Яковлев, Александр Сергеевич

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
"Яковлеву удавалось убедить босса, что он якобы создал самолеты современной для того периода концепции и, используя положение и незаслуженное покровительство,   
выпускать эти самолеты крупными сериями..
Якобы? Я вижу тогдашнюю ситуацию так: накануне войны основу истребительной авиации составляет сложный в пилотировании (что, на мой взгляд, абсолютно недопустимо для массового истребителя и дискредитирует конструктора) И-16. Ведущее КБ страны явно находится в глубоком кризисе: вместо того, чтобы все силы бросить на И-180, заваливает его, зато в 1939 (!) году выпускает биплан И-153 (который затем производится 3,5-тысячным тиражом!), да еще ведет работу над бипланом И-190 (даже поднимает опытную машину) и кучей не истребительных проектов. Для такого паноптикума Як-1 был вполне современным, адекватным самолетом.

Позволю себе напомнить, что я просил привести примеры поликарповских самолетов "современной для того периода концепции, выпускавшиеся крупными сериями", опытные машины в счет не идут.
 

Solo_vlad

Я люблю строить самолеты!
Друзья, история ОКБ Яковлева не с Як-1 началась и не на Як-3 закончилась.
Одно то, что им вообще удалось построить ЯК-1 почти без всякого опыта говорит в пользу Яковлева и его команды.
Не стоит сравнивать  его с Поликарповым, они все таки создали свои лучшие машины в разное время, в разных условиях, и не в состоянии прямой конкуренции.
Самолет уровня Як-1 наверное поликарповское кб смогло бы сделать "левой задней ногой" в свободное от основной работы время. Но что это меняет? Всего четыре года - и Яковлев выдал Як-3 - поднаторел. Зато потом были як-18, ЯК-25, ЯК-40 - вот это аппараты!
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
При всём уважении к Н.Н. Поликарпову, не припомню его машин,свидетельствующих о гениальности.Нет в его машинах ничего,опережающего время.Заурядные конструкции... :(
Яковлев до Як-1 успел создать Як-2(4) (гл. конструктор Е.Адлер),самолёт проблематичный,заурядный по конструкции,но передовой по характеристикам.
Вскоре после Як-1,появился забытый всеми И-30,вот этот  замечательный истребитель действительно появился вовремя,и только из-за недальновидности руководителя партии и правительства не был запущен в серию.
Что касаемо конкуренции с Москалёвым,то САМ-25 уступал ЯК-6 в полезной нагрузке 320 кг,что было вероятно решающим фактором для выбора лёгкого транспортника.
САМ-13-очень интересный аппарат,но уж точно не переспективный истребитель для ВМВ.
Кстати и в Германии старик Хейнкель проигрывал Мессершмитту конкурсы зачастую не по "техническим параметрам"ЛА. ;)
 

foxtrot

летать тоже интересно
Откуда
г.Королев
появился забытый всеми И-30,вот этотзамечательный истребитель действительно появился вовремя,и только из-за недальновидности руководителя партии и правительства не был запущен в серию
:IMHO все намного банальней, цельнометаллические конструкции (коим был и И-30) в те годы к массовому производству не рассматривались.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Да ну!? ;D
СБ,Ар-2,Пе-2,Ил-4,Ли-2,ГСТ,Пе-8,Ер-2-эти строились серийно,а ещё проектировались самолёт103 и ДВБ-102 цельнометаллическими не просто так!Ил-2,кстати,был по большей части металлическим!
 
Я вижу тогдашнюю ситуацию так: накануне войны основу истребительной авиации составляет сложный в пилотировании (что, на мой взгляд, абсолютно недопустимо для массового истребителя и дискредитирует конструктора) И-16. 

Вы не забывайте что на этом сложном самолете летала вся истребительная авиация страны! И ниче так, не скулили.
Позже , когда появились в войсках дубовые англицкие истребители , многие летчики плевались и хотели вернуться на И-16. Про необычайную сложность И-16 это байки.

