почему же не допускаете возникновение волн в воздухе от элементов ВС, как на воде от бортов лодки ?
У людей образованных и воспитанных, как это называется, ... чьи-то " идиотские представления " принято называть
заблуждениями ...
Полагаю, что апологеты ИМВ (к сторонникам которых причисляю и себя ) заблуждаются в том, что представляют распространение взаимодействия движущегося в воздущной среде объекта с воздухом в виде
волн на поверхности разделения сред ( водной и воздушной ). Волна на границе разделения сред - "плоская".
Она не переносит импульс*.
*
( Хотя, для морских волн перенос всё-таки есть и этот "перенос Стокса" учитывается в океанографических приложениях. Ссылку на интересную работу по этому вопросу я как-то приводил... с картинками. Для аналогии распределения импульсов взаимодействия в воздушной среде, считаю картинки движения внутри волны вполне подходящими...)
Волны в невозмущённой ("ламинарной", спокойной ...однородной по составу и параметрам ) воздушной среде распространяются объёмно - они сферические. Они переносят взаимодействие, как "волны давления" и "волны разряжения", "аккустические волны", "температурные волны", "волна излучения"...
В этом рассмотрении,
считаю более уместной аналогию с электро-магнитными взаимодействиями. Впрочем, эти явления ещё более сложны для визуального или непосредственного восприятия... Аналогии из гидродинамики уместны, с оговорками на то, что они просты для визуализации ( наглядны ) и доступны, что называется, в ощущениях. Но, из-за различия водной и воздушной сред ( примерно в 150 раз по плотности ) при наблюдении многих явлений в воде, они будут сильно гипертрофированы, по отношению к аналогичным явлениям в воздухе. Либо, как тут выражается один читатель : "..ничего и близко не лежало".
Нужно уметь видеть, что в гидродинамике наглядно и "очень ярко" отражает явление в воздушной среде, а что не применимо даже для аналогии.
Надеюсь, что все понимают, чем аналогия отличается от тождественности в явлениях (?)
На мой взгляд, ИМВ,
( сферическая волна ),распространяясь и рассеиваясь - теряя энергию, трансформируется в вихрь. В том виде, как мы наблюдаем вихревые - турбулентные потоки. И
это характерно для всего диапазона дозвуковых скоростей.
Ещё наблюдаю любопытную закономерность. Люди, достаточно много летающие на каком-либо малоразмерном аппарате ( пилоты ), гораздо чаще обращают внимание на некоторые несоответствия практического опыта взаимодействия с воздушной средой с теоретическими основами, которые им когда-то преподавали или они самостоятельно почерпнули из популярных источников. Это нормально... Они непосредственно контактируют с воздухом и часто обращают внимание на моменты, которые не отражены в популярной или широко доступной литературе. Вопросы, которые возникают у пилотов, могут вызвать затруднения с ответом у "съевшего" не один учебник аэродинамика...
К слову об обсуждаемой "эжекции", -
пропеллер, заключённый в кольцо, весьма крепко "присасывается" к поверхности, расположенной примерно на расстоянии его "полуразмаха" - будь то борт самолёта, дирижабля или поверхность взлётной полосы. Чтобы изменить положение такого агрегата ( например ) "оторвать от полосы" ( взлёт - называется ), нужно приложить механический момент, сопоставимый по величине с гироскопическим моментом винта. Так работает аэродинамика пропеллера в кольцевом насадке вблизи поверхности...