Як-20 не позиционировался как акробат, и даже как продвинутый тренер. Это самолет для первоночального обучения
Золотые слова!!
Явное недопонимание великим АСЯ что надо было бы сделать.
Вот По-2 в свое время устраивал как первоначалкеа на все 100.
Поликарпов понимал ситуацию в авиации несравненно лучше.
Рискну предположить, что Поликарпов понимал еще меньше, чем Яковлев. Неудачи и ошибки также были у обоих.
Но в данном случае, в проекте Як-20 были сделаны самые непростительные ошибки, которые вообще делали доводку бессмысленной.
На основе общего вида Як-20 и опубликованных данных можно сделать вывод, что с мотором в 80л.с. с аэромеханическим ВИШ, при масссе 670-700кг в стандартных условиях он мог набирать высоту с градиентом в лучшем случае 1 :15 и вертикальной скоростью порядка 2м/с, на приборной скорости 120-130км/ч. При этом мотор должен был работать на взлетном режиме. Скорость отрыва не менее 80км/ч , а длина разбега более 300м.
Если для мотора АИ-10 максимальный продолжительный режим был меньше взлетного (что можно предположить по тогдашним техническим требованиям в СССР), то набор высоты был вообще сонно-мушиный.
Для сравнения, самолет У-2 также обладал скороподъемностью порядка 2м/с, но имел он эту скороподъемность на 80-90км/ч а не 120 и скорость отрыва была 70км/ч. Поэтому градиент набора и взлетная дистанция были вполне нормальными. Большой размах и площадь бипланной коробки компенсировали высокую нагрузку на мощность и большое вредное сопротивление, даже позволяла значительный перегруз, что пригодилось в войну.
Аэродинамическое качество Як-20 могло быть максимум около 10 единиц (если он действительно развивал 160км/ч в горизонте, как написано в МК). Есть подозрение, что не развивал. Но размах его в варианте Як-20-01 был всего 9.56м при площади крыла 15м2.
Такие значения размаха, мощности мотора, полетной массы и максимального качества не дружат.
Для того, чтобы этот самолет мог удовлетворительно летать, ему нужен был бы мотор мощностью 100л.с. при неизменных размерах и полетной массе. Мотор должен был бы быть не тяжелее АИ-10. При этом могли понадибиться местные усиления в конструкции планера. Возросший часолвой расход топлива заставил бы увеличить полезную нагрузку и при этом настолько же облегчить планер. Или же очистьть его формы, снизить вредное сопротивление, увеличить размах при неизменной массе, чтобы хватил имеющейсч мощности. Все это означает новый самолет.
Когда Як-20 начали лечить, изменения в Як-20-02 внесли весьма существенные. размах крыда возрос почти на метр. Но при этом масса пустого самолета возрослас 470 до 515кг. Писано также. что из АИ-10 добыли 90 лошадок. Но конечный результат со всей очевидностью изменился почти никак.
Вот и вопрос, почему так получилось?
Процесс развития самолета Як-12 протекал почти таким же образом.