Ведущее КБ страны явно находится в глубоком кризисе: вместо того, чтобы все силы бросить на И-180, заваливает его, зато в 1939 (!) году выпускает биплан И-153 (который затем производится 3,5-тысячным тиражом!),
Ну тут вообще с ног на голову поставили все.
Заказ на бипланы снизошел с верхов-с. Кто платит тот и заказывает музыку. А КБ выполнело заказ блестяще.

По И-180 тоже все наоборот было. Самолет поставили в серию и не смотря на грандиозные усилия КБ (Поликарпова) этот самолет задавили. Кто? Да по личному указанию и при непосредственном участии Яковлева. Не дал этот самолет выпускать и все тут.

Убрав И-180 Яковлев зарезервировал производственные мощности под еще не существующий !! свой самолет.
 

Solo_vlad

Я люблю строить самолеты!
Да ну!?
СБ,Ар-2,Пе-2,Ил-4,Ли-2,ГСТ,Пе-8,Ер-2-эти строились серийно,а ещё проектировались самолёт103 и ДВБ-102 цельнометаллическими не просто так!Ил-2,кстати,был по большей части металлическим! 
И какие из них вы считаете истребителями?

не припомню его машин,свидетельствующих о гениальности
А что, кто-то назвал Поликарпова гением? Может, Яковлев гений, или Семен Лавочкин?
Не надо быть гениальным, что бы строить хорошие машины, а надо иметь натасканное на этом деле КБ и опытный завод. Ну и лапку сверху, как показали дальнейшие события.
И-16 в 30-х был хорошей машиной, одной из лучших в Европе. И-15 - тоже.
 

Solo_vlad

Я люблю строить самолеты!
Ведущее КБ страны явно находится в глубоком кризисе: вместо того, чтобы все силы бросить на И-180, заваливает его, зато в 1939 (!) году выпускает биплан И-153 
Lori,
вы просто вспомните все основные проекты кб Поликарпова за 38-39 годы и такие фантазии отпадут сами собой:
модернизация И-16 (тип 29)
создание и (или) проектирование
И-180
И-185
И-190
И-200 (он же Миг-1)
ТИС
Иванов
ВИТ-2
Итого 8 только основных самолетов, один из которых находится в серии (И-16), один станет родоначальником нового кб и тоже увидит серию (И-200), один оставит такой след (И-180), что его 70 лет вспоминают как Нечто, биплан станет не нужен ВВС, Иванов наверное Сталину, не знаю.
В любом случае, там велась настолько гиганская работа, что не заметить ее нельзя.
 
Яковлев до Як-1 успел создать Як-2(4) (гл. конструктор Е.Адлер),самолёт проблематичный,заурядный по конструкции,но передовой по характеристикам.
По Як-2(4)- когда группа конструкторов прибыла  в войска чтобы посмотреть ход войсковых испытаний то летчики в благодарность чуть не набили им морды.
Только усилиями командиров удалось сдержать громадный порыв благодарности за выдающийся самолет. Факт известный.

Яковлев этот самолет сделал выдающимся только на словах.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Про то,как Як-2(4) довели до жизни такой,я прочитал в книге ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ЭТОГО САМОЛЁТА Е.Адлера!Пересказывать не буду,рекомендую почитать.
Самолёт задуман был не таким,хотя таким как был задуман он непонятно кому был бы нужен... ;D Впрочем,с "Москито "было поначалу также.
Я думаю,этот самолёт был так сказать PR-акцией Яковлевского КБ.Она блестяще удалась,самолёт в общем-то тоже. ;)
 

Nicolai73

Я люблю строить самолеты!
Ребята, не занимайтесь глупостями, почитайте лучше интересные мемуары:
http://www.cn.ru/forum/showthread.php?t=88478
не нам судить о конструкторах и пилотах тех лет, мы недостойны той жертвы которую отдали наши деды и отцы, мы все уже профукали, и топчимся на их останках :(, и этими разговорами, детей наших губим, учим плевать на наших предков.
Они наплюют и на нас.
 

