Вчера разговаривали с Павлом и он подтвердил, что самолёт всё таки затягивало в вираж и приходилось удерживать крен, придерживая ручку в обратную сторону, у меня этот момент почему то вылетел из головы, видимо не особо напрягало. В чём может быть проблема, в инете ни чего толком не нашел.
Привет Алексей.
Правильно сделал, что ветку открыл.
Прими ещё раз поздравления: C фёрст флаем тебя и твоего напарника.
🙂
Посмотрел видео полёта пару раз. Поделюсь своими наблюдениями:
Ручка управления зажата как рукоятка полпудового молота (каждые полторы-две минуты происходит судорожный перехват кисти), при том что усилия на ней в любом канале не более 100 граммов насколько я понимаю. Один древний инструктор сказал так: Ручку надо держать как ложку - спокойно и надёжно.
Второй момент который декларировал ещо один старый и умный пилот: Не торопись выполнять первую команду - за ней последует вторая, прямо противоположная первой, что в переводе на наш означает: не стоит мгновенно пытаться погасить все малейшие поползновения к крену... если это серьёзно то отработаешь когда это станет явно, а в мелочах атмосфера сама себя компенсирует (тычок справа - пузырь слева и дальше едем)
Исходя из вышеобозначенного переходим к управляемости по крену и "спиральной неустойчивости'.
Ваш товарищ судя по видео имеет весьма малый налёт и очень большой перерыв насколько я понял, это весьма заметно по выполнению разворотов. Дело в том что весь полёт представляет из себя большой "блин", то есть ни одного координированного разворота на видео не наблюдается.
Чем отличается блин от координированного разворота или виража? Правильно, наличием перегрузки, поэтому перед выполнением виража - необходимо добавить кинетической энергии с помощью газа (или небольшим пикированием при дефиците тяги СУ), далее отклонением педалей и ручки в сторону разворота создаём крен и входим в разворот, потом все рули в нейтраль и немного подтягиваем ручку на себя для создания этой самой положительной перегрузки (которая компенсирует какие-то там центробежные силы и центростремительные ускорения) Всё. Так и стоим в развороте периодически подправляя шарик туфлёй (можно кроссовкой)
При этом если ручка в нейтрали по крену а аппарат стремится глубже завалиться - это спиральная неустойчивость. Думаю что в вашем случае на эту тему напрягаться рано, дело в том что после выполнения большой серии подлётов по прямой, главная задача отпечатывается в мозг: cохранение максимально горизонтального положения самолёта по крену... Вот ваш товарищ и боролся с креном в развороте, то есть схема его действий проста: режим - крейсер, даёт понемногу педальку - аэроплан ведёт носом и начинает увеличивать крен (что при вашей схеме с хорошим обдувом ВО вполне нормально) далее он начинает устранять этот кренчик ручкой и отпускает педаль, выравнивает крен и о чудо разворачивается на 15гр... и так повторяя этот финт несколько раз он как бы и разворачивается.
Вопрос как жить дальше.
Один старый инструктор говорил: Нежили богато - нехрен начинать, что в переводе на наш ультралайтовский означает: Ежли нет запаса мощности (или есть подозрение что его кот наплакал) но есть свои законные 100метров высоты, дай полный газ и пикирни метров 20, потом ручку и педали в разворот и нейтраль и подтягивая ручку поймёш что такое координированный разворот. Сейчас умники начнут верещать что это надо делать на Як-52 с инсом... Да, я с ними соглашусь, если есть под боком клуб с боевыми Яками - это хороший вариант, в конце концов 6тыр не деньги, а за полчаса координированные развороты вы вспомните.
Ещо насчёт элеронов.
У вас компоновка кабины под оч малорослого пилота получилась, потому колени сильно согнуты и помимо того что это очень неудобно для ног (они должны быть почти прямыми с изгибом в районе 15-20 гр) а сильно согнутыми ногами точно управлять трудно, эти самые ваши колени и ограничивают ход ручки по крену... вот и элероны слабоваты. В общем педали надо переташить примерно на 150мм вперёд... собсно как и переднюю стойку. Знаю что непросто, но вы парни рукастые и до начала сезона время есть.
😉
Р.С. Насчёт удлинения хвоста и элеронов согласен, если есть сомнения по КСС или прочности сбрось мне картинку на почту. Кстати при удлинении балки площадь рулей увеличивать не потребуется.(народная мудрость)
🙂
Р.С.2 Да, чуть не забыл, Вы напрасно среди бела дня обучение совместно с облётом устраиваете, открою вам одну военную тайну: утром до 9.00 и вечером после 20.00 самое молоко и никаких болтов... Ну а если уж приспичило днём, то надо иметь ввиду что с нашими удельными нагрузками, при наличии такой мелкой кучёвочки как в твоём видео, ниже 300м самая пузырёвая бурбуляция... В общем для начала лучше сильно не буреть.
😉