в продолжение темы о недорогих гарнитурах
http://goryham.qrz.ru/techn/pc-mic.htm
http://www.qrz.ru/schemes/contribute/technology/840-mic.shtml
и подавления посторонних шумов
http://www.cqham.ru/mike_master.htm
И гарнитура ГСШ-А-18 - то мне кажется что по защите от внешнего шума - они одинаковая дрянь... Амбушюры сделаны единообразно. Тоесть практически - они никакие.
То есть в комнатных условиях всё будет хорошо. Но как только залезете в СТОЛик или иной какой Бекас... И ничего разборчиво не услышите. Мотор будет слышен лучше радио.
Подоткнул к Кенвуду простейшую компьютерную закрытую гарнитуру.
Питание микрофона через резистор 15к, и конденсатор 1 мкф на микрофонный вход радиостанции. Качество звука несопастовимо лучше, чем с ГСША, как в наушниках, так и сигнал с микрофона. По шумоизоляции примерно одинаковые.
В полете пока не пробывали, погода не позволяет.
Описанная мной в начале темы гарнитура вполне успешно эксплуатировалась на дельталёте. Однако мы прошлым летом достроили самолёт.
Для самолёта ( типа Зодиак ) - нужно было достать или сделать гарнитуру с наушниками и микрофоном на кронштейне у рта. Кнопка РТТ была предусмотрена на ручке управления самолёта.
Как я упоминал - сперва мы приспособили гагнитуру ТМГ-8А - применяющуюся для ларингофонных классов в школе. Просто валялась такая вещь без дела в гараже.
Микрофон там исходно - динамический. Вместо него мы поставили электретный микрофон и согласующую цепочку - выломанные из родной гарнитуры для Вертекс. Перепаяли разъёмы для присоединения к станции. В лабораторных условиях всё заработало нормально. Однако в условиях шума в кабине самолёта - это оказался негодный вариант. Наушники ТМГ-8А имеют неудовлетворительную защиту от шума.
Для самолёта мы решили найти недорогую компьютерную гарнитуру с приемлемыми свойствами. И нашли.
На нашу удачу - микрофон там оказался точно такойже как в тангенте от Вертекс.
Вся работа по адаптации - свелась к перепайке разъёмов.
Практика показала что такой вариант гарнитуры может использоваться на самолёте и обеспечивает удовлетворительное ( или даже хорошее ) качество связи.
Расцветка проводов соответствует применённой нами - при использовании ( перепайке ) кабеля от тангенты Vertex Standard. Тоесть цвета тут - не догма.
Вы забыли еще одну маленькую деталь. Для самолета кроме связи с внешним миром необходимо внутреннее общение, тоесть интерком.
Раз уж мы начали летать с компьютерными гарнитурами, [highlight]давайте и интерком под них[/highlight] простенький привяжем.
Может у кого схема от интеркома на две персоны завалялась.
Все както громозко получается. Тем более с голосовой активацией. Хочется посмотреть как у загнивающих братьев это решено.
что то захотелось в кружок "умелые ручки" поиграть.
В детстве наверное не наигрался.
ski_vova идея иметь интерком - ну или проще говоря систему внутренней связи - понятна.
Мне тоже приходили в голову такие мысли.
Однако я не забыл про интерком - а сознательно проигнорировал эту идею на нашем самолёте.
Причины в следующем.
В самолёте всёже не настолько шумно - чтоб нельзя было сообщить друг другу важную информацию. Хотя конечно особо не поболтаешь...
Интерком заметно усложнит систему связи. Особенно самодельный интерком.
Были у меня мысли сделать так - чтобы у пилота при переключении на внутреннюю связь в одном наушнике оставалась трансляция с радиостанции а другой наушник переключался на внутреннюю связь. Соответственно - микрофон должен переключаться на внутреннюю или наружную связь - в зависимости от положения переключателя. На пассажира можно надеть просто наушники с микрофоном постоянно подключенные к внутренней связи. Ну и чтобы всё это работало - нужны два усилителя и коммутирующее реле. А скорее два реле... - для ушей одно и для микрофона второе. Ибо одного не хватит... Ну и кнопку управления интеркомом можно поставить - к примеру на секторе газа. Там у пилота левая рука практически постоянно находится...
