Самолётик Чиж.

По винту, он и так был переставник, играли с углами, получалось либо затянутый взлёт с долгой раскруткой винта, либо быстрый взлёт, но с вырождением винта. По оборотам: на подлётах, в стопе около 5000, разгон, отрыв, набор до 100км/ч и всё, обороты уже 6600, на полёты добавили буквально пол градуса и получили, в стопе 4300, в полёте на полном газу 6600, скорость 125 км/ч. По элеронам действительно эффективности не хватало, углы отклонений я считаю достаточные, 15-25 градусов, а вот длина и расположение, сыграли свою роль, на новых консолях элерон будет во всю длину, то есть 3 метра, думаю хватит, проводка жесткая. В вираж не затягивало, а вот болтанка постоянно присутствовала и в вираже то и дело подмахивала в сторону увеличения крена
 
Да, по стойке, она отработала на посадке нормально, удар пришелся одновременно на стойку и обтекатель, т.к. бугор об который споткнулся самолёт, был с пол метра.
 
А  какой  диаметр  винта?    Если  он  менее  1,7  метра  то  так  и  по  пол градуса  и  будете  ловить.Затенение  винта  разными  выступающими      элементами    и  без  того  затененного  винта  так же  очень  сильно  занижают  КПД.  Если  не  позволяет  балка  увеличить  диаметр  то  стоит  подумать  о  4-х  лопастном  винте.  Обороты  у  Вас  высокие  в  полете,  какой  редуктор?  Если  обороты  на  винте  более  2500  это  тоже  повод  загрустить. 😉
 
Винт 1720 мм. был, редуктор 2,58, сейчас имеем 1700 мм. моноблок, изготавливался согласно моим запросам, по скоростям, мощности, редуктору и т.д. испытания покажут, останавливаться не собираюсь, так что с винтом со временем разберёмся 🙂
 
Вчера разговаривали с Павлом и он подтвердил, что самолёт всё таки затягивало в вираж и приходилось удерживать крен, придерживая ручку в обратную сторону, у меня этот момент почему то вылетел из головы, видимо не особо напрягало. В чём может быть проблема, в инете ни чего толком не нашел.
 
По всей видимости поперечная устойчивость низкая. Вот здесь маленько написано о спиральной неустойчивости http://flyingschool.ru/tesaurus/205/63141/
 
Высоты на кругу маловато. Ведь нормально набирал же.
Было бы метров 250-300 нормально бы на полосу дотянул.
Разве можно на 100 метрах испытания проводить?
Следующий раз учти это.
 
С высотой у нас загвоздка, летали на аэродроме, который не функционирует и полёты на нём запрещены, мы поднимались на кругу до 300 метров, так на следующий день приехала полиция, кто то то ли капнул в УВД нашего аэропорта или мы засветились на радаре, в общем было решено высоко не лезть...
 
Вчера разговаривали с Павлом и он подтвердил, что самолёт всё таки затягивало в вираж и приходилось удерживать крен, придерживая ручку в обратную сторону, у меня этот момент почему то вылетел из головы, видимо не особо напрягало. В чём может быть проблема, в инете ни чего толком не нашел.

