Никогда не летал на Як12( даже пассажиром), но во внутренностях М14П бывал часто. Так что позволю ,так сказать, высказать
Для такого большого самолета как Як12 М14П очень правильный двигатель. А 2.75м проп - очень правильный проп. Я так думаю.
Увеличение мощности М14П путем переделок считаю нецелосообразным. Во первых потому что заявленые 360 сил- это ещо те,советские силы ( помните как различались ватты в мощностях советских и японских динамиках?). Т.е это гарантированный миниум. Испытания на стенде обычно дают 15-20 а то и все 25 сил больше. В то же время отмадернизированный М14Х( или что там?) заявляется как 400 сильный. Но это уже современные силы, т.е все что смогли выжать. Стоит ли корячиться из-за 15-20 сил?
Турбина наддува на М14П если не ошибаюсь крутится на 8000( лень книжку искать), а на М14Б-9000. Т.е разница совсем не большая. М14Б наверно поэтому экономичнее( т.е сжгет меньше грамм топлива на л.с в час). Читать турбину наддувом вообще-то можно с большой натяжкой. Скорее она для перемешивания топлива с воздухом. На 400 сильном М14 ставятся другие шестеренки и она крутится уже 13 или 15 тыщ.( я всего один такой собирал). При этом валы шестеренок остаются те-же. Не думаю что это правильное техническое решение, ведь момемты возрастают в разы.
Электронное зажигание возможно улучшит работу, так как есть возможность получить более мощную искру. Но как его туда впендюрить? На М14 очень неудобный для этой цели привод магнето.Т.е либо корпус магнето надо оставлять и пользовать его контакты с электронной системой, либо ставить на задней крышке двигателя девять датчиков холла. В обоих случаях овчинка выделки не стоит.
Один умелец в Штатах стал лить выпуклые поршни для М14П. 100ЛЛ позволяет увеличить степень сжатия. Думаю что это самый реальнуй путь выжать десяток другой лишних сил.
Думаю что генератор можно использовать любой автомобильный. На таких оборотах он запроста выдаст 24 вольта если вместо штаного на 12В поставить регулятор на 24В. Сам я ставил уже купленный хозяином самолета. В готовом виде он идет за 750 долларов кажется. Но экономия весса коллосальная. Ведь можно выбросить кучу проводов и реле тоже. Тот генератор что стоит на М14П- это от того что нашим советским инжинерам было лень его переделывать. На яке ведь просто нет такого потребителя мощности как на АН14.
МТ проп дает больше тяги,но по сравнению с лопатой от Як52. С 2.75м его никто не сравнивал насколько я знаю. А жаль. 2.75- очень даже делает разницу.
Американское масло мощности не добавляет. Однако сильно улучшет внутренний вид двигателя. А значит и ресурс.
Крышки для слива масла можно сверлить в любых местах лиш бы масло сбегало. Я сверлил сами цилиндры в области болта качалки. Наризал резьбу и вворачивал 10мм трубочки, которые соединял резиновым шлангом. Но там надо предусмотреть ну очень уж заметный общий кран чтобы не забыть закрывать его перед взлетом,. Иначе хана.
Магнето от Ка26 сделают более мягкой работу двигателя на низких и средних оборотах. Что конечно приятно.
Свечи Чампион ничем не лучше родных( засираются точно так же). А вот провода придется переделывать.У Чампиона резьба другая. Лучше уж сразу переделать на автомобильные( если конечно возможно). Автомобильные свечи на два и четыре усика сейчас не редкость. Бош например делает такие и даже с титановым сердечником
Короче: Если правильно заточить карбюратор, регулятор шага, магнето , залить правильный бензин- то все переделки по повышению мощности теряют преимущество. Причем за очень дополнительные деньги.
Однако думаю что тягу можно существенно увеличить если на Як12 поставить двигатель М14Б и трехлопастной металлический винт как это было на АН14. Правда надо ноги увеличивать. Что вполне возможно. :