Заканчивается первый месяц осени.
В 10 часов утра в Печоре ветрено и прохладно. Да не. Кому врать-то! Реально холодно))
Деревья стоят голые и ветер несет и бросает повсюду желтые листья.
Пару интересных цифр из интернета. "Численность населения муниципального района с тремя городскими и четыремя сельскими поселениями
: 46,7 тыс. человек (на 1 января 2022 г.). Плотность населения
: 1,6 чел. на км2. Приравнен к районам Крайнего Севера, белые ночи длятся почти 80 дней с мая по август.
В 1937 году шло строительство железной дороги Котлас – Воркута. Для моста этой дороги через реку Печору были разобраны и перевезены в Коми АССР конструкции строившегося в то время в Москве Дворца Советов, а также один из мостов через канал Москва – Волга."
Общие сведения < О районе < МО МР «Печора» | Печора
Про автомобильный мост через р.Печору, Страна Советов не успела подумать.
Нынешней власти с ее бурными идеями тоже пока не до моста. Так и перебираются люди на авто во многих северных городах типа Печоры, то зимой по льду, то летом по паромной переправе.
" На сегодняшний день мы являемся очевидцами совершенно уникального и позорного факта: на реке Печора, имеющей протяженность более 1800 километров и занимающей по этому показателю шестое место в Европе, нет ни одного автомобильного моста! Для справки: через более скромный по протяженности Рейн (1233 км) проложено свыше ста (!) автомобильных и железнодорожных мостов. "
Есть свободное время до обеда, а в 15 часов у меня посадка в поезд. Еду дальше на север и до этого времени большое желание побывать в музее Печоры. Надеюсь будет интересно и познавательно.
Первым делом после завтрака отправляемся на дачу к Николаю и Алле. В багажнике отделенном сеточкой едет верный спутник семьи, ласковый и большой пес, Умка. Мы с ним знакомы по весне. Собакин меня явно узнал и вилял радостно хвостом по приезду.
По пути остановка в городе у небольшой частной пекарни. Алла выходит и вручает теплый сверток. Кто его знает, как все дальше сложится, но теперь у меня есть большой, вкусный, мясной пирожок )) И он останется в дорогу.
Судя по тому, что людей много заходит, заведение сделало себе хорошую репутацию.
Асфальт чуть больше десятка километров и в конце чуть грунтовки.
Сколько желания и сил есть у людей, чтобы поднять и разработать своими силами кусочки северной земли и сделать ее плодородной.
- В Печоре рискованное земледелие, - так с улыбкой говорила Алла.
Нижние кусты цветов выращенных трудолюбивой Аллой уже побило ночными заморозками.
Для Николая и Аллы Коломоец я привез памятную кружку с изображением самолета Северок.
Алла остается на даче с Умкой, будет топить печь. Сегодня у них по плану баня. А мы с Николаем вскоре уезжаем в город. Николай проводит меня и после вернется на дачу.
---------------------
До закрытия музея на обед, остается полчаса.
С работником музея Натальей, спасибо ей большое за отзывчивость, мы достаточно оперативно успели охватить и осмотреть все залы.
Несколько моментов меня отдельно заинтересовали.
Вы помните, друзья, что в своих экспедициях я много внимания уделяю истории и культуре освоения севера и Арктики. Оказывается совсем недалеко от города Печора была найдена археологическая стоянка ранней поры верхнего палеолита Бызовая, названая по деревне близ этого места. Одна из древнейших стоянок европейского севера.
"Возраст орудий труда и костей животных( в основном мамонта) оценивается в 34–31 тыс. лет. Инструментарий выполнен в стиле мустьерской культуры, которая многими специалистами приписывается неандертальцам. Вероятно, Бызовая была едва ли не последним пристанищем этого вида"
Международная группа учёных опубликовала результаты нового исследования артефактов позднепалеолитической стоянки Бызовая на западных отрогах приполярного Урала (Коми). Стоянка была обнаружена советскими учёными в 1957 году, раскопки ведутся по сей день. В ходе нынешнего исследования...
web.archive.org
Вторым наиболее интересным событием, про которое узнал в музее, считаю рассказ Натальи о сбросе десанта в 1943 году в нескольких десятках километров от нынешнего города Печоры. Как обычно НКВД, заключенные, восстания и т.п.