  Привет Алексей.
Правильно сделал, что ветку открыл.
Прими ещё раз поздравления: C фёрст флаем тебя и твоего напарника.  🙂
Посмотрел видео полёта пару раз. Поделюсь своими наблюдениями:
   Ручка управления зажата как рукоятка полпудового молота (каждые полторы-две минуты происходит судорожный перехват кисти), при том что усилия на ней в любом канале не более 100 граммов насколько я понимаю. Один древний инструктор сказал так: Ручку надо держать как ложку - спокойно и надёжно. 
   Второй момент который декларировал ещо один старый и умный пилот: Не торопись выполнять первую команду - за ней последует вторая, прямо противоположная первой, что в переводе на наш означает: не стоит мгновенно пытаться погасить все малейшие поползновения к крену... если это серьёзно то отработаешь когда это станет явно, а в мелочах атмосфера сама себя компенсирует (тычок справа - пузырь слева и дальше едем)
    Исходя из вышеобозначенного переходим к управляемости по крену и "спиральной неустойчивости'.
Ваш товарищ судя по видео имеет весьма малый налёт и очень большой перерыв насколько я понял, это весьма заметно по выполнению разворотов. Дело в том что весь полёт представляет из себя  большой "блин", то есть ни одного координированного разворота на видео не наблюдается.
   Чем отличается блин от координированного разворота или виража? Правильно, наличием перегрузки, поэтому перед выполнением виража - необходимо добавить кинетической энергии с помощью газа (или небольшим пикированием при дефиците тяги СУ), далее отклонением педалей и ручки в сторону разворота создаём крен и входим в разворот, потом все рули в нейтраль и немного подтягиваем ручку на себя для создания этой самой положительной перегрузки (которая компенсирует какие-то там центробежные силы и центростремительные ускорения) Всё. Так и стоим в развороте периодически подправляя шарик туфлёй (можно кроссовкой)
   При этом если ручка в нейтрали по крену а аппарат стремится глубже завалиться - это спиральная неустойчивость.  Думаю что в вашем случае на эту тему напрягаться рано, дело в том что после выполнения большой серии подлётов по прямой, главная задача отпечатывается в мозг: cохранение максимально горизонтального положения самолёта по крену... Вот ваш товарищ и боролся с креном в развороте, то есть схема его действий проста: режим - крейсер, даёт понемногу педальку - аэроплан ведёт носом и начинает увеличивать крен (что при вашей схеме с хорошим обдувом ВО вполне нормально) далее он начинает устранять этот кренчик ручкой и отпускает педаль, выравнивает крен и о чудо разворачивается на 15гр... и так повторяя этот финт несколько раз он как бы и разворачивается. 
   Вопрос как жить дальше.
   Один старый инструктор говорил: Нежили богато - нехрен начинать, что в переводе на наш ультралайтовский означает: Ежли нет запаса мощности (или есть подозрение что его кот наплакал) но есть свои законные 100метров высоты, дай полный газ и пикирни метров 20, потом ручку и педали в разворот и нейтраль и подтягивая ручку поймёш что такое координированный разворот.  Сейчас умники начнут верещать что это надо делать на Як-52 с инсом... Да, я с ними соглашусь, если есть под боком клуб с боевыми Яками - это хороший вариант, в конце концов 6тыр не деньги, а за полчаса координированные развороты вы вспомните.
    Ещо насчёт элеронов.
У вас компоновка кабины под оч малорослого пилота получилась, потому колени сильно согнуты и помимо того что это очень неудобно для ног (они должны быть почти прямыми с изгибом в районе 15-20 гр) а сильно согнутыми ногами точно управлять трудно,  эти самые ваши колени и ограничивают ход ручки по крену... вот и элероны слабоваты. В общем педали надо переташить примерно на  150мм вперёд... собсно как и переднюю стойку. Знаю что непросто, но вы парни рукастые и до начала сезона время есть. 😉
    Р.С.  Насчёт удлинения хвоста и элеронов согласен, если есть сомнения по КСС или прочности сбрось мне картинку на почту. Кстати при удлинении балки площадь рулей увеличивать не потребуется.(народная мудрость) 🙂
    Р.С.2 Да, чуть не забыл, Вы напрасно среди бела дня обучение совместно с облётом устраиваете, открою вам одну военную тайну: утром до 9.00 и вечером после 20.00 самое молоко и никаких болтов... Ну а если уж приспичило днём, то надо иметь ввиду что с нашими удельными нагрузками, при наличии такой мелкой кучёвочки как в твоём видео, ниже 300м самая пузырёвая бурбуляция... В общем для начала лучше сильно не буреть. 😉
 
Приветствую Сергей! Доходчиво написали, про налёт, верно подмечено, до этого крайний раз летали в середине девяностых, да и то с постоянными перебоями, из за отсутствия бензина в клубе... Кабинка, похоже действительно рассчитывалась под пилота ростом не более 170, высоту то мы увеличили, а вот про длину не подумали. Перенос педалей я уже внёс в список переделок, со стойкой будет посложнее. А про полёты днём в болтанку, так в это лето, особо выбирать не получилось, приезжали как получалось состыковаться, оба на тот момент работали посменно, с разными графиками, а погода тоже палки в колёса совала, то ветер, то дождь, но один вечер мы вырвали, с восьми до десяти летали, пока солнце почти не зашло. Клуб есть, боевых Яков нет, есть только останки самолётов...
 

