В зимней эксплуатации при температуре -10...-20 столкнулся с экзотическим отказом движка (R582 с раздельной системой смазки и глушителем на всасе, установлен на дельте), а именно: двигатель устойчиво работал на холостом ходу и оборотах до примерно 2500 1/мин, при добавлении газа глох, при опускании дросселей на выбеге запускался снова, при качании праймером на обороты выходил кратковременно.
Экзотическим это явление назвал потому, что за 25 лет эксплуатации слашных движков (с 1987 г.: R503 – 2 шт., РМЗ-640 — 2 шт., начинал с моторчика собстной конструксии) я с ним не сталкивался, не сталкивались и мои коллеги, которых опросил. Нечто подобное случилось в прошлом веке с бурашкой, когда в мембранный карб попала вода (летом после дождя). Чаще движки страдают недержанием холостого хода, т. к. его жиклёры тонкие и быстрее засоряются.
Первый раз случилось в полёте прошлой зимой: при заходе на посадку движок с холостого хода на обороты не вышел (обошлось без членовредительства). Визуальный осмотр карбов изнутри ничего не выявил, на следующий лётный день и в дальнейшем движок работал как ни в чём ни бывало. Второй раз случилось нынешней зимой, в начале очередного лётного дня, с первого запуска, раскочегарить так и не удалось.
Начался детектив. Мысль о том, что собака порылась в главной дозирующей системе карбов, пришла сразу. С понталыку сбило то, что сетки фильтров и главные жиклёры были девственно чисты, иглы ходили нормально. Товарищ бросил версию (показавшуюся убедительной) о замерзании и недостаточной производительности топливного насоса. Вскрытие крайнего выявило наличие слоя инея толщиной менее 1 мм на нижней мембране со стороны топлива, но его очистка и просушка на работу двигателя не повлияло никак (аппарат хранится в неотапливаемом помещении). Разобрав карбы заметил, что верхние части дозирующих систем (жиклёры игл) примёрзли и свободно не выпадают. Когда отогрел их дома, оттуда вытекло по одной маленькой капле водички. До момента запуска (успешного) не верил, что именно эти две капли убили 64 лошади, но оказалось, что это именно так!
Наиболее вероятной предпосылкой данного безобразия считаю то, что обрадовавшись раздельной системе смазки и возомнив себя белым человеком, повадился вальяжно заливать бензин на заправке прямо в бак дельта. Похоже, зимой этот номер с BINGом не прокатывает. Решил в дальнейшем лить в канистры, отстаивать на морозе и цедить через тонкую сетку. Если не поможет, придётся сочинять подогрев воздуха на входе в карбы. Пока запасся изопропиловым спиртом для растворения льда, ещё переделаю крепёж входного глушителя, чтобы его можно было легко сдёрнуть без ключей.
Также не могу отделаться от подозрения (не подкреплённого логическими доводами), что именно входной глушак шутит не смешную шутку (типа: способствует конденсации влаги в диффузоре). Физика процесса отказа мне до конца не понятна: то ли воздушный канал главной дозирующей системы перемёрз, то ли жиклёр иглы. Сейчас сожалею, что не заглянул в диффузоры маленьким зеркальцем.
Решил отписать сюда, чтобы предостеречь коллег от повторения пройденного. Также прошу откликнуться тех, кто сталкивался с подобной бедой и рассказать, как с ней боролись и как победили.