Отчет хороший о событии нашел в сети. Спасибо Уральскому следопыту и автору, Николаю Вехову. Выдержки публикую.
" По разработанному плану будущей операции десантники должны были ликвидировать охрану лагерей и поднять заключенных на восстание." Представьте авиаторы- 1943 год
" Подготовленная к заброске в глубокий советский тыл группа из 12 человек вылетела на аэродром в норвежском Нарвике, откуда немцы совершали свои полёты в Арктику на спецоперации.
Здесь группу распределили по двум самолётам «Фокке-Вульф Fw 200 «Кондор» (нем. Focke-Wulf Fw 200 Condor), на которых через акваторию Баренцева моря достигли примерно средней части Северного острова Новой Земли, пересекли его поперёк в юго-восточном направлении, резко повернули на юг, к материку, и уже над водами Карского моря долетели до материкового берега!"
Углубившись в воздушное пространство над ненецкими тундрами, два тяжёлых немецких самолета достигли таёжной зоны Коми АССР, где в ночь с 5 на 6 июня оказались над районом выброски. С борта самолётов вместе с десантом на землю было сброшено вооружение и необходимые подручные средства для диверсий. Диверсанты были одеты в форму НКВД и снабжены соответствующими удостоверениями.
В случае успеха за первой группой диверсантов последовали бы другие и в советском тылу «началась бы настоящая война». Планом генерала Бессонова предполагалась заброска на север СССР в кульминационной фазе операции до пятидесяти тысяч десантников. Десант такой численности должен был захватить лагеря с заключенными, вооружить повстанцев и, утроив силы, двинуться на Урал.
Была и ещё одна задача этой операции. Нужно было взорвать железнодорожный мост Северо-Печорской магистрали, связывавший Воркуту с остальными частями страны."
Что произошло дальше,
" Парашютистов при выброске раскидало по тайге, они приземлились в трёх километрах друг от друга. В составе первой группы из шести человек находился командир диверсантов Николаев, а также один из ключевых участников операции, радист Андрей Одинцов.
..Разведчики первой группы с вестью о нашедшихся диверсантах вернулись в свой лагерь только около часа ночи 8 июля. Обвешанный с ног до головы оружием Николаев сидел у костра, а находившийся по ту стороны от него, их разделял только дым, радист Андрей Одинцов внезапно выхватил пистолет и выстрелил в Николаева. Группа была «обезглавлена».
Оказывается, о таком сценарии поведения рядовые участники будущей операции договорились между собой, ещё находясь в тренировочном лагере в Латвии. В «заговоре» участвовали все, кроме денщика Николаева татарина Расулаева, заговорщики боялись, что он донесёт на них."
Ну а что произошло далее, каждый может узнать сам, перейдя по ссылке:
Печорский десант | Июнь | 2022 | Уральский следопыт или посмотрев фильм
https://www.xn--80af5aj3e.xn--p1ai/video/11051/
---------------------------
После музея мы заехали домой на обед.
Николай показал простое изобретение, которое пришлось очень по душе местным хозяйкам для сортировки ягод. Добротно сделанный им короб с сужением на конце.
В 15 часов, я уже на перроне в ожидании поезда со своим тяжеленным рюкзаком и сумкой.
Еще один поезд и вскоре я увижусь с друзьями и своим маленьким самолетом.
---------------------------
Ну а что же в Печоре с Малой авиацией, ну или Большой, спросите вы?
Да, вообще, нормально все! Так, наверное скажет любой недалекий чиновник из нынешней росавиации или минтранса, разглядывающий местное табло-расписание. Ну или их коллега, такой же чиновник из Коми г.Сыктывкар.
Из Печоры, как я понял можно улететь в ноябре в региональный центр Сыктывкар один раз в неделю по средам. Цена что то около 5000 руб.
Я честно тыкал ссылки, стараясь найти самолет в расписании нужной даты. Попробуйте и вы нажимая на поиск авиабилетов
АО "Комиавиатранс"
Может только у меня так получается?
И еще.
Кажется на глазах Наталии даже навернулась слеза, когда я спросил о новостях города.
Совсем недавно не считаясь ни с мнением горожан, ни с многочисленными обращениями ученых мужей, было закрыто одно из немногих подобных в стране - Печорское речное училище.
Продолжение следует..