В 96-м мы летали на лёгкой харьковской телеге. Однажды один из нас на посадке опрокинулся на ней. Было только одно повреждение - скрутило вертикальный пилон. Крыло стало смотреть чуть в сторону. В результате на балансировочных оборотах аппарат вело немного влево, а на повышенных - вправо.
Это уже ближе к истине. На самолете, если слегка нажать на правую педаль, возникнет и крен правый, а если до упора, с точностью наоборот. Вот и кумекайте. А, РН в нашем случае кинокамера, установленная справа по борту. Аппарат на угол рысканья разворачивает вправо, а скольжение при этом возникает левое и соответственно крен. Как известно крен и скольжение друг без друга не живут.
И с регулировками мною призведенными на аппарате, хочу заметить я отлетал полторы недели, и в день по 10-15 вылетов. Это не единичный вылет, чтобы не было возможности понять общую картину. По времени каждый вылет длился тоже от 10 до 15 минут, а где и больше.
Я уже говорил, что крен левый полностью убрать мне не удалось, (усилия, но приемлемые для выполнения короткого задания остались) и в течении каждого полета приходилось летать, подтягивая трапецию в левую сторону. Да, еще в момент каждой съемки оператор над камерой свешивался за борт.
Вот
berkut33, я же не сказал, что это можно сделать просто так. Я сказал, что в случае удачи. Вы попали в аварийную ситуацию и победили её. А нам надо разобраться. Теперь вопрос к Вам. Вы обнаружили, что аппарат сильно повело вправо. Ваши действия? Ну, наверняка отклонились влево. Теперь Вы обнаруживаете, что его тянет в левый крен! Теперь Вы отклоняетесь вправо и тем самым помогаете выставленной камере разворачивать аппарат вправо. Я так представляю себе Ваши события. Не исключаю, что всё было сложнее, а именно, в динамике (не путать с динамическим потоком), да ещё и со слабой устойчивостью.
Я не делал никаких дискретных отклонений. Я привык, если это требует обстановка сразу сложным управлением (не раздельно, и не дискретно), одним движением установить нужное положение для дальнейшего полета дельталета. Усилия, которые сразу появились были уже вторичной проблемой. Их следовало сразу принять, как неисбежность и оставалось только удержать машину, как этого требовал полет, до его завершения, безопасной посадкой.
У меня даже оператор-девушка не поняла почему после взлета я вдруг развернулся на сто восемьдесят и произвел посадку с попутным ветром порядка 5-ти м/сек. Двигатель после посадки пришлось сразу выключить и то еле уместился.
Единственно, что девушка заметила, так это, как нас крутануло вправо после отрыва. И, мне через усилилия на РУ пришлось сразу ликвидировать этот кульбит, не дожидаясь развития сложной ситуации. С земли тоже лишь смогли заметить, резкий отворот вправо после отрыва, разворот и экстренную посадку.
А, еще
Что касается стреловидности. Известно, что подъёмную силу на крыле создаёт нормальная (перпендикулярная) к передней кромке составляющая потока. Касательная составляющая не создаёт подъёмной силы. С этим должны согласиться все, так как это не мои выдумки. Сила сопротивления, как и подъёмная сила действует аналогично. Моло того, чем больше подъёмная сила, тем больше сила сопротивления, разумеется, в первом режиме.А теперь смотрим на картинку. Видим, что сопротивление левого крыла больше, чем правого - это причина разворота влево. Избыток подъёмной силы скомпенсирован лёгкой отрицательной V-образностью. Об этом можно почитать в любом авиационном букваре, толкующем об устойчивости для новичков. Мне хочется донести до читателей логику процесса.
НУ, вот практически правильные рассуждения. Именно так все и произошло. Немного поднапрячься и теоретическая база будет полностью подведена.
Да, кто-то спросил, какой мидель примерно был от камеры. Я уже где-то говорил, мне кажется со всеми надстройками, удерживающими камеру и ручками управления может чуть меньше квадратного метра.
.А чего вы ставили эту камеру в бок. Поставили бы на выносной штанге вперед и лыжа ваша не попадала бы в кадр..Мы так делали на Ленфильме..
Да, правильно, Федченко с Астаховым так и летает. Но они сами соорудили кроншейны и видимо легкие. Астахов известный оператор. По их подобию и мне вначале киношные механики так соорудили, и камеру установили вперед. Установку Астахова я то и в глаза не видел.
И, когда мне стали камеру монтировать на носу я смотрел на все это с некоторым скепсисом. С каждой новой привинченной трубой и новым креплением типа"Купер". Все трубы у техников кино из АМГ диаметром 55мм и толщ. 3 мм. "Куперы" массивные и стальные.
Я попросил своего механика в конце установки приподнять нос и сил у него едва хватило, чтобы чуть оторвать нос от земли.
Мне стало ясно что после отрыва клиренс телеги опустится вниз так, что если и сразу совершить посадку, лыжа носом воткнется в снег, поэтому и пришлось принять новое решение. Разместить камеру сбоку.