Ритон

Я люблю строить самолеты!
Откуда
MCR
 
1). летчики в благодарность чуть не набили им морды.
Факт известный.

2)Яковлев этот самолет сделал выдающимся только на словах.
1)чуть-чуть не факт. Факт -  если летчики набили морды, а НКВДшники составили протокол.

Может конструкторы, до  этого в войсках не бывавшие,  вернулись из командировки, наговорили страстей господних про узлы разработанные соседом по КБ, чтоб героям себя ощутить. Обычное дело. Для такого урока их туда и посылал Яковлев, чтоб летуны (юзеры) мозги прочистили конструкторам.  Возьмите этот метод воспитания специалистов на вооружение.

2) Яковлев из московских коммерсантов, он всегда понимал значение рекламы. Талантливый человек талантлив во всем
 
.. почитайте лучше интересные мемуары:
Я эти все мемуары уже читал. Список хорош.

мы недостойны той жертвы которую отдали наши деды и отцы, мы все уже профукали
У меня противоположное мнение.
Да и чтобы чтото профукать надо его сначала иметь.
 

Solo_vlad

Я люблю строить самолеты!
не нам судить о конструкторах и пилотах тех лет, мы недостойны 
Коль, доля здорового юмора и цинизма тоже нужна. А иначе это не история, а сказка о гениальных инженерах, бесстрашных пилотах и их мудром командире получится.
 

Ритон

Я люблю строить самолеты!
Откуда
MCR
Еще раз посмотрел "мемуары" Москалева. Много там о Яковлеве. Житейские обиды, ворчание пенсионера, но он имел право вставить строку в историю.  Мир их праху,  они оба достойны многих добрых слов.


Москалев сам признает, что   конструктор-одиночка не мог конкурировать с Микояном и Яковлевым, так как им доверили большие коллективы (в них вложились ) и эти коллективы привлекли лучших специалистов.
Сам Москалев пришел в авиацию с  диплом инженера-аэромеханика, начал сразу с работы инженера-расчетчика.  «А между тем, за проектирование и строительство самолетов брались люди, даже не имеющие технического образования. Известно, например, что некоторые наши знаменитые авиаконструкторы сначала как-то строили самолеты, имея едва общее среднее образование, а уже потом учились в академии имени Н. Е. Жуковского. Было удивительно, что такое сложное техническое сооружение, как самолет, строилось и летало фактически без серьезного научно-технического обоснования.» Намек прозрачен.

Но интересно другое. У него был в жизни другой шанс возглавить очень ответственную и интересную работу:
«К этому времени начальником Ленинградской Краснознаменной Военно-воздушной инженерной академии (ЛКВВИА им. Можайского) был назначен генерал-лейтенант Петр Васильевич Родимов. Родимов когда-то был старшим военпредом на заводе № 18 в Воронеже. Он предложил мне работу старшего преподавателя в академии. Почти одновременно я получил предложение от С. П. Королева работать у него первым заместителем. Я выбрал академию. Туда же преподавателем устроился и Четвериков. На этом двадцатилетняя работа в авиационной промышленности кончилась и началась работа преподавателя конструкции, прочности и аэродинамики самолетов на инженерном факультете ЛКВВИА. Это был июль 1948 года. Вскоре я защитил диссертацию по теории крыла малого удлинения и …»
Дороги, которые мы выбираем. :cool:
 

kazah

Я люблю строить самолеты!
Добрый вечер Всем.Все таки замутили... Между Вами всеми и теми пропасть. Это история Нашей авиации и надо ее любить и тех людей которые ее делали, каждый по своему. А Вы тут камнями во всех..Так эмоции захлестнули, извините.
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
И-16 в 30-х был хорошей машиной, одной из лучших в Европе. И-15 - тоже.
Для праздничного кувыркания на глазах руководителей страны - без сомнения, но как массовый истребитель И-16 хорошей машиной не был никогда, по моему мнению. Против И-15 ничего не имею.

