ЯКУТСКИЕ САМОЛЕТЫ ВЫХОДЯТ ИЗ СТРОЯ В ВОЗДУХЕ
Пятница, Октябрь 8, 2010
Во вторник отраслевая газета «Северная трасса», издающаяся раз в месяц, вышла с сенсационной новостью. Оказывается, еще 30-го августа в небе над Красноярским краем у якутского самолета Ту-154 прямо в воздухе вышла из строя система электроснабжения. Из-за короткого замыкания перестал работать один из аккумуляторов, отключился автопилот. Пять минут воздушное судно было на грани аварийной посадки: хоть в тундре, хоть в тайге.
Жизни 140 пассажирам и четырем членам экипажа спас бортинженер Владимир Степанов. Его наградили «достойно»: выписали пять тысяч рублей премиальных.
Примечательно, что случилось это за восемь дней до того, как мирнинские авиаторы посадили точно такую же «тушку» на заброшенном аэродроме поселка Ижма Республики Коми. Позже спецкомиссия федерального агентства воздушного транспорта пришла к выводу, что всему виной — неполадки аккумулятора…
Что происходит с самолетами Ту-154 в целом и их аккумуляторами в частности? Почему авиакомпания «Якутия» не потрудилась поставить в известность об инциденте авианадзорные органы? Безопасно ли летать нынче на самолетах?
В понедельник по Первому каналу показали драматичный документальный фильм об аварийной посадке самолета Ту-154 авиапредприятия «АЛРОСА». Но до этой недели мало кто в стране знал, что подобный инцидент (только без экстренной посадки) произошел за восемь дней до этого. Эту историю наши доблестные авиаторы замалчивают.
«ЯВ» нашел героя — Владимира Степанова.
— Что произошло на борту рейса № 486?
— Через час 15 минут после взлета из Новосибирска погасли звуковая и световая сигнализации. Я сразу понял, что дело в аккумуляторе. На борту находилось 140 пассажиров плюс четыре члена экипажа. В этот день в Новосибирск должен был пойти «Боинг». Но он в Москве подломался, не пришел в Якутск по расписанию. Вместо них полетели мы — командно-руководящий состав, пилоты-инструкторы, штурман-инструктор и я, старший инженер. Нас собрали буквально наспех.
Сначала отключился звуковой автопилот, есть у нас такая сигнализация. Потом три красных табло — депфер курс, депфер тангаж, депфер крен. Выпрямительное устройство загорелось. Я переключил амперметр на выпрямительное устройство, а там ток нагрузки — 350 ампер. Это очень страшно. У меня чуть глаза не выскочили, состояние бешеное. И тогда я понял, что произошло короткое замыкание в сети постоянного тока. Когда это осознал, отказало резервное выпрямительное устройство по постоянному току. Я понимал, что произошло что-то нештатное с аккумулятором. Половина самолета шла обесточенной.
Спрашиваю у штурмана: «Куда летим? Где ближайший аэродром?». Потом пошел в технический отсек (он располагается в переднем вестибюле люкс). Открыл отсек и спустился вниз по лестнице. Там стоят более мощные автоматы защиты сети, они были вышибленные. Я включил. Вся система тут же возобновила работу. Обошлось!
— Сколько в общей сложности вы летели «сломанные»?
— Примерно пять минут.
— В чем конкретная причина?
— У нас стояла аккумуляторная батарея немецкой фирмы «Varta». Она рассчитана на восемь лет. Батарея не была изначально разряжена, она первые полтора часа берет много энергии. У нас другая ситуация, потому что мы из Якутска улетели сначала в Новосибирск, это три часа сорок минут. Там их не использовали, питались от наземного источника. Я так думаю, что аккумулятор осыпался и перемкнул. В этом причина.
— Вы же, по сути, летаете на рухляди, сроки годности которой подошли к концу. Не страшно?
— Но аккумулятор-то по своим техническим характеристикам подходил же! Срок ведь еще не вышел. Был, видимо, еще срок годности…
— Но специально обученные люди обязаны ведь проверять состояние судна?
— Обязательно.
— Вы информировали пассажиров о том, что произошло?
— Нет, что вы! Они до сих пор не знают…
— Если бы через пять минут после ЧП ситуация не нормализовалась, по какому сценарию развивались бы события?
— По мирнинскому сценарию. Один в один. Мы бы экстренно сели в ближайшем месте. Здесь хорошо, что я на начальном этапе выявил, что проблема с аккумулятором. Предотвратил плохие события.
— Вы наземным службам докладывали?
— А смысл? Мы же возобновили систему и дальше полетели к Якутску. Стало быть, устранили причину.
— Что происходило в течение этих пяти минут? Паника была?
— Нет! Члены экипажа — зубры, налетавшие много тысяч часов. Никакой паники не было. Если бы кто-нибудь начал волноваться, дергаться, пытаться снижаться или включать систему SOS, тогда эти действия меня бы сбивали. А они сидели спокойно. Борисов (командир корабля. — М.Р.) вообще сказал: «Володя, а мы сейчас спокойно до Якутска дойдем! Ты определись, что там да как там».
— Вы действовали согласно летной инструкции?
— Мы потом оценили действия с экипажем. Нет инструкции у авиаторов, как действовать в подобных случаях! Нигде в руководстве летной эксплуатации этот момент не прописан. Я старший бортинженер, поэтому первая мысль: провести разъяснительную беседу с коллегами.
