Спасибо Sasha и Doenetz что скопировали книгу и за дискуссию. У меня и самого нет времени прочитать книгу как следует. В ней мне очень понравилась глава, где приведен первый рисунок аэроплана Братьев Райт опубликованный во французской печати, и по который использовали для копирования французы. Также, интересно бы разобраться с математическими законами Фербера.
17 декабря 2003 г. я помню как отмечали 100 летие в нашем дельталетном клубе "Полет" на Васильевском острове в Питере. Снежный был денек! Ехал на автомобиле в пробке и забираясь на Дворцовый мост для того, чтобы машина не катилась вниз приходилось стоять на скорости и вращать колеса, даже с шипами.
В том числе, я принес схемы профилей, которые реконструировал по фотографиям. Пропорции в них не соблюдены - только принцип (До этого в ЛИАПе отмечали данное событие и в Секции истории авиации и космонавтики...).
Схемы начерчены при тщательном рассмотрении только подлинных фотографий. Интересно, что я ни где не нашел планера 1902 г. с задним лонжероном расположенном снизу (в оригинальных планерах он расположен сверху, снизу мог располагаться только третий, дополнительный лонжерон), но видел реплику, построенную к 100 летию первого полета в америке планера 1902 г. с нижним расположением заднего лонжерона.
Привожу эти схемы и ожидаю критики.
Рис.1. Схема профиля верхнего и нижнего крыльев планера братьев Райт 1900 года Прототипом планера являлся планер Шанюта-Херринга 1896 года, поэтому профиль крыла похож на его профиль. Отличие в том, что задний лонжерон расположен сверху нервюры, а выступ нервюры за передний лонжерон гораздо меньше. Этот выступ оставлен видимо с одной целью – прикрепить к носку жесткую тряпичную ленту или планку. Нервюры – брусочки или круглого или квадратного сечения. Обшивка проходит снизу нервюр и доходит только до заднего лонжерона. К этой обшивке на некотором расстоянии от заднего лонжерона пришита верхняя обшивка, которая доходит до задней кромки профиля.
Нервюры выступали за поверхность крыла назад как «когти», аналогично крыльям современных дельтапланов.
Размах крыла 5,2 м, вес 22 кг. Стрелка кривизны профиля 1/23 длины хорды.
Подъемная сила оказалась значительно меньше ожидаемой и скорость ветра была недостаточной, тчобы поднять человека в воздух [Соболев Д.А. История самолетов. Начальный период. – М.: РОССПЭН, 1995. – 343 с., ил.]. Планер также испытывался на привязи. Передний руль в плане был практически квадратным. Для управления изменяли его кривизну, отгибая заднюю кромку. Хвостового оперения планер вообще не имел.