Thread moderators: Malish
Электромагнитная совместимость вообще штука интересная. На одном из наших истребителей около 20-ти лет назад был случай: завод собирал новую модификацию, и обнаружилось, что при включении на передачу КВ-радиостанции, на несколько сот килограммов прыгают показания индикатора уровня топлива. В поиске причины облазили весь самолёт. В итоге оказалось, что разработчик системы измерения уровня топлива в её новой модификации изменил частоту, на которой она работала, а один из трубопроводов топливной системы проходил рядом с антенной КВ станции, и она фонила в топливный бак на систему измерения уровня топлива этой самой частотой, и давала такой эффект.
Так что экранировать источники помех нужно.

Знать-бы откуда он. На других самолётах такого не наблюдалось, хотя системы двигателя(насосы, генератор и система зажигания) идентичны с нашими. Всё наверно
связанно с местом расположения антенны.
Может тупо экранипюровать ВЕСЬ мотоотсек? Чтоб не заморачиваться персонально проводами, генератором и пр.
Имху

ЗЫ. А антенну вообще вынести на носовой обтекатель, горизонтально, типа ПВД. 😉
ЗЗЫ. Или под обтекатель носовой. Радиоарозрачный.

Горизонтально нельзя, эта антенна должна стоять вертикально(насколько я знаю). Так-что место расположения антенны пока остаётся под ногами переднего пилота - наиболее удалённое от моторов, насосов и другого электрического оборудования. В понедельник-вторник проверим насколько место выбрано удачно.
 
Знать-бы откуда он. На других самолётах такого не наблюдалось, хотя системы двигателя(насосы, генератор и система зажигания) идентичны с нашими. Всё наверно
связанно с местом расположения антенны.


Горизонтально нельзя, эта антенна должна стоять вертикально(насколько я знаю). Так-что место расположения антенны пока остаётся под ногами переднего пилота - наиболее удалённое от моторов, насосов и другого электрического оборудования. В понедельник-вторник проверим насколько место выбрано удачно.
Угу, видимо вертикальная поляризация у антенны. 🤔
 
Ну, тогда, если установка внутри корпуса вертикльно на таранной переборке не подходит может действительно мототсек оклеить фольгой изнутри? Или вынести антенну вообще на "копчик", фактически за ВО, добавиться один рпзьем на кабеле(для снятия отькмной части корпуса)
 
Такие антенны очень распространены в малой авиации в мире. И как правило, они всегда ставятся подальше от двигателя... Это мы решили "сломать" это правило ради изящности, вот и "заработали" себе проблемы...

All_1.jpeg

Ta14118039_g.jpg


P3180811.JPG
P3180810.JPG
P8131971.JPG
 
Ну, тогда, если установка внутри корпуса вертикльно на таранной переборке не подходит может действительно мототсек оклеить фольгой изнутри? Или вынести антенну вообще на "копчик", фактически за ВО, добавиться один рпзьем на кабеле(для снятия отькмной части корпуса)

Попробуем сначала там где решили(кабель будет коротким) и нет особо ничего электро-движущего рядом, но если не поможет, тогда может и в хвост...
 
Под нос, впереди носовой стойки шасси. У больших истрибителей в носу тоже всяких антенок и пвд торчит.

О, либо сразу за стойкой.
 
Под нос, впереди носовой стойки шасси. У больших истрибителей в носу тоже всяких антенок и пвд торчит.

О, либо сразу за стойкой.
Лучше перед,камней и мусора из под колеса лететь будет меньше. Хотя уязвимость вырастет в разы. (((
Имху
 
Попробуем сначала там где решили(кабель будет коротким) и нет особо ничего электро-движущего рядом, но если не поможет, тогда может и в хвост...
А может все таки попробовать сначала хотябы сьемную крышку мотоотсека оклеить фольгой? Для теств взять фольгу доя запекания (ту, что в рулонах, из магазина) и на квадратики двустороннего скотча прилепить и потестить. Может и переносить ничеготне придется. Не?
 