Вы не забывайте что на этом сложном самолете летала вся истребительная авиация страны! И ниче так, не скулили.
Я об этом помню очень хорошо, и нелепость этого мне очень не нравится. Более того, я считаю то, что уничтожение на земле в первые месяцы войны большей части Ишаков и Чаек сохранило жизни многих советских пилотов.

По поводу скулежа: к сожалению, не помню, где читал, что против приема на вооружение И-16 была большая группа военных, аргументирующих это именно сложностью его пилотирования.

Позже , когда появились в войсках дубовые англицкие истребители , многие летчики плевались и хотели вернуться на И-16.
Думаю так, Харрикейн, о котором Вы говорите, был совсем другим самолетом, требовавший совершенно иного подхода к пилотированию, что для пилота, уже освоившего И-16, было очень непросто психологически. Уже с П-40 количество желающих вернуться на И-16 сильно поубавилось. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что таковые остались, тот же Голодников, но это объясняется просто, высокой квалификацией этих пилотов, способных эффективно использовать возможности И-16.

Про необычайную сложность И-16 это байки.
Байки, говорите?..
Вообще, то, что И-16 со своей задней центровкой и маленьким плечом стабилизатора был сложным в пилотировании самолетом (особенно на посадке), требовал постоянного вмешательства в управление, это факт, доказательств не требующий, об этом подавляющее большинство экспертов говорили и говорят в один голос, начиная с Чкалова. Насколько же эта сложность была "необычайной", не мне судить, но то, что это был самолет для пилота выше среднего уровня, тоже ни для кого не секрет. Я считаю, что использовать такой истребитель в качестве основного для массовых ВВС - стратегическая ошибка. А то, что хвалили его пилоты, тоже понятно, сначала сравнить не с чем было, не с И-15 же, а потом появилась возможность похвастать освоением непростого самолета. Приведу типичный пример. У Голодникова описан эпизод, как под Североморском американские инструкторы, вводившие наших пилотов на П-40, слетав на И-16, удивились тому, как русские на них просто-то летать могут, не то, что воевать. Автор об этом пишет с нескрываемой гордостью.

Ну тут вообще с ног на голову поставили все.
Заказ на бипланы снизошел с верхов-с. Кто платит тот и заказывает музыку. А КБ выполнело заказ блестяще.
Боевая техника - не вышедшая из моды песенка в ресторане, отсталость в этой области ведет к смертям соотечественников. Я тут вижу три варианта.

1. Конструктору наплевать на жизни тех, кто будет воевать на негодном самолете, платят - и отлично (если я правильно понял, Вы придерживаетесь именно такого объяснения появления И-153).
2. Конструктор не понимает, что эпоха истребителей-бипланов давно закончилась и делает устаревший самолет, не ведая, что творит.
3. Конструктор все понимает, но характера не хватает отказаться от глупого и вредного заказа.

Ни один из этих вариантов не украшает конструктора.

По И-180 тоже все наоборот было. Самолет поставили в серию и не смотря на грандиозные усилия КБ (Поликарпова) этот самолет задавили. Кто? Да по личному указанию и при непосредственном участии Яковлева. Не дал этот самолет выпускать и все тут. Убрав И-180 Яковлев зарезервировал производственные мощности под еще не существующий !! свой самолет.
Наиболее подробное и непредвзятое описание работы над поликарповскими машинами (буквально пошаговое), в том числе и над И-180, я встретил в книге В. П. Иванова "Самолеты Н. Н. Поликарпова" (Русское авиационное общество, 2004 г.). Глава 17, "Грустная история одного истребителя" (32 страницы формата А4).
После прочтения у меня сложилось мнение, радикально отличающееся от Вашего: никто И-180 специально не давил, просто почти за полтора года с момента подписания указа о начале серийного производства (июль 39-го) до середины декабря 40-го года (прекращение работ) поликарповское КБ не сумело наладить его производство. И не по вине А. С. Яковлева, который стал заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике 11 января 1940 года и поначалу требовал ускорения производства И-180.
Очень похоже, что для внедрения И-180 в производство у Поликарпова не хватило характера, воли и умения работать в неблагоприятной обстановке. А бардак в промышленности был фантастический, постоянные срывы сроков на заводах, противоречащие друг другу постановления и указы, доносы, проверки НКВД, посадки работников. Но в этих условиях работали все конструкторы СССР. Кстати, Поликарпов преобразовывал И-16 в И-180 непозволительно долго для предвоенных условий, более двух лет до запуска в серию (с середины 37-го до середины 39-го) и в 1940-м самолет, еще на сойдя с конвейера, уже уступал в скорости серийному Bf-109F4. Для сравнения, И-16 был создан и внедрен в устойчивое серийное производство всего за год.

