Заинтересовал график условий обледенения карбюратора. Если я правильно понимаю суть процесса: бензин (жидкость) в карбюраторе распыляется, на что необходимо некое кол-во тепла, поэтому в карбюраторе образуется изморозь, и она перекрывает входное отверстие.
Обледенение карбюратора является следствием двух одновременно происходящих событий:
1) На испарение бензина требуется энергия, которая берется из окружающей среды, следовательно происходит ее охлаждение.
2) Местное адиабатическое охлаждение воздуха вследствие вакуума, который образуется при обратном движении цилиндров.
Но глядя на график делаю вывод: это должно происходить чуть ли не всегда в осенне-весенний и тем более зимний период. Редко когда зимой, в наших широтах влажность меньше 75%. Но на практике обледенения карбюратора не наблюдается!
Я вот тоже не пойму. В справочниках про этот процесс всегда пишут, что он "может" происходить при таких-то условиях. Но почему, если условия есть, а этого не происходит, нигде не поясняется.
На Як-52 и Як-18Т. летал до высоты 1600м. Две зоны на пилотаж отлетал с большим удовольствием. Два слоя облачности: первый 300-450 м баллов 4, и второй сплошной выше 2000м. Обледенения не наблюдалось вообще.
Не знаю, в этом ли причина, но вот такое еще вычитал.
Высота, на которой начинается обледенение, также зависит от скорости самолета, в том смысле, что обшивка самолета нагревается из-за трения и компрессии омывающего воздуха. Нагрев обшивки на 2 градуса Цельсия ведет к тому, что обледенение начнется прибл. на 300 метров выше, чем ожидалось.
Табличка нагрева обшивки в зависимости от скорости:
км/ч 100 200 300 400
Тнагрев. в
сухом возд. 0,4 1,8 3,5 6,2
Тнагрев. во
влажн. возд. 0,4 1 2 4
Формула прибл. расчета повышения температуры в зависимости от скорости: Т = 1:3 (V:100)[sup]2[/sup]
где V- скорость в км/ч.
Еще следует учитывать, что обшивка принимает температуру окружающей среды не сразу, а требуется определенное время. Поэтому при наборе высоты обшивка будет иметь более высокую температуру, чем окружающая среда и обледенение начнется с запаздыванием.
То есть, имеются вот такие еще нюансы, которые для пилотажа как раз могут быть актуальны.
(короче, чем дальше в лес, чем больше дров)