А может все таки попробовать сначала хотябы сьемную крышку мотоотсека оклеить фольгой? Для теств взять фольгу доя запекания (ту, что в рулонах, из магазина) и на квадратики двустороннего скотча прилепить и потестить. Может и переносить ничеготне придется. Не?

Убедившись на опыте, что антенну ставить близко к мотору нельзя - решили переносить. Только куда?
Под нос, впереди носовой стойки шасси. У больших истрибителей в носу тоже всяких антенок и пвд торчит.

О, либо сразу за стойкой.
Лучше перед,камней и мусора из под колеса лететь будет меньше. Хотя уязвимость вырастет в разы. (((
Имху

Решили установить сразу за створками передней стойки(почти). Почему, уже написал выше. Посмотрим что из этого выйдет, но у меня такое чувство, что с этим проблема решится. В самом носовом обтекателе разместить её не возможно - там почти всё место занимают створки шасси, а в самом конце(начале конуса) стоит ПВД, да и смотреться она там будет "позорно" - как-то не по месту.
 
Вообще у вас пластиковый самолёт, и самым логичным способом размещения антенны было бы сплятать её (их, если две) в передней кромке киля. Я знаю такое решение часто применяется на рутановких пластиковых самолётах.
 
Вообще у вас пластиковый самолёт, и самым логичным способом размещения антенны было бы сплятать её (их, если две) в передней кромке киля. Я знаю такое решение часто применяется на рутановких пластиковых самолётах.

Не сделали сразу, а теперь как, обшивку вскрывать? А так конечно, при сборке их можно было вклеить без проблем:
 
Я не знаю конструкцию вашего самолёта, возможно есть способ засверлиться. В любом случае при тиражировании такой вариант надо рассмотреть. Тем более что это не увеличивает сопротивление.
 
А эту антенну я что-то раньше не видел(а может не заметил), её можно не только в хвосте расположить, но и в законцовке крыла.

Advanced Aircraft Electronics High Gain Antenna VHF-5 | Aircraft Spruce
11-04261.jpg

Advanced Aircraft Electronics High Gain Antenna VHF-5 | Aircraft Spruce
The 5T is configured to allow the coax cable to be routed flat along the mounting surface of the airframe. This antenna model would be appropriate for a composite aircraft where the antenna would be mounted in the fuselage or fin and the coax would be close to the skin and be attached periodically for strain relief. In either case, the antenna can be used as a retrofit on in service aircraft or in new installations. The 5I series has the BNC connection positioned so that the coax cable would route out and away from the antenna mounting surface. This configuration is offered for antenna installations such as wing tips of fabric aircraft. If the antenna is mounted on the inside of the tip, the coax route is directly inward toward the wing root and the BNC connection is located near the spar to provide support for the cable. Both antennas are identical in their electrical performance.
 
Я не знаю конструкцию вашего самолёта, возможно есть способ засверлиться. В любом случае при тиражировании такой вариант надо рассмотреть. Тем более что это не увеличивает сопротивление.

В основном те антенны приформовываются к внутренней части обшивки и занимают большую площадь, так-что сейчас их установить в киль будет просто невозможно, а вот при новом строительстве самолёта, только их и надо ставить...
 
Антенну на киле можно организовать приклеив полоску нержавейки или сбоку или отформованную по носку профиля хоть на жвачку или кому что нравится.
На "железных" самолетах антенну УКВ устанавливают посредине фюзеляжа и крыльев для обеспечения наиболее равномерной диаграммы направленности излучения. Фюзеляж и крылья являются довольно массивными противовесами. Если, например, взять один фюзеляж как противовес, то мощность излучения в направлении носа и кормы практически равна нулю. Строго по курсу и в хвост вас никто не будет слышать. Противовес антенны не обязательно должен быть в виде шайбы или лучей в стороны. Можно использовать такую-же антенну (обрезок проволоки аналогичной длины) направленную вниз и подсоединённую к "земле" антенного кабеля.
Но вообще антенна посреди фюзеляжа это самое мерзкое решение с точки зрения чехления самолета.