В любом случае, там велась настолько гиганская работа, что не заметить ее нельзя.
По-моему, работу логичней оценивать не по объему, а по результату. Результат, же, на мой взгляд, плачевен: из восьми упомянутых проектов (И-16 тип 29, И-180, И-185, И-190, И-200, ТИС, Иванов, ВИТ-2) серийно производились полтора - И-16 тип 29 и МиГ-1/3 - другим КБ. На удивление нерациональное использование интеллектуальных и материальных ресурсов. А такой след И-180/185 оставили, полагаю, в основном, из-за народного пристрастия к легендам, сочувствия к обиженным и желания найти одного виноватого во всех бедах (сегодня для страны таким является Чубайс, ну, а вчера, и в более узких кругах, - А. С. Яковлев).
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
не нам судить о конструкторах и пилотах тех лет, мы недостойны той жертвы которую отдали наши деды и отцы, мы все уже профукали, и топчимся на их останках , и этими разговорами, детей наших губим, учим плевать на наших предков. 
Ой, не надо высокопарных слов!Мы имеем право и должны критически осмыслить деяния наших предков и извлечь уроки.
А между тем, за проектирование и строительство самолетов брались люди, даже не имеющие технического образования
Насколько я знаю (из авиационной энциклопедии) сам Москалёв такого образования не имел,а закончил мехмат толи ЛГУ,толи МГУ. ;)
Самолёты Москалёва САМ-5-2бис с его фантастическими характеристиками и САМ-25-это очень интересная тема для обсуждения.
 
как массовый истребитель И-16 хорошей машиной не был никогда, по моему мнению
Правильно Вы сказали - это Ваше личное мнение. Надо добавить , что оно идёт в разрез с мнением экспертов и той эпохи и современных.

я считаю то, что уничтожение на земле в первые месяцы войны большей части Ишаков и Чаек сохранило жизни многих советских пилотов.

Опять таки это ваше личное мнение. Сохранение жизни летчиков не есть задача ВВС и отдельно всятого самолета. И-16 успешно воевал первые 2 года войны. Сравните количество выпускаемых Як и Ишаков.

Вообще, то, что И-16 со своей задней центровкой и маленьким плечом стабилизатора был сложным в пилотировании самолетом (особенно на посадке), требовал постоянного вмешательства в управление, это факт

Летчик в самолете не для центровки посажен. Такого вертлявого и скоростного самолета как И-16 небыло ни до ни после.  Концепция высокоманевренного и скоростного самолета решена полностью и блестяще.

никто И-180 специально не давил, просто почти за полтора года с момента подписания указа о начале серийного производства (июль 39-го) до середины декабря 40-го года (прекращение работ) поликарповское КБ не сумело наладить его производство. И не по вине А. С. Яковлева, который стал заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике 11 января 1940 года и поначалу требовал ускорения производства И-180.
Тут Вам могу только порекомендовать почитать еще книг по теме.
Из современных и легко доступных: подробный анализ дает Солонин в " На мирно спящих аэродромах " . Есть еще мемуары ведущего инженера НИИ ВВС. Там упоминается как , кто и почему продавливал сырой Як , как велись испытания и т.д. О И-180 тоже пишется..

А такой след И-180/185 оставили, полагаю, в основном, из-за народного пристрастия к легендам

Это не так. Дилетантское заблуждение. Вы не знаете истории авиационной техники.
 
Вверх