Не претендую в профессоры, но свое мнение могу высказать. Отклоненный вниз элерон, как и закрылок, изменяя кривизну профиля, кроме увеличения Су, изменяет угол нулевой подъемной силы, передвигая график Су по альфа влево, при этом уменьшая критический угол. Соответственно, на больших углах атаки, при небольшом запасе по углу атаки, на крыле с опущенным элероном срыв произойдет раньше (грубо- тем раньше, чем более он будет отклонен), при этом произойдет обратная реакция. Для некоторого увеличения диапазона углов отклонения элеронов вниз и углов атаки применяются щелевые элероны.
При отклонении элеронов, пусть даже при симметричных профилях, разница в сопротивлении полукрыльев неизбежна, поэтому, для координированных разворотов или других маневров приходится "помогать" самолету ножкой-держа шарик в центре.
Что касается углов атаки опускающегося и поднимающегося крыла, то это ближе к демпфированию вращения самолета вокруг продольной оси.
Дальше, по элеронам: на многих самолетах (но не на всех), при непреднамеренном попадании в штопор, и при сваливании, элеронами манипулировать не рекомендуется, чтобы не усугублять ситуацию.