Из собственных мытарств по организации разборчивой речи и устойчивой радиосвязи.

Разборчивость речи при повышенном внешнем шуме связана с восприимчивостью человеческого уха к разным частотам звуковых колебаний. Обычно это проявляется как - слышно что тебе что-то говорят, но непонятно чего. С увеличением уровня шума это явление прогрессирует. Для устранения этого явления усилители для наушников делают с переменным коэффициентом усиления. Из экспериментов получено, что необходимо усиливать звук на частоте 1300...1700 Гц ориентировочно в 4...5 раз по сравнению с другими частотами. Подбор правильного авиационного ИНТЕРКОМА возможно решит проблему. Применение наушников с электретными микрофонами тоже хорошо помогает. Ну и поролон на микрофоне.

Электрические помехи.
Бегание с антенной на длинном проводе вокруг самолета в поиске лучшего места обычно помогало мало.
Лучшим способом борьбы с электрическими помехами оказалось устранение их в зародыше.
По системе зажигания. Свечи должны быть со встроенными гасящими резисторами. Если нет, то свечные провода с высоким сопротивлением. Проверка тракта к свече на отсутствие зазоров или плохого контакта тоже иногда неожиданно помогает. Об экранировании системы зажигания пока молчим.
Сетевые фильтры в авиационном электричестве тоже придумали не зря. Сильно фонят некоторые электронные регуляторы напряжения.
Отдельная большая тема - правильная организация заземления. Тут необходимо углубиться в умные книжки и делать как там говорят. Например, в старых автомобилях с обычной батарейной системой зажигания двигатель с корпусом соединялся в одном месте. На инжекторном движке я насчитывал несколько.
Вообще желательно сводить все минусовые провода от критических устройств и агрегатов на одну большую клемму.
 
Антенну на киле можно организовать приклеив полоску нержавейки или сбоку или отформованную по носку профиля хоть на жвачку или кому что нравится.
На "железных" самолетах антенну УКВ устанавливают посредине фюзеляжа и крыльев для обеспечения наиболее равномерной диаграммы направленности излучения. Фюзеляж и крылья являются довольно массивными противовесами. Если, например, взять один фюзеляж как противовес, то мощность излучения в направлении носа и кормы практически равна нулю. Строго по курсу и в хвост вас никто не будет слышать. Противовес антенны не обязательно должен быть в виде шайбы или лучей в стороны. Можно использовать такую-же антенну (обрезок проволоки аналогичной длины) направленную вниз и подсоединённую к "земле" антенного кабеля.
Но вообще антенна посреди фюзеляжа это самое мерзкое решение с точки зрения чехления самолета.

Из собственных мытарств по организации разборчивой речи и устойчивой радиосвязи.

Разборчивость речи при повышенном внешнем шуме связана с восприимчивостью человеческого уха к разным частотам звуковых колебаний. Обычно это проявляется как - слышно что тебе что-то говорят, но непонятно чего. С увеличением уровня шума это явление прогрессирует. Для устранения этого явления усилители для наушников делают с переменным коэффициентом усиления. Из экспериментов получено, что необходимо усиливать звук на частоте 1300...1700 Гц ориентировочно в 4...5 раз по сравнению с другими частотами. Подбор правильного авиационного ИНТЕРКОМА возможно решит проблему. Применение наушников с электретными микрофонами тоже хорошо помогает. Ну и поролон на микрофоне.

Электрические помехи.
Бегание с антенной на длинном проводе вокруг самолета в поиске лучшего места обычно помогало мало.
Лучшим способом борьбы с электрическими помехами оказалось устранение их в зародыше.
По системе зажигания. Свечи должны быть со встроенными гасящими резисторами. Если нет, то свечные провода с высоким сопротивлением. Проверка тракта к свече на отсутствие зазоров или плохого контакта тоже иногда неожиданно помогает. Об экранировании системы зажигания пока молчим.
Сетевые фильтры в авиационном электричестве тоже придумали не зря. Сильно фонят некоторые электронные регуляторы напряжения.
Отдельная большая тема - правильная организация заземления. Тут необходимо углубиться в умные книжки и делать как там говорят. Например, в старых автомобилях с обычной батарейной системой зажигания двигатель с корпусом соединялся в одном месте. На инжекторном движке я насчитывал несколько.
Вообще желательно сводить все минусовые провода от критических устройств и агрегатов на одну большую клемму.

У нас проблема только в трансляции, только нас слышно с помехами. Интерком работает нормально, никаких помех и "себя" слышно без помех. Трансляции "других" тоже проходят без помех - мы слышим всех хорошо. Нас слышат тоже хорошо(по мощности) но с сильными помехами. На этом видео это хорошо
слышно на ручной радиостанции:
 
И ещё одно видео с примером плохой связи(смотреть с 12 минуты):
 
Что-то похожее встречалось.
На дорогущей ICOM-200 оказался жлобский разъём подсоединения р/ст в корпусе крепления. Часть разъёма там представляет собой фольгированный стеклотекстолит, с протравленными контактными площадками, и без коррозионно стойкого покрытия (у порядочных производителей такие места обычно защищаются золочением). Следы окислов прекрасно и легко удалились с помощью красной школьной стирательной резинки для чернил и всё заработало.
Ещё случай с похожим эффектом при передаче - повреждение антенного кабеля.
Аналогично - окисление клеммы подсоединения радио кабеля к антенне. Причем снаружи следов окисления видно не было. Протрахались от души.🙂
Согласование выходного каскада радиостанции с передающим трактом тоже требует определенной работы.
Кабель должен быть с волновым сопротивлением 50 ом. Длину кабеля желательно иметь кратной четверти длины волны (антенны) и ещё чего-то (уже не помню - пенсию дают не зря). На Як-52 это чего-то как раз есть в корпусе крепления антенны. Установили на Як-12 в комплекте с "Бризом" и работало просто прекрасно.
 
Что-то похожее встречалось.
На дорогущей ICOM-200 оказался жлобский разъём подсоединения р/ст в корпусе крепления. Часть разъёма там представляет собой фольгированный стеклотекстолит, с протравленными контактными площадками, и без коррозионно стойкого покрытия (у порядочных производителей такие места обычно защищаются золочением). Следы окислов прекрасно и легко удалились с помощью красной школьной стирательной резинки для чернил и всё заработало.
Ещё случай с похожим эффектом при передаче - повреждение антенного кабеля.
Аналогично - окисление клеммы подсоединения радио кабеля к антенне. Причем снаружи следов окисления видно не было. Протрахались от души.🙂
Согласование выходного каскада радиостанции с передающим трактом тоже требует определенной работы.
Кабель должен быть с волновым сопротивлением 50 ом. Длину кабеля желательно иметь кратной четверти длины волны (антенны) и ещё чего-то (уже не помню - пенсию дают не зря). На Як-52 это чего-то как раз есть в корпусе крепления антенны. Установили на Як-12 в комплекте с "Бризом" и работало просто прекрасно.

Спасибо за информацию, тоже есть подозрения на плохой контакт где-нибудь. Всю проводку и кабель нам делали под заказ в штатах, думаю они знали что и как нужно сделать. И радиостанция ICOM-210 у нас стоит, позолоченных разъёмов в коробе радиостанции тоже не видел. Сейчас только в голову пришло. Наши "орлы" потеряли ключ(специальный) для крепления радиостанции в её установочном коробе. Возможно так и забыли её "притянуть". Надо проверить, может быть плохой контакт и даёт помехи!...

PC170977 (Large).jpg
20190919_111653_8O9A1317.jpg
 
Назад
Вверх