Вложения

  • sized_Foto0127.JPG
    sized_Foto0127.JPG
    69,3 КБ · Просмотры: 216
Похоже с затягиванием в вираж, мы с Павлом разобрались, спасибо Сергею (Байкал) за разъяснение кинематики движения самолёта при нажатии на педаль, действительно в видео видно, в развороте, как только шарик смещается влево при нажатии на правую педаль, самолёт стремится создать правый крен, а Павлик парирует крен ручкой влево, только шарик встаёт в центре, ручка сразу же по центру. Получается всё это от недостатка навыков и отсутствия своевременного разбора полётов с опытным пилотом. Хорошо есть форум и есть кому указать на ошибки с последующим разъяснением, как их исправить!
 
Получается всё это от недостатка навыков и отсутствия своевременного разбора полётов с опытным пилотом.
Все равно, что то еще настораживает по видео. В плане управления. Помимо навыков. Как будто не натянутыми тросами выполнена проводка. Или кинематика или площадь элеронов мала. Видно по отзыву на движение РУСа в районе нейтрального положения. У нас такая хрень была, и то же на малых скоростях, когда угол поперечного V был большой и площадь элеронов при этом маленькая. Правда схема другая, парасоль, но ручка точно так же  шлыкалась по первоначалу. Самолет вяло входил в крен при малом перемещении ручки, а потом резвенько начинал уходил в крен даже при нейтрале РУСа. И надо было перекладывать элероны. А выводить из крена надо было педалями.  😱  Но увеличили площадь (размах) элерона, убрали поперечное V и все стало как положено. Заодно заменили двигатель, воздушный винт, переделали шасси, фюзеляж, увеличили площадь РН и РВ, сиденье пилота, место установки ПВД, тормоза, усилили рессоры основного шасси, добавили амортизаторы носового, поменяли обшивку крыла. Ну и мелочи всякие с проводкой, топливной системой, тросовой проводкой. И сейчас, поставив очередной, более мощный двигатель, еще увеличил площадь элеронов и закрылков.  😱 🙂
 
По амортизаторам носовой стойки. В одном и том же размере, китаезы выпускают разные по нагрузке аморты. Можно или заменить на более жесткие, это легко проверить в магазине при покупке. Или заменить саму пружину, аморты почти все обслуживаемые. По конструктиву самой стойки я ничего не скажу. У меня два, три комплекта на носовую стойку. Начну пробежки, подберу наиболее подходящие. При замене СУ, всегда приходится что то еще заменять. 
Что то я зачастил с этим делом - замена СУ  😱 :-? 🙂
 
На Ржавку нас Лев приглашал, но мы в процессе подлётов и облёта, то и дело что то модернизировали и на аэродром приезжали в любое время дня, как только появлялась возможность, а на те аэродромы особо с доводками не наездишься, далековато, они уже для полётов самое то!
Проводка тросами, на руль направления и руль высоты, по элеронам жесткая, люфтов нет, элероны увеличу, да заменю амортизаторы передней стойки, когда эти покупал, продавец сказал, что у него уже брали на что то летающее, но по жестче, а размер такой же, значит надо брать! А симптомы у нас действительно похожи, да и те же проблемы: большой угол поперечного V и маленькие элероны :exclamation
 
Алексей, вы это, того, поаккуратнее. Я вам тему для размышлений подкинул. Т.е. для раздумий, а не руководство к действию. У меня прокатило, так мне это не ворона на хвосте принесла. Местные авторитеты полетали и сказали. А вам надо все обговорить с кем то не дистанционно, а в стационаре  🙂. Возле самолета. А про троса, это я о том, что у тросовой проводки этот эффект заметнее. Он плюсуется к "неровностям" аэродинамического расчета. Но если по крену тягами, то смотри геометрию рулевых поверхностей. Поэтому надо обязательно, что бы на месте кто то подтвердил порядок внесения изменений.  Я лишь по поведению при полете высказался. Ну один в один летал мой парасоль как на вашем видео. Не долго.  🙂 Сейчас рулится в полете как велосипед. В каком положении ручку зафиксировал, в таком аппарат и остался. И на 60 эффективности хватает и на 120 не дергается в судорогах. Все гармонично и вовремя. 
 
Вас понял, спасибо за комментарии и неравнодушное отношение к нашему проекту! Любые советы (конструктивные предложения), проверенные на личном опыте, либо имеющие под собой теоретическое обоснование, приветствуются 🙂
С Уважением ко всем откликнувшимся, Алексей.
 
Назад
Вверх