Ну определение геометрии крыла выглядит следующим образом:
Упрощенные методы проектирования самолета
Проектирование и производство самолетов многим представляется как нечто таинственное. Причем, такое представление замечается не только у широкой публики, но и у лиц, имеющих отношение к авиапромышленности. Многие не имеют никакого представления, к примеру, почему для одного типа самолета используется бипланная схема, в то время как для другого - монопланная.
Считая, что нашим читателям это будет достаточно интересно, мы опросили некоторых опытных конструкторов. Целью опроса ставилось выяснить, каким образом они создают новый самолет. Они охотно удовлетворили наше любопытство и ниже мы приводим с их слов описание процесса создания обычного самолета - от чертежной доски до аэродрома.
Так как лучшие чертежники заняты изготовлением реклам для торгового отдела, то главный конструктор с неудовольствием узнает о том, что чертить будет неопытный человек, а расчеты и вычисления он должен делать сам.
Конструктор задается размахом 37,5 фута. Чертежник не разбирается в его почерке и делает чертеж самолета с площадью крыла 375 кв.футов.
Первоначально намечается моноплан. Но происходит смена районных инспекторов Департамента Торговли. Новый инспектор предпочитает биплан, поэтому конструкция изменяется на биплан.
Президент акционерного общества сообщает, что в настоящее время основным показателем всех новых самолетов является скорость. Соответствующим образом изменяется конструкция.
Партнер главного инженера по игре в гольф является владельцем моторного завода. Это обстоятельство оказывает решающее значение при выборе мотора. Конструктор возмущается. Главный инженер начинает хуже играть в гольф, и партнер постоянно обыгрывает его. Тогда он предлагает конструктору взять мотор другой фирмы. Конструктор снова озадачен: он не знает, что ему делать с новым мотором.
Президент акционерного общества предписывает всемерное снижение себестоимости и эксплуатационных затрат.
Конструкция соответствующим образом изменяется.
Конструктор знает, что самолетная фирма "X" проектирует самолет с крылом "Чайка". В это время конструктор фирмы "X" стирает свои чертежи и начинает набрасывать крыло типа "Бабочка", так как он узнал, что фирма "У" разрабатывает крыло именно этого типа.
Президент акционерного общества возвращается из поездки по стране и рассылает циркуляр, в котором пишет, что самым главным качеством самолета в данный момент является улучшение обзора пилота и для достижения этой цели надо жертвовать и дешевизной конструкции, и скоростью. Конструкция, соответственно, изменяется.
Цех делает ошибку и укорачивает фюзеляж на 1 фут. Так как перед этим цех покрыл одну из ошибок конструкторского бюро, то по принципу "рука руку моет" конструктор написал длинный доклад главному инженеру, доказывая, что наблюдается тенденция к более коротким фюзеляжам, а поэтому следует укоротить фюзеляж на 1 фут. Конструктор и начальник цеха обсуждают этот вопрос, решают укоротить нос фюзеляжа на 1 фут и считают вопрос исчерпанным.
Наконец, прибывает мотор, и оказывается, что фирма построила 9-цилиндровый мотор вместо 7-цилиндрового, а подмоторная рама рассчитана на 7-цилиндровый мотор. После длительной и безрезультатной переписки между обеими фирмами о том, что делать - заменить подмоторную раму или снять два цилиндра - приходят к решению бросить монету. Заменяется подмоторная рама.
После установки мотора оказывается, что карбюратор задевает за шасси. Мотор отсылают обратно на завод для переделки карбюратора. Когда мотор возвращают, обнаруживается, что новый карбюратор задевает за масляный бак. Мотор снова отправляют на завод для переделки на непосредственный впрыск.
Ни один из рабочих, занятых на обтекателях, не знает английского языка. Поэтому инженер-конструктор на пальцах объясняет им, какого типа крыльевые зализы необходимо сделать. Думая, что он говорит о капоте мотора, они делают новый тип капота. Инженер-конструктор разрабатывает соответствующий чертеж и посылает его главному инженеру с сообщением о том, что его новый проект должен дать увеличение скорости на 4 мили в час.
Шасси было рассчитано на колеса малого диаметра. Кто-то изобрел такие колеса и продал их агенту по снабжению фирмы. После их установки оказалось, что зазор между винтом и землей слишком мал. Инженер-конструктор считает, что надо поставить трехлопастный винт, так как окружная скорость концов лопасти слишком велика.
Во время сборки самолета обнаруживается, что верхнее крыло упирается в потолочную балку цеха. После сравнения стоимости потолочного перекрытия цеха и одного набора стоек самолета, высоту коробки биплана решают уменьшить на 6 дюймов.
После первого взвешивания обнаруживается, что Ц.Т. самолета сильно смещен. Для получения нужной центровки изготавливается новое верхнее крыло с резко выраженной стреловидностью в плане. Главный инженер пишет президенту фирмы, что связанная с этим задержка оправдывается улучшением обзора пилота. При вытаскивании самолета из ворот ангара обламывают конец левой консоли крыла длиной 1 фут. Другую сторону тоже укорачивают на 1 фут и оба конца аккуратно закругляют.
Самолет проходит скоростные испытания, причем максимальная скорость оказывается на 5 миль/ч выше той, что ожидал конструктор, но на 5 миль/ч ниже той, которую он указывал в предварительных технических условиях. Эта скорость на 10 миль/ч больше той, которую ожидал получить инженер-расчетчик и на 10 миль/ч ниже той, которую он обещал президенту. Она на 15 миль/ч выше ожидаемой управляющим торговым отделом и на 15 миль/ч ниже указанной им в предварительной рекламе.
Именно эту скорость и ожидал получить президент фирмы, хорошо знающий свои предприятия.
П.П. Осборн