— Почему?
— Бортинженер может при таком случае легко сработать неправильно. И будет, по инструкции, прав. И что вы думаете? Не проходит и десяти дней, как случается посадка в Ижме… Мы созванивались с Мирным: не уверен, но возможно, что у них была такая же ситуация. Идет расследование.
— Почему не сообщили контрольным органам? Разбор полетов был?
— Была создана комиссия, которая выявила: «Действия экипажа правильные». Меня поощрили премией в пять тысяч рублей.
— После того как сели, было ощущение, что все могло плачевно закончиться?
— Пришел домой. И только там осознал, что могло произойти. Тех, кто работает, их не видно, они незаметные. Потому что они делают все грамотно и правильно. Если ты не уличен и не замечен — ты самый-самый! Это стержень старых застойных времен. Прежде чем приступить к подготовке, мы месяцами зубрили теорию. По планшетам изучали, какое напряжение в какую сеть идет. Сейчас подход другой: загорелось, написано «выкл», человек выключает автоматом. Все! А логическое мышление в стороне остается.
— Что делать с этими несчастными аккумуляторами «тушек»? Может, ревизию по всей стране провести?
— А после мирнинской посадки ревизию уже провели. Пришла телеграмма: разовая проверка аккумуляторов. Потом их повсеместно сняли с эксплуатации. Проведены техучеба именно по отказам такого характера и тренажерная подготовка. Я думаю, что сейчас в руководстве летной эксплуатации благодаря якутским авиаторам появятся дополнения … Плюс появится новая сигнальная лампа: «Отключение аккумулятора». Сейчас такой лампы нет.
НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ: А МУЖИКИ-ТО НЕ ЗНАЛИ!
Трагедия этой истории в том, что власть предержащие (в данном случае имеется ввиду авиавласть) поспешили эту историю замять, будто ее и не было. Ибо не положено знать гражданам! Авиакомпания «Якутия» нигде данный инцидент не зафиксировала, контрольно-надзорные органы не уведомила…
Валерий ХУНГУРЕЕВ, и.о. руководителя Саха-Якутского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта:
— (С выпученными глазами) Откуда у вас такая информация? А как это стало вам известно? Почему мы не знаем?
— Вы же федеральный надзорный орган, который по идее о таком инциденте должен был узнать первым…
— Мы проведем расследование. Нам ничего об этом не известно. Может, кто-то из наших знал, но ничего не сказал…
— Это ЧП?
— У нас есть четкая градация: это не чрезвычайное происшествие, но авиационное событие.
— Если бы это событие стало известно сразу, то, наверное, внутренности «тушки» проверяли бы по всей стране. И тогда посадки на поле мирнинского самолета не случилось бы…
— Возможно, что и так.
—По закону, авиакомпания обязана вам докладывать о таких происшествиях?
— Обязана непременно. Обо всех происшествиях они докладывают диспетчерам. И я не понимаю, почему эта новость не дошла до нас…
— Валерий Семенович, пассажирам до сих пор даже не удосужились объявить, что в воздухе произошло ЧП — по принципу «меньше знают, крепче спят». Вас не поставили в известность. А вдруг в небе такие инциденты случаются регулярно? А вдруг мы все летаем в самолетах, не подозревая, что на волосок от смерти?
— Да нет! Такого не может быть!
— Но об этом отказе электроники вы же не знали…
— Об этом не знали, да… Сейчас будем разбираться, что конкретно произошло на борту самолета.
— У этих «тушек», что вовсю эксплуатируют якутские авиакомпании, срок годности механики подошел к концу. Нам известно, что у самолета был 8-летней срок эксплуатации аккумулятора. Кто следит за парком?
— Да, изношенность есть. Кое-где стоят новые совсем, где-то сроки подходят к концу. Но мы следим.
НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ, И НА ОДНОМ ВРАНЬЕ
Компетентные лица, что могут ответить хотя бы на часть вопросов, пребывают в астрале.
Александр ТАРАСОВ, 1-й замминистра транспорта, руководитель Департамента воздушного транспорта:
— (Осторожно) У вас диктофон выключен?
— Выключен.
— За всеми комментариями обращайтесь к руководству авиакомпании «Якутия»…
Татьяна САМСОНОВА, пресс-секретарь авиакомпании «Якутия»:
— Иван Простит, генеральный директор, находится на больничном. Его замещает Павел Удод. Но он не сможет вам дать комментарии. Мы все готовимся к юбилейным мероприятиям…
ЧТО ПРОИЗОШЛО С САМОЛЕТОМ:
30 августа 2010 года при выполнении рейса № 486 Новосибирск—Якутск через 1 час 15 минут произошло:
— Отключение автопилота (загорелась сигнализация отказа депфер курс, депфер тангаж, депфер крен).
— Загорелась сигнализация отказ ПТС 250 №1.
— Загорелась сигнализация ВУ «резерв» для питания правой сети по постоянному току, отказавшего ВУ №2.
— Через 30 секунд полета по амперметру ток нагрузки правой сети показывает 350 ампер, отказывает ВУ «резерв», загорается сигнализация «правая сеть аккумуляторов».
— Аккумуляторы № 1,3, 4 — ток нагрузки 0 ампер, аккумулятор № 2 показывал ток разряда 150 ампер. Отказавший аккумулятор № 2 был выключен.
Продолжение следует....