( Кнопка РТТ у нас на торце ручки управления ).
С точки зрения электрической - система не сильно сложная. Однако я подумал что на пилота осыплется необходимость контролировать положение кнопки переговоров внутренней связи. Увеличится вероятность пропустить важное сообщение в эфире. И в общем нефига отвлекать пилота болтовнёй...
Ну и на этом - мы идею с внутренней связью пока прикрыли. Можно конечно купить готовый импортный интерком с электронным управлением. Это позволит не отвлекаться на кнопку связи...
Но во первых не известно на сколько легко получится скоммутировать нашу станцию с интеркомом. Это не всегда проходит гладко.
А во вторых - мы столкнулись с какими то эфирными помехами... То ли с армейской релейки не далеко от Гостилиц прёт несучка... ( несушая частота или помеха какая то ) - толи причина ещё какая то... В общем на высоте порядка 150 метров и выше - в эфире прёт какая то лажа - которая будет заставлять срабатывать автоматику интеркома. На эту несучку реагирует шумодав радиостанции... Так что поболтать не факт что удастся.
Ну и вот по этим причинам - с интеркомом мы вопрос тормознули.
В своё время в журнале МОТО была опубликована статья про интерком для мотоцикла. Конструкция не сложная и подробно описанная. Я собрал тогда это устройство по просьбе одного товарища. Конструкция в комнатных условиях работала. Я пробовал ( для испытаний ) переговариваться между разными комнатами в квартире - присоединив к интеркому провода длинной порядка 8 метров. Слышно было очень прилично. Однако у товарища конструкция как то не прижилась. Причина - скорее всего в необходимости присоединять к интеркому на мотоцикле - провода от шлема.
В принципе нечто подобное можно внедрить на самолёте - дополнив схемой взаимной коммутации с радиостанцией. Ну и возможно - доработав для работы с другими микрофонами и наушниками... С теми что применяются в гарнитурах на самолёте.
Статья - " Чтоб не орать во всю ивановскую... " из журнала МОТО № 5 за 1994 год.
( про самодельное переговорное устройство для мотоцикла ).
У меня такая идея для использования в двухместной закрытой кабине .
Взять готовую схему системы активного шумопонижения подключив оба микрофона с гарнитур, на которые одинаково воздействует шум в кабине самолета, который будет подавлятся в противофазе и не будет влиять на сигнал с одного из микрофонов . Наушники нагрузить на общий выход, поставив дополнительный усилитель с регулятором громкости и смешивать(микшировать) с сигналом с выхода радиостанции. С микрофонного усилителя(шумоподавителя)брать сигнал на микрофонный вход радиостанции. Кнопка РТТ уже установлена на ручке управления.
В полете вы будете слышать себя и собеседника, а так же эфир. При нажатии РТТ будет возможность общения с внешним миром пилота и пассажира.
Возможно с шумоподавлением и голосовая активация интеркома для внутренней связи будет не актуальна.
Вот тут обычно рога и вылезают.
То не слышно - то завоет.
Хотя безусловно - интерком не предполагает нарушения законев термодинамики. Следовательно сделать и довести до ума можно. Но скорее всего сперва придётся помучиться и поработать над ним хорошенько.
Никто и не ищет легких путей. Интересно сделать и сравнить с фирменным. Я для себя интерком заказал на спрусе, тоесть есть с чем пока летать, а потом и сравнить интеркомы можно, их работу в "полевых" условиях. Возможно еще кто то подхватит эту идею.
И так, для себя, юность творческую доперестроечную вспомнить.
Когда в 2004г начал летать тоже стал искать бюджетный интерком. Под руку попался китайский магнитофонный моно плеер. Отпаял провода от магнитной головки и припаял два паралельных ДЕМШ. Два родных динамика тоже паралельных вмонтировл в шумозащитные наушники . Получилось вполне удовлетворительно, а если учесть затраты то можно сказать и хорошо. Переговорка работала в непрерывном режиме, хороших батареек хватало минимум часов на 10 разговора. Эксплуатировал 7 лет все работоло нормально.
Этой зимой приобрел Скаларадер и тоже вмонтировал в шумозащитные наушники как будет в самолете посмотрим в мае.
