Поделюсь вкратце нашим опытом. В середине 80-х годов прошлого века организовали в клубе ЮТ завода планерный и самолетный кружки. Финансирование было хорошим. Сделали за 7 мес. мотопланер Кузнечик цельнопластиковый с быстросъёмным лодочным двигателем Москва-30. Клеили эпоксидкой сами. Ребятам давали делать простые, не вредные для здоровья металлические и деревянные детали. Занятия: полчаса – теория, столько же – тренажер (качающаяся кабина с рычагами управления). На чугунном столе 1700х4200 наклеили трехслоек из стеклоткани ЭЗ, пенопласта ПСБМ толщ. 10мм на смоле К153 с отв. ПЭПА. Ножом по шаблонам из 1мм Д16Т вырезали нервюры и др. криволинейные детали. Фюзеляж – прямоугольная балка из склеенных в торец трехслоек и обмотан той же ст.тканью под 45 гр. с количеством слоев в зависимости от нагрузок. Лонжерон – та же трехслойка с поясами из стекложгута. В балку фюз., лонж. и нервюры вклеили фанерные закладные с проушинами, накладками из 1-2мм титана (в то время валялся на свалках) для крепления консолей, моторамы, шасси, кронштейнов элеронов, управления и пр. В общем, получился без двигателя 60 кг. Двигатель – 30, Консоль – 11 кг. Правда, после СЛА-87 пришлось консоли на изгиб усилить, лавсановую пленку заменили тканью. Шасси трехстоечные с пневмогидравлическими амортизаторами, передний самодельный, осн. – от хв. Ми-2. В самом начале летчик с Су-7 разбил в хлам о трубу теплотрассы. Обломки склеили и через пять дней снова летали. Сначала с движком, потом снимали и таскали ребят полиспастом с одним роликом. Делились на две группы 1:2 и разбегались. Тяжко. Делали по 1-2 полета. Когда сделали Чибис, таскали им как аэросанями. Потом Орланом с Фольксом, потом Мухой с ЕА-71. Летали в основном зимой с пруда. Пешком тащили самолет и планер, потом Орлан поменяли на УАЗик батон, стало быстрее и легче. В день получалось до 80-ти подлетов по прямой на высоту до 30-40м. Лучше всего летали ребята 12-14 лет. Редко у кого не получалось. Методика: первая пробуксировка с полностью взятой ручкой на себя (чтобы не разогнать до скорости больше взлетной и не взмыть) до скорости подъёма носовой стойки. Если нормально второй – с отрывом, если летит прямо тяну на высоте 1-2м до конца пруда. Чуть в сторону или вверх – сброс. В кабине тоже ручка отцепки, но ей не пользовались. Если нормально, следующий подлет с небольшими движениями ручкой по крену, потом по тангажу. У некоторых сразу все получалось, сказывались занятия на тренажере и одаренность. Потом, если оставалось время – по кругам на самолетах. Самостоятельно не выпускали. За безопасность детей расписывались, брали расписки с родителей, но это сами понимаете… Просто, все держал под жестким контролем и таскал только сам. Когда буксируешь самолетом, то предчувствуешь по продольным ускорениям, что будет дальше. На Кузнечике более 100 ребят сделали около 2500 подлетов. Без инцидентов. Были у нас 4 Бро-11. Но их сборка-разборка занимала по часу из-за множества тросов. Были тяжелее, но качество чуть больше. Разбили по дурости. Два привязали у леса, но потом зачем-то перевязали тонкими бельевыми веревками в общий ряд с Яками. Налетела туча - и планеров нет. Третий - руководитель планерного звена АСК. Поставил не круглое буксировочное кольцо, а овальное. И методику нашу не принял. Решил таскать лебедкой Геркулес, 130 л.с. В первом же полете пролетел лебедку, кольцо повернулось, закусило, дальше рывок и со всего маху об землю. Живой, привязали к доске и Ан-2-ым в город. Четвертый, пока был в отпуске, напарник решил сам машиной запустить. Разогнал, ручка не у пуза, потянул на себя, взмыл, отдал и здравствуй планета. Только лыжа посадочная сломалась. Оставили в АСК. Кузнечик до сих пор жив. Мотор другой ладят. А я отошел от кружковой работы.