно. Температурные значения в других диапазонах сильно искажаются. Так, на некоторых приобретённых в автомагазине "тюнинговых" приборах, при показании "40" град реальная температура соответствует 60 град, при "60" - 75 град, при "80" - 90 град , а при "90" - 95 град. соответственно.
В принципе корректировка и тарировка на показание реальной температуры 80 град. достаточно проста, а соответствующую минимальную температуру полного газа (взлётного режима) можно отметить и запомнить.