Как собрать простейший усилитель на двух транзисторах мы знаем. А хочется попробывать еще и с шумом поборотся доступным путем.
Я на время обучения полетам арендовал буржуйский интерком с голосовой активацией для обеспечения внутренней связи. Так вот. В процессе общения с собеседником в ушах прослушивается шум мотора по громкости примерно в половину относительно собеседника.
При интенсивном общении (ученик-инструктор) это напрягает.
Такой эфект присутствовал при большом уровне громкости. Уменьшая громкость можно было добиться и приличного, разборчегого розговора и очень не больших посторонних шмов. Переговорка была включеа весь полет , без переговоров, легкое не раздражающие шипение.
Vitalich - как я понял - все Ваши варианты - это только внутренняя связь ? Летаете без радио ?
Тогда всё проавильно. Без радио сделать как у Вас или как я делал по журналу МОТО - не сложно.
Хуже ( ИМХО ) - когда пилот оказывается нагружен контролем внутренней связи и радиостанции одновременно. Ему ведь и управлением надо заниматься...
А радиопереговоры - скажем в районе Гостилиц бывают плотные. Бывает что каждую минуту или две минуты - или взлёт или посадка... В эфире переговоры - как в Пулково ...
У меня такая идея для использования в двухместной закрытой кабине .
Взять готовую схему системы активного шумопонижения подключив оба микрофона с гарнитур, на которые одинаково воздействует шум в кабине самолета, который будет подавлятся в противофазе и не будет влиять на сигнал с одного из микрофонов .
Схему с операционником я пробовал. Она слишком учебная. Типа, для изучения принципа действия шумодава. Качество работы сильно зависит от типа микрофона. Если микофоны чувствительные, то при загрузке первого микрофона звуковым полем (голос имеется ввиду), второй тоже "слышит" его. Только с уже набежавшей разностью фаз и искажениями. Потом дифференциальный усилитель всё это вычитает и вываливает в уши покоцанный сигнал, иногда с какими-то покрякиваниями, причмокиваниями и прочим непотребством. Более/менее приемлемое качество получилось, когда поставил микрофоны ДЭМШ. Это вообще самый луЧЧИЙ микрофон на свете (даже если Света про это и не знает ;D) У ДЭМША очень низкая пространственная чувствительность. Он сам, аки лев шум давит, ну и диф. усилитель помогает несколько.
Сегодня наконец попробывали работу комповой гарнитуры в полете с радиостанцией кенвуд. Разборчивость речи несопоставимо лучше, несмотря на присутствие посторонних шумов. Микрофон облочен в паралонку.
Амплитуда сигнала(голоса), действующая на микрафон с растояния 1-3 см несопастовима с воздействием с расстояния около метра, которое будет подавлять основной сигнал. Чувствительность электретного микрафона регулируется безпроблемно.
Амплитуда сигнала(голоса), действующая на микрафон с растояния 1-3 см несопастовима с воздействием с расстояния около метра, которое будет подавлять основной сигнал.
Не вкурил, какой основной сигнал? Когда один из членов экипажа говорит в свой микрофон, второй обычно молчит и слушает. Так в авиации принято. Поэтому во втором микрофоне присутствует только дальнее звуковое поле. Оно содержит две компоненты. Это шум и голос говорящего в первый микрофон. Только в первом микрофоне голос говорящего будет создавать аутентичный сигнал а во втором ослабленный и с искажениями. А потом эти два сигнала вычтутся в диф. усилителе. И получается, таким образом, что из аутентичного сигнала вычтен похожий на него сигнал дальнего звукового поля. При этом аутентичный сигнал может в некоторых ситуациях значительно деградировать. Вот как-то так.
Только в первом микрофоне голос говорящего будет создавать аутентичный сигнал а во втором ослабленный и с искажениями. А потом эти два сигнала вычтутся в диф. усилителе.
Повторюсь. Уровни сигнала на столько разные, что ощутимого вычитания не должно быть. Главное задавить винтомоторный шум без существенного искажения речи.
Вобщем хватит спорить, нужно пробывать.
Часто практический результат отличается от теоретического.
Попробуем собрать: