Дааа... Работал там как раз в это время. Задел по крыльям и фюзеляжам (немного в стапелях) оставался ещё пару-тройку лет назад, но сейчас уже цех пуст, как и всё бывшее моё предприятие 🙁А в постперестроечную эпоху на ПЦ РСК "МИГ", с потенциалом 200 МИГ-29/год, наклепали аж 450 Авиатик, хотя, их суммарная цена была ниже одного МИГа - так, что, есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни.
Ну да ладно о грустном. Вы пишете "- Ваше предположение относительно целесообразности серийного производства сравнительно малого самолета (не по заказу МО) на авиагигантах, по меньшей мере, спорно - включив в себестоимость привычные для них, накладные расходы, неизбежно придем к коллизии, когда цена совершенно неподъемна для потребителей....".
Дело в том, что постройка с нуля нового цеха на КНААЗе, хоть и под соусом независимого как бы предприятия, не выглядит уходом от того же принципа переноса сумасшедших накладных расходов по проекту на конечную продукцию. НИОКР по самой конструкции (поимо зарплат самих конструкторов), НИОКР по ВК-800, реконструкция производств на УЗГА (была ли?), строительство цеха на КНААЗе - это всё позволяет обосновать миллиардные государственные инвестиции, а затем сделать невинные глаза и заявить - машина будет стоить от 455 млн. руб.:
"Первую поставку «Байкалов» предполагалось осуществить в 2025 году. При заказе самолета в 2019 году Минпромторг указывал, что цена должна быть не выше 120 млн руб. Однако в год первой поставки она составила 455 млн руб., что втрое превышает базовую стоимость....В письме Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потенциальным эксплуатантам борта также говорилось, что стоимость самолета будет повышаться каждый год примерно на 4% и к 2032 году составит 587 млн руб."
Естественно, машина на 9 -12 пассажиров за такую цену коммерческим эксплуатантам не нужна. Даже если будет дотация по лизингу нашим "Авроре" или "Хабаровским авиалиниям" - всё равно непонятно сколько будут стоить эти дотированные авиабилеты или насколько долго сможет государство поддерживать низкую стоимость на такие перевозки.
Я придерживаюсь мнения, что такие или меньшие проекты должны реализовываться небольшими частными коллективами (на этом форуме много представителей таких коллективов), производство вполне потянут существующие предприятия типа АРЗ (мы предлагали в Хабаровске, например, но молчание...). Вопрос только в том, что от устоявшейся реальности что большие инвестпроекты с господдержкой это хорошая кормушка прежде всего, а остальное пустяки - никто пока не решается отойти...